В сети гуляют многочисленные реконструкции внешности неандертальцев, которые у многих людей вызывают сомнения. Одно из наиболее популярных фото фактически является отфотошопленным снимком актрисы Скарлетт Йохансон. На другой известной картинке изображена взятая из головы женщина, достаточно симпатичная даже по нашим меркам.
Но насколько это все достоверно? И как на самом деле выглядели представительницы прекрасного пола у неандертальцев?
Первые находки этого вида были сделаны в середине и второй половине 19-го века. В то время во многих странах Европы случились революции, и даже самые консервативные монархии были вынуждены провести реформы. Поэтому общественное мнение весьма негативно относилось к недавнему феодальному прошлому, а древняя история человека считалась чем-то страшным и опасным.
Учитывая, что один из первых найденных неандертальцев был скручен артритом, как Квазимодо, возник стереотип изображать их с весьма звероподобным обликом. Когда были разработаны методики восстановления внешности по форме черепа, эта практика только утвердилась.
Но в дальнейшем антропологи и археологи более полно изучили неандертальское общество. Стало ясно, что эти представители рода homo не так уж сильно отличались от современных им сапиенсов. А потому в последние десятилетия возникла тенденция изображать их более человекообразными.
Нынешние макеты отличаются наклоном головы, чтобы скрыть иную форму подбородка и сделать менее заметными надбровные дуги; густыми волосами, чтобы не показывать иную форму черепа; а иногда их даже их даже одевают в современную одежду, дабы наглядно продемонстрировать, что мы с ними были несказанно близки.
Это тоже не совсем верно, ведь черепа и кости говорят нам, как они выглядели на самом деле. Наиболее полно сохранились скелеты женщин-неандерталок из израильской пещеры Табун и иракской пещеры Шанидар. Первый датирован возрастом 120 тысяч лет, второй несколько «моложе», ему 70 тысяч лет.
И вот, что я имею вам сказать. Дамы были ростом 150-155 сантиметров, имели куда более плотное тело, чем у современных штангисток, широкий таз и бедра, чтобы облегчить роды, большие головы специфической формы. Как и у всех представителей своего вида, их затылочная часть черепа была удлинена, глаза были больше наших, по крайней мере, на 50 %, лоб скошен, лицо широкое с тяжелыми и сильно выступающими надбровными дугами. Хорошо очерченного подбородка, как у нас, не имелось, он являлся сглаженным, но широким, нижняя челюсть уходила назад.
Их голова не казалась огромной по сравнению с размерами тела. Но на наш взгляд, все пропорции были иные. Более широкое и округлое лицо, более крупный нос, большие губы, уши и глаза, крупные зубы. Единственным достоинством было то, что коренастое сложение обеспечивало им большего размера молочные железы. Но это не точно)))
Конечно, красота в глазах смотрящего, и в этом плане у пещерных людей могли быть другие критерии. Женщина должна быть плодовитой, чтобы выносить потомство, она должна быть сильной и приспособленной к условиям ледникового периода. Крепкие неандерталки могли участвовать в охоте, на что указывают характерные повреждения тела. Это было очевидное достоинство по сравнению с более грацильными кроманьонскими женщинами.
К тому же, размеры головы у них были больше, чем у наших современников, но не сильно отличались от размеров тех сапиенсов, что жили рядом с ними. Иными словами, немного пива могло бы исправить ситуацию, и по мере употребления, эти дамы могли бы казаться куда красивее. Жалко, не было тогда еще пива.
Тем не менее, у неандертальцев и людей современного типа имеется некоторый процент общих генов. Меньше всего они близки африканцам к югу от Сахары – сходства ДНК составляет менее процента. Зато с европейцами этот показатель достигает 4 %, а у некоторых азиатов даже 7 %.
В настоящее время ученые не могут дать твердый ответ на причину этого. Возможно, генетические связи между homo sapiens и homo neanderthalensis вызваны общим происхождением от человека прямоходящего. Но может статься, что наши предки действительно смешивались.
Сами неандертальцы отличаются большим разнообразием по материнской линии и куда меньшим по отцовской. Это означает, что их барышни перемещались между различными семейными группами в результате похищения или обмена. Поэтому у наших предков была возможность завести шуры-муры с неандертальскими женщинами, а они могли забеременеть. Правда, мужское потомство от таких связей было бесплодным.