Целый народ, разделенный в своё время надвое, совершить рефлексию вряд ли сможет без реваншистских настроений. А послевоенная Германия не настолько была одержима этими идеями, хотя, конечно, у некоторых отчаянных голов они преобладали. Но в силу тех тисков, в которые страна была зажата, с одной стороны союзниками, а с другой СССР, подобные мысли таковыми и оставались, без малейшего проявления в действие.
В конце восьмидесятых годов прошлого века восточная Германия была намного беднее Западной. Там было недовольство от этого, а ещё и от факта объединения в единое государство. Система хозрасчёта не могла существовать в условиях рыночной экономики, многие предприятия терпели крах. В это время совсем молодая, на пороге девятнадцатилетия, девица Мария, живёт в доме такого же юного жениха, читает Достоевского и с опаской мечтает о будущем.
Она как будто не желает смотреть вдаль, так как там ждут перемены в жизни, стране и много соблазнительного неведомого. Ей претят предполагаемые изменения, готовящиеся в обществе. Западные ценности не прельщают её и увлечение Йоханнеса фотографией, новомодная профессия для ГДР, кажется безделицей. И в это смутное для девушки время она сближается с Ханнером, консерватором, не принявшим новый порядок.
Переосмысление событий того времени, когда один народ воссоединился, параллельно развивавшийся 45 лет в различных политических и социальных режимах, занятие достойное, ибо по сию пору видны эти различия. Тогдашняя ФРГ, с её индустриальной развитостью, можно сказать поглотила соседнюю республику, отсюда и многие недовольства граждан последней. Однако в данной работе это повествуется не через призму манифестов и декламаций, но через характер, саму сущность Марии, её мировосприятие.
Девушка короткая по натуре, она переживает за мать, брошенную отцом, сбежавшим с молодухой. Вынужденная жить в доме парня, которого больше любит как брата, нежели мужа. Такие смирные девушки, всегда послушные, иногда могут взбрыкнуть и сотворить нечто невиданное доселе. И это происходит с Марией. Поступок, однозначно вызвавший бы осуждение близких, демонстрирует её привязанность именно к тому строю, в котором она в детстве побывала в патриотическом лагере, и который не ассоциируется у неё лично ни с чем плохим. В Хеннере она как раз и находит тот покой, который возникал в те, не такие уж далёкие, времена.
Этот грубоватый и одновременно ласковый хозяин фермы много страдал. Он читает Тракля всякий раз, и обводит определённые фразы карандашом. Он надломлен, покинут женой, ни то служившей в Штази, ни то утопившей себя в вине. Они прикипают друг другу, словно находились рядом много лет. Только Хеннер понимает всю ущербность их связи, а Мария не осознает, что он - прошлое, от которого волей-неволей стоит избавиться, стряхнуть эту пыль и глядеть вперёд, даже если очень неохота.
В фильме много откровенных сцен. Они дают ключи для понимания, мол, всё что происходит с парочкой любовников, происходит со страной. Они тайно встречаются, говорят, пьют, скрывая естественные чувства и желания. Так же как жители ГДР, половина из которых доносила, а вторая скрывалась от доносчиков. Эта искусственная потаенность никогда не может привести ни к чему хорошему. Так и здесь, если и надо было прекратить позорную связь, то только крайне радикальным способом, в котором ярко выраженная достоевщина смешалась с сюрреализмом поэта Тракля.
Авторам удаётся точно передать настроение героев, жителей республики. Время действия - лето, располагает к некоторому ленивому течению жизни и повествования. Солнечные вечерние блики или заутренний восход, ни одного облачка, почти всегда светло, небо только что умытое. Однако в резких движениях людей, их мгновенной перемене настроения, улавливается нервозность и определённое беспокойство. Даже старик, привыкший сглаживать выпивкой всякую надвигающуюся ссору, пытается поднять над всем этим голову и произнести нечто, что способно нарушить летний вечер.
Темпоритм картины таков, что можно понять и ощутить жаркую погоду под палящим солнцем и прохладу в магазинчике семьи Йоханнеса. Вместе с этим динамика не останавливается с пристальным взглядом на такие атмосферные явления, а набрав с самого начала определённые обороты, следует им до самого конца. Ближе к финалу публике совершенно очевидна концовка, в ней нет строгой секретности, только понимание безысходности в страданиях девушки может пошатнуть его предвидение. В остальном, не смотря на более двухчасовое действо, фильм смотрится не скучным произведением, вопреки присутствию Братьев Карамазовых.
Однажды мы расскажем друг другу всё, в самом его названии, заложен определённый смысл, который раскрывается не сразу. С верного пути может сбить нагота тел любовников, однако такое взрослым и терпимым зрителям не должно стать большим препятствием в отделении зёрен от плевел. Эта нарочитая откровенность показывает различие двух культур, где нагие тела куда более прекрасны, нежели вид подъехавшей на Мерседесе семьи с Запада. Фильм метко иллюстрирует психологическое состояние людей того времени неизвестности. Но жизнь продолжается, и мы, всё равно, обязаны делать сердце сильным, переживая любые страдания, чтобы те, кто будет жить после нас через сто-двести лет, помянули нас добрым словом.