Перед Новым годом современные отечественные кинодеятели решили побаловать отечественного зрителя таким редким жанром, как шпионский триллер-детектив на современном материале. То есть, не набившими уже оскомину идеологическими и материальными нестыковками ретро-детективами (почему-то продюсеры вбили себе в голову - раз молодежь забила на телеящик, то хоть старшее поколение клюнет на фильмы из советского прошлого). И льется поток этой альтернативно-исторической самодеятельности без конца и края. Сами ничего не знают, так еще и зрителей считают за идиотов.
Но вот в 2023г. Президентский Фонд культурных инициатив выделил около 90 миллионов рублей на создание четырехсерийного телефильма "Мирный атом". В заявке было указано, что
Многосерийный фильм "МИРНЫЙ АТОМ" в художественной форме сможет отразить успехи и достижения России в атомной и энергетической сферах, в том экономическом базисе, который объединяют русский мир в единое цивилизационное пространство, даёт повод гордится своей страной, прогнозирует прорывные решения, которые с успехом будут использованы не только в нашей стране, но и во всем мире.
Фильм погружает зрителя в жизнь молодого ученого, который результативно внедряет свою прорывную разработку в атомной инженерии, активно взаимодействуя с представителями атомных предприятий и жителями разных регионов и областей, и своим примером демонстрирует единое для населения разных территорий страны образовательное, культурное и технологическое пространство. Через историю главного героя будут показаны не только сложности восстановления и защиты новых территорий, но и новые возможности, актуальные интеграционные процессы, позволяющие в совместных усилиях продолжать цивилизационное развитие России.
Четырехсерийный фильм "МИРНЫЙ АТОМ" (хронометраж серии 45 минут) призван показать важность интеграции новых территорий в единое цивилизационное пространство, демонстрирует возможности устойчивого роста качества жизни граждан всей России, через развитие российской атомной энергетики, и подчеркивает важность обеспечения безопасности атомных электростанций и предотвращения чрезвычайных ситуаций, в том числе, на крупнейшей в Европе Запорожской АЭС.
Создание и демонстрация четырехсерийного художественного фильма, способствующего восстановлению культурного и информационного пространства России и освобожденных территорий, привлечению внимания молодежи к новым возможностям в науке и развитию в сфере атомной энергетики России.
Ну то есть все как надо - и новые территории, и молодой ученый, а главное - успехи России в атомной и энергетической сферах. Это вообще неубиваемый козырь, так как председателем координационного Совета Фонда является первый замглавы Администрации Президента РФ, отвечающий за внутреннюю политику, Сергей Владиленович Кириенко, бывший глава "Росатома". И что, у него была возможность отказать заявке про интеграцию новых территорий и показу родной для него отрасли?
Неважно, что в сценарии описан примитивный шпионский триллер, не имеющий никакого отношения к содержанию заявки. Главное начальству соответствующую заявку подать.
Давненько в нашем кино не было вот такого шпионского детектива, созданного по лекалам пятидесятых годов прошлого века. Середина- конец 50-х годов - расцвет советского шпионского фильма. Один за другим на экраны страны выходят "Застава в горах", "В квадрате 45", "Заговор обреченных", "Над Тиссой", "Незванные гости", "Опасные тропы", "Дорога", "Операция "Кобра", "Призраки покидают вершины", "Следы на снегу", "Случай с ефрейтором Кочетковым"( это был вообще уникальный учебно- документальный художественный фильм на тему профилактики вражеского проникновения в Советскую Армию).
Даже в т.н. "милицейские" фильмы вплетались сюжетные линии, связанные с иностранным шпионажем - "Дело "пестрых", "Дело № 306". Наши фавориты тогдашнего "шпионского" жанра, два шедевра - "Тень у пирса"
и "Голубая стрела".
Чем характерны эти фильмы - наличием мощнейших вражеских шпионских сетей по городам и веся СССР, что развернули на нашей территории в те годы западные спецслужбы.
Вот, к примеру, в фильме "Голубая стрела" авиатехник в исполнении Бориса Новикова на пляже в Ялте неосторожно хвастается своей знакомой, что будут проводится испытания новейшего прибора для истребителя. А рядом на песочке уже лежит агент иностранной разведки. "Болтун находка для шпиона!" Эта самая агентка тут же сообщает важную информацию резиденту. Наш самолет сбивает над нашими водами иностранный истребитель, а за ценным прибором враг отправляет подводную лодку с экипажем из наемников и предателей Родины.
Поэтому надо быть бдительным. Враг не дремлет.
Потом, уже в 60-70- е годы такие фильмы о массовом шпионском проникновении в нашу страну вражеских разведок перестали снимать. В общество был запущен на волне массовой реабилитации "жертв сталинских репрессий", тезис, что т. Сталин страдал паранойей и в каждом видел вражеского шпиона и "врага народа". В результате этих невиннных "шпионов, диверсантов и подрывников" покрошили огромное количество. И только ХХ съезд КПСС вернул страну к "ленинским нормам жизни". То есть шпионов у нас в таком количестве нет и не было, а если и проникают, то очень редко и случайно, и очень единичные образцы. Да и тех сразу ловят компетентные органы и перевербовывают в случае необходимости.
И вот перед нами новейший российский мини-сериал "Мирный атом" ( не путать с советским шпионским детективом "Меченый атом"), который вроде бы должен освещать научные достижения нашей страны в атомной энергетической промышленности, пропагандировать интеграцию "новых регионов" и объединять русский мир в единое цивилизационное пространство и пр. и т.п., а на самом деле это шпионский детектив, снятый по лекалам "Тени у пирса" и "Голубой стрелы" в старой "сталинской" традиции.
Наши дни, вот буквально сегодня. Группа молодых ученых в составе Кирилла Верещагина и его жены Екатерины, Кирилл такой молодой "гений в тапочках, весь в науке, и другого ему не надо, придумал что-то новое, очень ценное для работы мирного ядерного реактора. А его жена себе на уме, все время пилит его - нас тут не ценят, надо валить в Америку.
Есть еще один, самый молодой в их группе - Олег Колчин. Как "молодой" права голоса не имеет.
Руководит этой группой старший товарищ, профессор Харламов. Он не особо верит в изобретение Кирилла, всячески вставляет палки в колеса.
Должна состояться научная конференци , на которой Кирилл хочет выступить с докладом о своем открытии. Суть "открытия" неважна, главное, что оно "прорыв".
И вот до доклада остается несколько минут, а научного руководителя, профессора Харламов все нет. Кирилл нервничает, но начинает выступать.
Сразу открываем нашим читателям, большинство которых этот фильм смотреть не будет, все карты. Кто хочет посмотреть можете дальше не читать.
Так вот профессор в это время на скамеечке в Лефортовском парке общается с сотрудником ЦРУ. Да, да, профессор завербован американской разведкой, которая очень хочет узнать техническую сторону открытия. Профессор уже передал им много информации, но не всю. У него дочка в Англии, и ее посадили по беспределу, чтобы принудить профессора к сотрудничеству. Вот он мегабайтами и таскает ЦРУ секретную информацию. Профессор в кепочке.
Но что-то пошло не так. Агент ЦРУ, работающий под прикрытием журналиста, уходит. А затем кто-то профессора убивает. Сделали укол "новичка". "Достаточно одной таблэтки".
На место происшествия приезжает "товарищ майор" из компетентных органов. Только в конце фильма мы узнаем, что у него еще и фамилия есть - Белкин. А так все время "товарищ майор". Играет его Александр Илин-младший. На классического "товарища майора" он ни богемной внешностью, ни манерой поведения никак не тянет. Дали Ильину бумажку с текстом, повтори более или менее близко к буквам - больше ничего не надо, и можешь бежать дальше со своей небритостью и тусклым голосом на съемки "Трассы" или "Робинзона".
Вот этому небритому не по уставу "товарищу майору" и предстоит практически в одиночку противостоять целой резидентуре ЦРУ. Правда, есть еще начальник его отдела, вот он в своем кабинете на Лубянке. Обратите внимание на картину маслом, портрет Дзержинского, выполненный самодеятельным художником, в советское время такие портреты рисовали школьные или пионерлагерные художники. Сколько же продюсеры заплатили за эту рукописную халтуру? А еще на стеллаж с книгами. Ведь, чтобы все эти книжки прочитать у начальника и времени на работу не останется. А он собственно в фильме ничем и не занимается.
Противниками "товарища майора" являются американский посол, он же резидент ЦРУ. Все традиционно. Какой американец без стакана виски, их национального напитка. У нас чай, у них виски.
А это Кейси, заместитель резидента, американский консул в Москве. Тоже с виски. Копает под начальника. И успешно.
Про агента-журналиста мы сказали, а еще есть у американцев группа боевиков для силовых операций. Из бывших российских спецназовцев. Продали Родину за американские доллары. Возглавляет боевиков некий БрОнко. Скорее всего, имеет украинские корни, чем и объясняется его предательство. Вот он в кепочке за рулем. Рядом с ним другой бывший наш спезназовец по кличке Мамонт. Вот почему его не назвали Иван ДрагО - загадка. Скорее всего, авторы фильма не знают американскую кинолассику. Сзади брат Мамонта, который молодой дурачок, романтики захотел и американских долларов.
В конце фильма станет известно, что и жена Кирилла Верещагина, ученая Екатерина, тоже агент ЦРУ. В свое время училась в США, там стала любовницей Кейси. Но тот не бросил семью ради русской студентки. Екатерина вернулась в Россию и вышла замуж за Кирилла, говорит, что любит его. А тут и Кейси приехал в Москву для проведения шпионской работы. И соблазнил Екатерину на измену Родине.
А еще агент ЦРУ, он же американский журналист, завербует и последнего члена научной группы - молодого Олега. Пообещал шикарную карьеру в Штатах, "много женщин и машин".
Что в итоге? Научная группа вся из американских шпионов, кроме Верещагина. который весь в науке и ему за державу обидно. А против всего этого американского шпионского кубла из ученых, резидентов и боевиков только один "товарищ майор", которому и побриться некогда. А враг хитер и коварен.
Сразу с места убийства профессора "товарищ майор" поехал в научный институт, где Кирилл делает доклад. А туда уже Мамон прибыл под видом сотрудника ФСБ. Включил пожарную сигнализацию, вызвал панику и воспользовавшись ею похитил Кирилла, последнего не завербованного ЦРУ российского ученого.
Но "товарищ майор" вовремя прибыл. Отбил Верещагина у врага, оставил институтского охранника сторожить Мамонта, а сам ученого на плечо и бежать. Кто его знает сколько шпионов тут в здании еще есть.
Решил "товарищ майор" спрятать Кирилла от лап вражеской разведки на Кольской атомной станции. Север, холодно, пурга-снега, не для америкосов эта погода. Они к Майами привычные. На военном самолете доставил Кирилла и Олега на Север. Пусть там доводят свое изобретение до ума. Вот так, под присмотром компетентных органов. Так надежнее. И мобилизует ученых, лишний раз покурить не сходят, и пустым трепом не займутся.
Но не тут то было. Ушел Мамонт от институтского охранника. А Екатерина сообщила своему бывшему любовнику Кейси, куда спрятали мужа. И Мамонт отправился на Кольскую АЭС.
У них и на Кольской АЭС в охране свои люди. Вот Мамонт спокойно и проник на станцию, ищет место, где заложить взрывное устройство, чтобы Кирила уже надежно устранить, и станцию заодно.
Заложил он это самое СВУ, но тут попался на глаза "товарищу майору". Завязалась борьба. "Товарищ майор" опять вырубил Мамонта, но тот стал хихикать - "поздно, щас вам всем кирыдк". Опять "товарищ майор" оставил Мамонта без надлежащего присмотра и побежал искать Кирилла.
Тут взрыв. Всё в огне. И следующим кадром нам показывают безутешную вдову Екатерину на свежей могилке безвременно ушедшего молодого светила науки Кирилла Верещагина. И кто теперь будет доводить открытие до ума? Два американских агента, оставшиеся в живых от научной группы?
А американцы в это время вовсю изучают переданные им Харламовым секретные данные. Вот он американский научный Центр. Даже написали на стене "Лос-Аламос", чтобы нашему зрителю стало понятно, что все там на высшем научном уровне.
Продолжение следует. Вот тут.