Найти в Дзене
Фонд "Люди моря"

Русские маяки: Сескар

Эпоха чугунных маяков началась в 1840-х годах, когда английский инженер Александр Гордон построил на острове Барбадос маяк, изготовленный заводом братьев Гриссель. Первый чугунный маяк России был установлен на острове Сескар в 1858 году. Проект принадлежит тому же заводу Генри Грисселя, лично посетившему Санкт-Петербург для знакомства с российскими маяками. На острове Сескар сменилось множество поколений маяков, начиная с XVII века в виде частных шведских огней, заканчивая серединой XIX века и установкой чугунной башни. В XVIII веке маяком служила деревянная башня с железным таганом на вершине для открытого костра. В 1807 году воплотился проект директора маяков и лоции Балтийского моря Леонтия Спафарьева и главного архитектора Морского министерства Андрияна Захарова – кирпичный маяк Сескар. В 1850-е годы башня пришла в ветхость, был составлен проект нового каменного маяка и установлен временный деревянный маяк, однако, помешала Крымская война. В 1856 году английский промышленник Генри

Эпоха чугунных маяков началась в 1840-х годах, когда английский инженер Александр Гордон построил на острове Барбадос маяк, изготовленный заводом братьев Гриссель. Первый чугунный маяк России был установлен на острове Сескар в 1858 году. Проект принадлежит тому же заводу Генри Грисселя, лично посетившему Санкт-Петербург для знакомства с российскими маяками.

На острове Сескар сменилось множество поколений маяков, начиная с XVII века в виде частных шведских огней, заканчивая серединой XIX века и установкой чугунной башни. В XVIII веке маяком служила деревянная башня с железным таганом на вершине для открытого костра. В 1807 году воплотился проект директора маяков и лоции Балтийского моря Леонтия Спафарьева и главного архитектора Морского министерства Андрияна Захарова – кирпичный маяк Сескар. В 1850-е годы башня пришла в ветхость, был составлен проект нового каменного маяка и установлен временный деревянный маяк, однако, помешала Крымская война.

В 1856 году английский промышленник Генри Гриссель принял заказ российского Морского ведомства на изготовление чугунной маячной башни и в том же году приехал в Петербург для встречи с Великим князем Константином Николаевичем. На встрече в Мраморном дворце был решен вопрос об установке светооптического аппарата. Прежде предполагалось заказать для маяка линзу Френеля французского производства, однако Гриссель смог убедить управляющего Морским ведомством в преимуществе английской оптики и удобстве заказа башни и светооптического аппарата из одной страны.

Изготовитель ручался за качество будущей постройки: «Мы хорошо знакомы со всеми родами маяков и вполне уверены, что Сескарский маяк будет во всех отношениях удовлетворять назначению наилучшим образом, и что, когда Его Величество увидит его уже окончательно поставленным на место, он не захочет ставить никаких других маяков кроме чугунных». Для большей убедительности Генри Гриссель распорядился собрать чугунную башню маяка во дворе своего завода перед отправкой в Россию. Чугунная башня высотой 30 метров произвела впечатление на жителей Лондона и местную прессу. Газета “The Illustrated London News” тут же опубликовала статью под заголовком “Lighthouse for Russia”, перевод которой был вскоре напечатан в июльском выпуске российского «Морского сборника» 1858 года.

В этом же году продолжалась сборка маяка на острове Сескар. Английские мастера вместе с российскими инженерами в продолжение лета собирали чугунную башню из сотни плит, скрепленных тысячами болтов. Изготовление оптической части было передано английскому заводу “Chance Brothers”. В фонарном сооружении была установлена линза II разряда, центральная часть которой вращаясь, делала полный оборот за шесть минут. Каждые полминуты судоводители видели ярку вспышку белого цвета на фоне постоянного огня. Дальность видимости маячного огня составила 11,3 морских миль.

В ночь с 12 на 13 сентября 1858 года старший помощник Директора балтийский маяков Кислаковский провел «пробное освещение» нового маяка. Испытания прошли успешно, и уже 23 сентября (5 октября по новому стилю) с борта клипера «Разбойник» комиссия из моряков-гидрографов наблюдала за работой маячного огня.

Маяк Сескар в период 1920-1935 годов
Маяк Сескар в период 1920-1935 годов

Вновь построенный маяк Сескар открыл регулярное действие. Английская линза прослужила на маяке до 1987 года, а затем сменилась новым светооптическим аппаратом советского производства «ЭМВ-930» - электрическим маячным вращающимся. Чугунная башня маяка Сескар с советской оптикой продолжает служить безопасности мореплавания по сей день.