Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Однажды мы расскажем друг другу всё/Irgendwann werden wir uns alles erzählen (2023 г.) немецкая трагедия любви, где летнее настроение...

Кадр из фильма "Однажды мы расскажем друг другу всё".
Кадр из фильма "Однажды мы расскажем друг другу всё".

Целый народ, разделенный в своё время надвое, совершить рефлексию вряд ли сможет без реваншистских настроений. А послевоенная Германия не настолько была одержима этими идеями, хотя, конечно, у некоторых отчаянных голов они преобладали. Но в силу тех тисков, в которые страна была зажата, с одной стороны союзниками, а с другой СССР, подобные мысли таковыми и оставались, без малейшего проявления в действие.

В конце восьмидесятых годов прошлого века восточная Германия была намного беднее Западной. Там было недовольство от этого, а ещё и от факта объединения в единое государство. Система хозрасчёта не могла существовать в условиях рыночной экономики, многие предприятия терпели крах. В это время совсем молодая, на пороге девятнадцатилетия, девица Мария, живёт в доме такого же юного жениха, читает Достоевского и с опаской мечтает о будущем.

Она как будто не желает смотреть вдаль, так как там ждут перемены в жизни, стране и много соблазнительного неведомого. Ей претят предполагаемые изменения, готовящиеся в обществе. Западные ценности не прельщают её и увлечение Йоханнеса фотографией, новомодная профессия для ГДР, кажется безделицей. И в это смутное для девушки время она сближается с Ханнером, консерватором, не принявшим новый порядок.

Переосмысление событий того времени, когда один народ воссоединился, параллельно развивавшийся 45 лет в различных политических и социальных режимах, занятие достойное, ибо по сию пору видны эти различия. Тогдашняя ФРГ, с её индустриальной развитостью, можно сказать поглотила соседнюю республику, отсюда и многие недовольства граждан последней. Однако в данной работе это повествуется не через призму манифестов и декламаций, но через характер, саму сущность Марии, её мировосприятие.

Кадр из фильма "Однажды мы расскажем друг другу всё".
Кадр из фильма "Однажды мы расскажем друг другу всё".

Девушка короткая по натуре, она переживает за мать, брошенную отцом, сбежавшим с молодухой. Вынужденная жить в доме парня, которого больше любит как брата, нежели мужа. Такие смирные девушки, всегда послушные, иногда могут взбрыкнуть и сотворить нечто невиданное доселе. И это происходит с Марией. Поступок, однозначно вызвавший бы осуждение близких, демонстрирует её привязанность именно к тому строю, в котором она в детстве побывала в патриотическом лагере, и который не ассоциируется у неё лично ни с чем плохим. В Хеннере она как раз и находит тот покой, который возникал в те, не такие уж далёкие, времена.

Этот грубоватый и одновременно ласковый хозяин фермы много страдал. Он читает Тракля всякий раз, и обводит определённые фразы карандашом. Он надломлен, покинут женой, ни то служившей в Штази, ни то утопившей себя в вине. Они прикипают друг другу, словно находились рядом много лет. Только Хеннер понимает всю ущербность их связи, а Мария не осознает, что он - прошлое, от которого волей-неволей стоит избавиться, стряхнуть эту пыль и глядеть вперёд, даже если очень неохота.

В фильме много откровенных сцен. Они дают ключи для понимания, мол, всё что происходит с парочкой любовников, происходит со страной. Они тайно встречаются, говорят, пьют, скрывая естественные чувства и желания. Так же как жители ГДР, половина из которых доносила, а вторая скрывалась от доносчиков. Эта искусственная потаенность никогда не может привести ни к чему хорошему. Так и здесь, если и надо было прекратить позорную связь, то только крайне радикальным способом, в котором ярко выраженная достоевщина смешалась с сюрреализмом поэта Тракля.

Авторам удаётся точно передать настроение героев, жителей республики. Время действия - лето, располагает к некоторому ленивому течению жизни и повествования. Солнечные вечерние блики или заутренний восход, ни одного облачка, почти всегда светло, небо только что умытое. Однако в резких движениях людей, их мгновенной перемене настроения, улавливается нервозность и определённое беспокойство. Даже старик, привыкший сглаживать выпивкой всякую надвигающуюся ссору, пытается поднять над всем этим голову и произнести нечто, что способно нарушить летний вечер.

Кадр из фильма "Однажды мы расскажем друг другу всё".
Кадр из фильма "Однажды мы расскажем друг другу всё".

Темпоритм картины таков, что можно понять и ощутить жаркую погоду под палящим солнцем и прохладу в магазинчике семьи Йоханнеса. Вместе с этим динамика не останавливается с пристальным взглядом на такие атмосферные явления, а набрав с самого начала определённые обороты, следует им до самого конца. Ближе к финалу публике совершенно очевидна концовка, в ней нет строгой секретности, только понимание безысходности в страданиях девушки может пошатнуть его предвидение. В остальном, не смотря на более двухчасовое действо, фильм смотрится не скучным произведением, вопреки присутствию Братьев Карамазовых.

Однажды мы расскажем друг другу всё, в самом его названии, заложен определённый смысл, который раскрывается не сразу. С верного пути может сбить нагота тел любовников, однако такое взрослым и терпимым зрителям не должно стать большим препятствием в отделении зёрен от плевел. Эта нарочитая откровенность показывает различие двух культур, где нагие тела куда более прекрасны, нежели вид подъехавшей на Мерседесе семьи с Запада. Фильм метко иллюстрирует психологическое состояние людей того времени неизвестности. Но жизнь продолжается, и мы, всё равно, обязаны делать сердце сильным, переживая любые страдания, чтобы те, кто будет жить после нас через сто-двести лет, помянули нас добрым словом.