"Я сегодня что-то не хочу заниматься, давайте перенесем..."
"Не придумала запрос актуальный, давайте в следующий раз..."
"Не успела сделать домашнее задание, когда доделаю все скопом, тогда продолжим работу..."
"У меня многозадачность, сегодня не до Вас, деньги же заработать важнее или как?"
"Из головы вылетело, что сегодня работаем..."
Иногда мы очень хотим перемен. Но чаще мы понимаем, что перемены жизненно необходимы. И кидаемся менять то, что можем, что доступно: место жительства, вес, работу, школу детям, супруга, одежду, прическу, круг общения, литературные предпочтения. Иногда это может помочь, хотя бы ненадолго. Но чаще такие шаги скорее позволяют получить небольшой объем необходимого психического ресурса для того, чтобы совершить следущий шажок. Иногда не туда...
К сожалению, такого запала надолго не хватает, и все, медленно, но верно, возвращается на круги своя. И тогда может статься так, что перемен хотеться больше не будет, наступит подавленность и апатия.
В чем причина?
Причина лежит в отсутствии понимания того, что все внешние перемены будут эффективными, только если им будут предшествовать внутренние перестройки. Что нужно будет перестраивать? Это покажет только диагностика и сбор анамнеза, а также сопоставление собранных данных с намеченными целями. Как это ни странно звучит, но даже сдвинуть целый состав вагонов с места проще решиться, чем честно и открыто взглянуть в свои мысли, поведение, действия, качество жизни и отношений. Часто там скрывается хорошо припрятанная душевная боль, с которой соединяться очень не хочется. Но надо.
Боль всегда про то, что что-то нарушено. В теле, в отношениях, в работе, в воспитании детей, в дружбе, в самореализации. Боль - не бич, а сигнал: нужен ремонт, лечение, исцеление, замена. Если мы маскируем боль, мы лишаем себя возможности держать внимание на проблеме и ее разрешении.
Боль просто покинет сознание, но перетечет в болезни тела или саморазрушительное поведение во всех смыслах. Терпение боли, вытеснение боли без попыток решить затруднение или переосмыслить ситуацию сродни самоуничтожению.
Любая работа эффективна, только если она качественно и профессионально организована во времени и внешнем и внутреннем пространстве.
Без дисциплины ничего не достичь. Клиент приходит к психологу с жалобой. И первая задача грамотного психолога перевести жалобу в запрос. То есть как бы дисциплинировать эту жалобу, присвоив авторство проблемы и ответственность за ее решение клиенту, решение необходимо сформулировать также самому клиенту.
Следующий дисциплинарный аспект, архиважный - соблюдение условий сеттинга. Это касается времени прихода на консультации, дня и своевременной оплаты. Редко встречается случай, когда для разрешения проблемы клиенту хватает одной встречи.
Обычно работа со сложным случаем длится от 3 месяцев до 3 лет. Условия оплаты, содержание работы оговариваются в самом начале и остаются неизменными до тех пор, пока идет работа и участники процесса поставленные условия неукоснительно соблюдают. Или пока по тем или иным причиным не оговорены иные условия. Оговорены честно и открыто, а не подразумеваются.
Управлять собой тяжело, но если клиент не способен даже приходить и платить, соблюдая оговоренную периодичность, а это самое простое, что нужно удержать в своих руках, осязаемое, выполнимое, поддающееся подсчету, то думать о том, что он сможет взять под контроль свои внутренние, незримые, неосязамемые, неизмеримые процессы, стихии по сути, не приходится.
Жесткое соблюдение сеттинга - не выбор клиента ипсихолога, а требование к обоим.
Понимая, что своим внутренним хаосом управлять очень сложно, клиент может скатываться снова и снова в перенос фокуса внимания на управление доступным. В числе прочего таким объектом управления могут стать время и деньги, вунтреннее состояние психолога.
Захочу, приду и заплачу, не захочу, не приду и не заплачу, но стабильную доверительную связь, будьте добреньки, мне на блюде здесь же подайте к следующему посещению по желанию.
Нет. Связь не обеспечивается кем-то одним, в частности психологом.
Связь и ее качество зависит от всех участников коннекта.
И стабильность состояния психолога - не законсервированная в эпоксидке данность. Психолог в динамике, как и любой другой человек, и, если клиент его "кидает" даже единожды, не говоря о том, что это может стать системой, психолог начинает неизбежно колебаться, взвешивая, стоит ли дальше продолжать общение.
Психолог - не безусловный биологический родитель, а именно условный, замещающий родитель, пока Вы внутренне дозреваете эмоционально, действующий в рамках своевременной оплаты и соблюдения графика посещений.
Психолог не может не поесть, не накормить и не одеть своих детей, не лечиться, когда заболел, не платить за коммуналку. Все это он делает на деньги, которые ему платят (и если платят) клиенты. Только спокойный психолог, у которого удовлетворены его личные потребности и потребности его семьи, способен поддерживать длительную, стабильную, доверительную, принимающую связь с клиентом. Договор дороже денег, как говорится. За свою работу (порой даже всего лишь за выход на нее) клиенты получают содержание. И если психолог пришел на работу, а клиент нет, это проблемы клиента: вознаграждение согласно исполненному договору со стороны психолога ему полагается. А если клиент считает иначе, значит договор нарушен клиентом и рассчитывать на этого психолога он больше не вправе.
Мы с клиентом идем к его истинной радости бытия, расчищая завалы накопившихся непереваренных эмоций. Это долгий, трудный, но стоящий того путь. Истинная радость, постоянно идущая из глубинного центра бытия, неотменна.
Однако есть опасность скатиться в драму, где клиент будет "жертвой", а психолог "спасателем". А где жертва и спасатель, там и тиран в тени. Треугольник Карпмана налицо. Эмоций масса, решения проблем нет.
Поэтому, пожалуйста, не удивляйтесь, если психолог вдруг откажется Вас бесплатно или от случая к случаю спасать, психолог вообще не спасает, он не Бог. Он строит с клиентом взаимодействие на уровне взрослый-взрослый. При втягивании в драматическую игру психолог выставит жесткие границы влияния на себя. И это будет грамотно. Его задача удержать процесс исцеления клиента в правильной нагрузке и нужном направлении.
Если психолог становится объектом управления или драматическим ресурсом для клиента, он уже не имеет возможности видеть все из отстраненной мета-позиции, он втянут и необъективен. В игры клиента с самим собой, с психологом и с другими людьми в его жизни.
Переиграйте ситуацию нарушения сеттинга Вами наоборот: психолог не явился на оплаченную встречу, оправдавшись чем угодно и никак не ее компенсировал. Или опоздал на половину встречи. Или начал на Вас нападать, осуждая. Каково Вам?
В процессе психологического консультирования есть три составляющих: психолог, клиент, проблема клиента. Если отвественность клиента за приход и оплату вовремя и выполнение домашних заданий для закрепления внутренних и внешних перемен выпадает, психолог остается один на один с проблемой клиента. Так выглядит перекладывание ответственности: я принес Вам свои трудности, а дальше как-то сами рулите, а я от Вас побегаю, поедите засчет другого клиента (ответственность перекладывается и на него).
Ок, платите накануне, а потом бегайте, прыгайте, работайте, отдыхайте и не делайте ничего между сессиями. За Ваши деньги любой каприз. Бесплатно никто никого на себе нести не будет.
Если длительная работа будет срываться, психолог вправе менять условия сотрудничества с данным клиентом при каждом его неожиданном возвращении, повышая стоимость услуг, к примеру, чтобы неповадно было считать работу с психологом и работу психолога своим развлечением и игрой.
Если у меня психотравма, значит, мне все можно? Конечно же, нет. Либо мы будем учиться рулить своими проблемами, либо они будут крутить нас вместе с психологом в драматическом колесе, и тогда на выходе мы все просто выгорим эмоционально. Адреналин сжигает изнутри. Поэтому неконтролируемый стресс в организации работы с психикой просто запрещен.
Оплатили, пришли вовремя - вот тут пожалуйста, говорите и делайте, что хотите, главное, не нанося вреда себе и тому, кто рядом.
И в качестве постскриптума: все, что происходит в общении с психологом, то происходит и в жизни клиента, в его общении с другими, и соль в том, что это и есть источник проблем: есть я, а другого нет или есть другой, а меня нет, но общение становится здоровым, когда есть и я, и другой в поле моего сознания одновременно.
Евгения Спиридонова 2025
Автор: Евгения Спиридонова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru