Найти в Дзене

Загадка Феодоро: Наследники Византии в Крыму

Феодоро – небольшое православное княжество, просуществовавшее на юго-западе Крыма с XIII по XV век. Осколок византийской империи, основанное крымскими готами и греками государство оказалось на острие противостояния Востока и Запада. Историк Андрей Васильев в книге «Княжество Феодоро: история, памятники, легенды» рассказывает о курьезе, из-за которого спустя сто лет после начала изучения княжества, его местоположение оставалось загадкой. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги. Поиски Феодоро начались с курьеза, внесшего немалую путаницу в изучение истории княжества. В 1784 году в Германии в географической серии «Большое землеописание» издателя Бюшинга была опубликована работа профессора университета в Галле Иоганна Тунманна «Крымское ханство». Она представляла собой первое изложение доступных на тот момент сведений о географии, истории и политическом устройстве полуострова до момента осуществления на него российских притязаний. Книга писалась в 1777 году и вышла через год после сме

Феодоро – небольшое православное княжество, просуществовавшее на юго-западе Крыма с XIII по XV век. Осколок византийской империи, основанное крымскими готами и греками государство оказалось на острие противостояния Востока и Запада. Историк Андрей Васильев в книге «Княжество Феодоро: история, памятники, легенды» рассказывает о курьезе, из-за которого спустя сто лет после начала изучения княжества, его местоположение оставалось загадкой. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги.

Руины Инкермана
Руины Инкермана

Феодоро и Византия

Поиски Феодоро начались с курьеза, внесшего немалую путаницу в изучение истории княжества. В 1784 году в Германии в географической серии «Большое землеописание» издателя Бюшинга была опубликована работа профессора университета в Галле Иоганна Тунманна «Крымское ханство». Она представляла собой первое изложение доступных на тот момент сведений о географии, истории и политическом устройстве полуострова до момента осуществления на него российских притязаний. Книга писалась в 1777 году и вышла через год после смерти автора, который уже не мог внести в нее поправки.

В биографии Тунманна нет никаких намеков на то, что он хотя бы раз был в Крыму. Свое сочинение он составил как компиляцию исторических источников и устных сведений, полученных от купцов, дипломатов, путешественников. Ученый справедливо полагал, что до 1204 года Таврика находилась под властью Византии. Однако после захвата Константинополя крестоносцами ее жители, не признав свершившийся в столице переворот, «избрали себе свое собственное начальство или подпали под власть особых князей».

Ханское кладбище
Ханское кладбище

В восточном Крыму особую известность приобрел Судак, позже оказавшийся в руках генуэзцев, тогда как в западном возникло два независимых христианских княжества — Феодоро и Готия. Столицей первого Тунманн считал Инкерман, а политическим центром второго — Мангуп.

«Инкерман, при греках Теодори — был когда-то богатым, цветущим и знаменитым городом, а теперь — маленькое местечко с крепосцой и гаванью в северной части Херсонского лимана, — писал он. — Местность окружена горами, в которых находятся прекрасные ломки мрамора и серпентина. Прежде здесь не было пресной воды, но инкерманские князья приказали вырыть множество колодцев, большая часть которых и теперь существует. Город, которому Инкерман обязан своим происхождением, назывался Евпатория, затем Дори, Дорос или Дорас. Его основал Диофант, полководец великого Митридата. Хазары в 679 году отняли его у готов, которые к концу восьмого столетия, правда, опять им завладели, но вскоре снова потеряли. С 1204 года город имел собственных князей, к которым принадлежал последний византийский император Константин перед своим восшествием на престол».

-3

Последнее утверждение — еще одна ошибка ученого-энциклопедиста, основанная на неверной интерпретации сообщения греческого хрониста XV века Михаила Дуки. В своей «Византийской истории» тот писал, что император Мануил II Палеолог (1391–1425), разделив империю между своими сыновьями, завещал четвертому из них, Константину (будущему императору Константину XI), местности на Понте, граничащие с Хазарией. Поскольку в позднем Средневековье Хазарией обычно называли Крым, Тунманн сделал вывод, что последний византийский император до своего восшествия на трон был владетелем княжества Феодоро.

Авторитет немецкого исследователя оказался столь велик, что его сомнительное утверждение принималось за чистую монету многими авторитетными учеными вплоть до XX века. Однако еще Исмаэль Буйо (1605–1694), подготовивший комментарии к печатному изданию хроники Дуки, предположил, что речь идет о городах на фракийском побережье Черного моря, которые действительно составили апанаж Константина. Что касается Мангупа, то о нем Тунманн сообщил лишь, что он назывался ранее «крепость Готии» и некогда представлял из себя «значительный и сильно укрепленный город, с двумя замками, многими роскошными церквами и прекрасными домами». Он также сослался на «Описание Татарии» Мартина Броневского, согласно которому его князья были греками знатного происхождения.

Мангуп
Мангуп

И Готия, и Феодоро, по мнению исследователя, погибли в 1475 году под ударами турок. Католический епископ Станислав Богуш-Сестренцевич, автор «Истории Царства Херсонеса Таврического», русский перевод которой увидел свет в Петербурге в 1806 году, отождествил Инкерман не только с Доросом — Феодоро, но также с античным Ктенунтом. Немного корректируя рассуждения Тунманна, он утверждал, что после разгрома Константинополя латинянами в Крым удалились представители «императорского дома», основавшие здесь собственное княжество. Позже оно, так же как и княжество Готии с центром на Мангупе, подчинилось монголам, а в XV веке пало под ударами османов.

Несомненный интерес представляет утверждение достопочтенного прелата о том, что римский папа Климент осужден был работать на каменоломне, находящейся именно близ Инкермана. Судя по всему, его вдохновили слова Мартина Броневского о том, что еще с древности здесь добывался камень.

Медальон, найденный на раскопках в Крыму
Медальон, найденный на раскопках в Крыму

В 1805 году в Петербурге вышел второй том заметок П. И. Сумарокова «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». В альбоме к нему была приведена гравюра с изображением строительной плиты с греческой надписью, монограммой и двуглавым орлом. Надпись сообщала о возведении в 1427 году храма Св. Константина и Елены неким Алексеем, владетелем «города Феодоро и Поморья». К сожалению, сам автор книги ни словом не обмолвился о том, где он увидел плиту. Достоверно известно лишь, что в 30-х годах XIX века она находилась в имении Саблы близ Симферополя, принадлежавшем графине Лаваль. Вероятно, ее привез кто-то из предыдущих владельцев. Откуда, никто толком не знал. Но поскольку благодаря сочинениям Тунманна и Богуш-Сестренцевича сложилось мнение, что Феодоро будто бы и есть старое название Инкермана, ее посчитали происходящей из этой крепости, тем более что неоднократно упомянутый Броневский упоминал, что видел в ней греческие гербы.

Теории «двух княжеств» придерживался и такой осторожный ученый, как П. И. Кеппен. В своем капитальном исследовании «О древностях южного берега Крыма и гор Таврических» (1837) он предоставил систематическое описание древних крепостей и городов южного и юго- западного Крыма, сопроводив его картой и планами памятников. В главе о Балаклаве исследователь опубликовал фрагменты итальянских хроник о конфликте Алексея из Феодоро и генуэзцев, оспаривавших друг у друга этот важный порт, предложив считать его тем же самым Алексеем, имя которого упомянуто в строительной надписи 1427 года. При этом, критически проанализировав работы предшественников, он оговорился, что точное месторасположение Феодоро остается невыясненным. Возможно, оно находилось на мысе Ай-Тодор, но здесь, по словам ученого, ему не удалось обнаружить остатков сколь-нибудь значимого средневекового города .

Читайте книгу целиком, чтобы узнать тайны княжества Феодоро