Найти в Дзене
Билет в СССР

Сергей Ильюшин. "Если вы думаете отбрехнуться от Красной Армии, выпуская по 2 самолета в день, то будете наказаны"

Созданные Сергеем Ильюшиным самолеты вписали в историю нашей страны самые героические страницы.

Ил-2 - летающий танк, стал массовой боевой машиной за всю историю авиации. И сыграл решающую роль в знаменитых битвах под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге.
Бомбардировщик Ил-5. Во время войны без него не проходила ни одна операция советских войск. Он же выполнял функцию торпедоносца.
Ил-18. Долгие годы оставался самым массовым среднемагистральным самолетом Советского Союза.
В конце 1976 года на летное поле выкатили Ил-86. Он вошел в историю как один из надежнейших самолетов в мире. И стала машиной, которая не погубила ни одного пассажира.

Еще в начале 60-х Сергей Владимирович сказал, что у него есть мечта, чтобы его Ильюшинские самолеты не возили бомбы, а только людей. Сергей Ильюшин создал более 60 тысяч серийных машин. Его имя стало советским брендом, известным во всем мире.

Сергей Ильюшин в своем кабинете
Сергей Ильюшин в своем кабинете

Казалось, у него было все: Семь Сталинских премий, звание трижды Героя Социалистического труда, преданный коллектив. Но жизнь великого конструктора была далеко не безоблачной. Ему пришлось пережить глубокую драму, затянувшуюся на два десятилетия.

21 апреля 1938 года Ильюшин попал в аварию, управляя служебным самолетом. Оказалось, механик забыл залить масло в двигатель. На вынужденной посадке машина перевернулась. Авиаконструктор получил травмы, но, к счастью, выжил.

Эта история вызвала большой гнев у Сталина. Он распорядился: Главным конструкторам отныне запрещено самим подниматься в небо. Действительно, Ильюшин больше никогда не садился за штурвал самолета.

Зато в небо поднялся другой Ильюшин. Сын знаменитого создателя стал Заслуженным летчиком-испытателем СССР. Кажется, лучшего повода для гордости не придумать. Это должно было сплотить отца с сыном. Но 20 лет между ними была пропасть отчуждения. Есть кое-что, чего они так и не смогли простить друг другу.

За что бы ни брался Сергей Ильюшин: за штурмовик или бомбардировщик, пассажирский лайнер или транспортный самолет, всякий раз у него получалась машина, которой не было равных. Мог ли он предполагать, что это принесет ему не только радость.

Ильюшин и Бугайский в салоне самолета Ил-18
Ильюшин и Бугайский в салоне самолета Ил-18

Сталин объявил конкурс на скоростной двухмоторный бомбардировщик. Лучший вариант должны были запустить в серийное производство. Туполев и Ильюшин приступили к работе. Туполев успел раньше. Назвал свой проект ДБ-2. Он полностью устроил комиссию.

Ильюшин получил указание работы прекратить. Но ослушался. Он не только доделал свой вариант, но и решил на свой страх и риск во время первомайского парада показать, на что способна его машина.

Сергей договорился с летчиком-испытателем Владимиром Коккинаки, что тот прокрутит мертвую петлю. И не где-нибудь, а прямо над Красной площадью. Риск был невероятный. Такое своеволие жестоко каралось. Сталин не терпел самодеятельности даже среди любимых “Соколов”.

Вождь хорошо разбирался в характеристиках самолетов. Пролет Ильюшинского самолета был включен в программу воздушного парада. Пролет, но не “Мертвая петля”. Это стало сюрпризом для Сталина. Расчет Илюшина оказался верным. Сталину и Ворошилову машина понравилась. ДБ-2 с плана сняли, а Воронежский завод отдали Ильюшину.

В какой-то степени он подставил подножку Туполеву. Этот инцидент стал началом раздора между Туполевым и Ильюшиным.

Сергей Ильюшин родился в бедной крестьянской семье. Одиннадцатый ребенок, да еще самый младший. Старшие братья рано покинули отчий дом и уехали на заработки, а он помогал родителям по хозяйству. В 15 лет и сам отправился на работу чернорабочим-крючником на фабрику под Костромой. За 6 лет Ильюшин сменил несколько профессий: возчик молока, смазчик на железнодорожной станции, помощник машиниста экскаватора.

В 1910 году 16-летний Сергей нанялся на Коломяжский ипподром под Петербургом. С тремя классами образования он мог устроиться только землекопом. Ипподром как раз готовили к проведению к первой в России авиационной недели. Ильюшин занимался всем подряд. Именно тогда впервые в жизни он увидел аэроплан, поднявшийся в воздух. У юноши перехватило дыхание.

Но случилась трагедия. Во время полета самолет начал разрушаться в воздухе. Летчика выбросило с высоты 400 метров, и он погиб. Все это произошло на глазах у будущего авиаконструктора. Это не напугало, а наоборот, укрепило желание Сергея стать летчиком. Сначала он был ангарным: поднеси-прибери, выкати-закати самолет, помыть, почистить, убрать.

Потом его повысили до помощника моториста. Потом он стал мотористом. Судьба благоволила крестьянскому мальчику. Ему о карьере летчика нечего было и мечтать.

Но в 1916 году вышел указ императора Николая Второго принимать в летные школы лиц низших сословий. Конкурс был огромный, но Ильюшин поступил. И через год получил диплом военного летчика. После революции вступил в партию.

Сергей Ильюшин в молодости
Сергей Ильюшин в молодости

Закончил Академию имени Жуковского и стал служить в научно-техническом комитете при управлении ВВС. Чиновничья карьера его не привлекала. Он продолжал грезить небом и по ночам конструировал аэропланы. В 20-е годы в Крыму на горе Климентьева собирались любители воздушных полетов со всей страны. Там Ильюшин представил свой первый аэроплан.

В начале 30-х вместе с авиаконструктором Николаем Поликарповым Ильюшин участвовал в разработке самолета на пять мест для перелетов из труднодоступных районов в областные центры.

Раиса Михайловна Жалковская, его первая жена, была интеллигентнейшей женщиной. Она кочевала с ним по всем фронтам Гражданской войны. Все, кто знал Ильюшина в то время, говорили, что именно она подняла общекультурный уровень крестьянского парня.

Ильюшину было без малого 50, когда он оказался во власти нового чувства. К молоденькой сотруднице своего КБ Анастасии Советовой, которая была на 20 лет моложе. Осознав, что это не мимолетное увлечение, Сергей ушел из семьи. Квартиру и все имущество оставил первой жене. В то время он не мог разрываться между двумя женщинами.

В середине рядом с Ильюшиным его вторая жена Анастасия Васильевна Советова
В середине рядом с Ильюшиным его вторая жена Анастасия Васильевна Советова

Шел первый год войны. Испытание огнем проходила машина, которой суждено было прославить Ильюшина. КБ Ильюшина работало круглосуточно. Ил-2 модифицировался буквально на коленках. Выпускались самолеты в Воронеже. Мощности местного завода хватало только на 2 машины в сутки. Для нужд фронта этого было недостаточно.

Сталин одну за другой слал телеграммы угрожающего характера. “Вы подвели нашу страну. Вы подвели Красную Армию. Самолеты Ил-2 нужны стране как хлеб, как воздух. Если вы думаете отбрехнуться от Красной Армии, выпуская по 1-2 самолета в день, то будете наказаны. Перестаньте испытывать терпение Правительства! Предупреждаю в последний раз. Верховный Главнокомандующий Сталин”.

Ильюшинцы стали выпускать по 7 самолетов в смену, работая круглосуточно. Как вдруг вышел приказ Наркома авиации о расформировании КБ Ильюшина в Москве и переводе всех конструкторов в Воронеж. Это вызвало шок среди коллектива. Ильюшин собрал всех и распорядился: Работаем, как работали.

А сам стал готовиться к худшему. Собрал чемоданчик. Ждать долго не пришлось. Два человека поднялись к нему в квартиру и сказали: "Собирайтесь. Проедем с нами". Привезли его в Кунцево, на дачу Сталина.

Сталин сказал: -Вы человек занятой. Я еще более занятой. Объясните мне свое несогласие переводить свое ОКБ из Москвы в Воронеж.

Ильюшин прожил у Сталина неделю. Он терпеливо объяснял свое несогласие с его приказом. Верховный согласился. С тех пор Сталин с большой симпатией относился к Ильюшину. И то, чего не прощал другим, ему сходило с рук.

С.В.Ильюшин, генерал-лейтенант. 1944 год
С.В.Ильюшин, генерал-лейтенант. 1944 год

За создание Ил-2 Ильюшин был награжден двумя Сталинскими премиями 1 и 2 степени. Общая сумма была огромная - 150 тысяч рублей. Тогда роскошный автомобиль Победа стоил 16 тысяч. Мало кто знает, что Фонд Сталинской премии формировался из личной зарплаты Сталина. Как правило, те, кто удостаивались такой чести, отдавали свои премии в Фонд обороны.

Так поступил и Ильюшин. Даже в мирное время он никогда не тратил премии на себя.

В КБ Ильюшина
В КБ Ильюшина

Часто в пятницу в конце рабочего дня собирал свой огромный коллектив и объявлял: -Ребятушки! - только так он обращался к подчиненным. - Завтра отправляемся на теплоходе по Москва-реке.

Брал гармонь, раздавал всем удочки. Пели, плясали, варили его любимую “трехэтажную” уху.

На Вологодчине
На Вологодчине

В таких условиях коллектив сплачивался еще больше. Умеют работать, умеют и отдыхать. Именно так и было в Ильюшинском КБ. Послевоенное время стало его настоящим расцветом. Самый массовый бомбардировщик Ил-28 разместили на Кубе накануне Карибского кризиса.

Еще в военные годы Ильюшин стал делать наброски машин для мирного будущего. Он надеялся, что путешествия станут важнее бомбежек. Так появился Ил-14, который прославился в самых опасных экспедициях в Арктике и Антарктиде. Ил-14 стал любимым детищем конструктора.

-8

Рабочий коллектив был для Ильюшина настоящей семьей. Однажды он поклялся своим ребятушкам, что даже если ему предложат повышение, никогда не оставит КБ. Коллектив отвечал такой же преданностью.

На фоне всеобщей любви и обожания особенно болезненной стала его личная драма. Сын от первого брака Владимир так и не смог простить отцу развода с матерью. Даже встречаясь в коридорах, он проходил мимо.

Владимир Ильюшин вошел в историю как один из лучших в СССР летчиков-испытателей. За свою жизнь испробовал 145 различных типов самолетов. Но отец с самого начала был против такого выбора профессии.

Он надеялся, что сын одумается и начнет работать в его КБ, как это сделал сын его конкурента Туполева, который пришел на предприятие отца сразу после школы. И не было секретом, что создатель легендарного Ту готовит сына в преемники.

Сын Владимир на фоне портрета отца
Сын Владимир на фоне портрета отца

У Ильюшина было четверо детей. Двое от первого брака: Ирина и Владимир. И двое от второго: Сергей и Александр. Все получили техническое образование. Но продолжателем своего дела конструктор видел только старшего сына.

Сергей Ильюшин вел аскетичный образ жизни. Занимал довольно скромный кабинет. Зайти к нему имел право любой сотрудник. Записываться на прием было необязательно. При этом Ильюшин требовал от подчиненных опрятности в одежде. Перед его кабинетом висело зеркало. Прежде чем зайти, сотрудник должен был оценить свой внешний вид.

В середине 60-х у Ильюшина появились признаки болезни Паркинсона. Он знал, что уже никогда не выздоровеет.

В 1964 году, за 6 лет до отставки, Сергей Ильюшин оставил надежду, что сын сменит его на посту Генерального конструктора. К тому времени сын Владимир получил звание Героя Советского Союза за абсолютный рекорд высоты горизонтального полета - 21170 метров.

У Ильюшина нарастало дрожание рук, нарушение походки и координации движений. Он сознавал: скоро наступит момент, когда он не сможет передвигаться. При этом, будучи на пенсии, продолжал работать и никогда не жаловался.

Но после очередного приступа все же обратился к Министру авиационной промышленности с просьбой освободить его от занимаемой должности. Министр посчитал невозможным удовлетворить его просьбу. Шли работы по вводу самолета Ил-62 и начались работы по самолету Ил-76.

Болезнь прогрессировала, и Сергею Ильюшину было все труднее выполнять свои обязанности. Повторное обращение министр удовлетворил.

Последним самолетом, разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал Ил-62
Последним самолетом, разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал Ил-62

9 февраля 1977 года. У кровати отца сын Владимир. Они долго молчат. Судьба сложилась так, что они почти не разговаривали целых 20 лет. Владимир взял отца за руку. Слезы рвались наружу. В этот момент оба понимают: пусть они и шли разными дорогами, но каждый посвятил жизнь общей цели: безопасности полетов.

Хоронили трижды Героя Социалистического труда Сергея Ильюшина в форме генерал-полковника с воинскими почестями. Но фуражки, чтобы положить на крышку гроба, почему-то не оказалось. И тогда старший сын генерал положил на гроб свою. Вот так они окончательно и помирились.

Авиаконструктора уже давно нет в живых, но его имя, как знак качества, освещает новые современные авиалайнеры. Надежные, красивые машины Сергея Ильюшина устремлены в будущее и известны на весь мир. И составляют славу нашей Родины.

-11

Дорогие читатели. Благодарю Вас за внимание. Желаю добра, мирного неба над головой, семейного счастья.