В эти новогодние каникулы удалось посмотреть много. После недоумения от «Огнива» оставалась надежда на «Летучий корабль», тем более что в рекламе обещали Полину Гагарину и звучали оригинальные мелодии Максима Дунаевского. И о боже, первая же песня скрутила уши в трубочку.
Начну с сюжета. То, что растянуть девятнадцатиминутный мультфильм в стоминутный блокбастер сложно, знаю на собственном опыте. Тут автор сценария Константин Челидзе старался в меру своего восприятия мира и искусства. Получилось, в принципе, удобоворимо, но не отточено, не доведено до идеала. Тут можно выдвинуть объяснение современными условиями кинопроизводства, когда время = бюджетные деньги. При затратах в 750 миллионов рублей, с растущими на производство ценами быстрее инфляции, спешить пришлось всем.
«В спешке, даже блохи через одну ловятся» © – это слова одного из героев моего нового сценария. В «Летучем корабле» поспешили в ущерб самим себе. Фильм на конец проката собрал меньше 970 миллионов. Это очень мало, потому что половина уходит прокатчикам. Продюсеры остались в убытке. Права на телепоказы и сборы в он-лайн кинотеатрах это копейки растянутые на года. Так что зритель кошельком показал, что проект провалился. И я в начале статьи уже намекнул почему.
«Летучий корабль» это мюзикл. Мюзикл это песни и музыка. Если музыкальный фильм не звучит, какой бы компьютерной графикой ты не красовался, уши обмануть не получится. Зритель уйдёт расстроенным и поплачется об этом в сарафан. Полина Гагарина своей Леди Джейн тоже попала не на лучшую песню для своих способностей. А перепетые хиты Максима Дунаевского на стихи Юрия Энтина в непонятно каком стиле кроме гнева не вызывают никакой праведной реакции.
Зачем переделывать великолепную музыку, знакомую с путешествий пешком под стол каждому русскому ребёнку? Какой смысл делать аранжировку рваным ритмом не то дабстепа, не то жёсткого R-n-B для душевной частушки? Чтобы подтянуть классику к стилю Саввы Розанова – композитора, дописавшего к фильму недостающий музыкальный материал далеко не лучшего качества? Всё из-за той пресловутой спешки, будь она не к ночи помянута.
При недоработках сюжета и режиссёрских косяков, музыка могла бы вытянуть фильм на пару миллиардов сборов. Сами же себе поросёнка на ход ноги подложили. Нельзя так относиться к классике, она не прощает издевательств над собой!
Прекрасный эффект на развитие вкуса ребёнка имеет классическая музыка в её оригинальном звучании. Под симфонический оркестр даже цветы плодоносить начинают без прививок. В Голливуде, на который есть смысл равняться в лучших его находках, и то поняли, что симбиоз оркестровой симфонической музыки в аранжировке с современными ритмами даёт положительный эффект на уши зрителя. Потому к классике относиться надо с уважением и пиететом. Создатели «Летучего корабля» решили пойти своим путём через лес полный шишек.
Режиссёр Илья Учитель, сын знаменитого Алексея Учителя и ученик не менее выдающегося Владимира Ивановича Хотиненко слишком молод для таких задач. Возможно, продюсеры рассчитывали, что юный автор вдохнёт в фильм современности, а Илья просто ушёл от канонов, чем провалил всё. Печалька.
Ошибки молодого режиссёра в наигранном новаторстве, на проекте, где нужно было поступать с точностью до наоборот. На фоне настроений в обществе и отказа от западных ценностей приглашать на роль семейства бабок-ёжек запрещённого актёра, которого из титров в итоге убрали – совершенно непонятный ход – вы же не "Летучего Голландца" снимали! Бабушка Яга у нас во всех сказках женщина странная, далёкая от намёков на красоту, но сущность справедливая, местами душевная. В фильме этот размноженный персонаж вызвал отторжение на уровне рефлексов. Мужицкое нечто, пропагандирующее алкоголь – не для детишек с их родителями! Не в нашей России!
Есть большая претензия и к образу главного героя. Морячка, который влюбляется в Забаву, сыграл уже не молодой актёр Театра на Таганке Александр Метёлкин. Ещё на подходе к просмотру, опираясь на трейлеры, я ожидал увидеть образ русского десантника, но режиссёр не докрутил этот образ, хотя актёр пытался его вплести в персонажа.
На площадке главный режиссёр и именно он помечает дубли, которые пойдут в финальный монтаж. Так что у Метёлкина, при всём старании образ не сложился. А очень жаль. Докрути они с Ильёй знаменитый всей стране характер защитника, умеющего и врага в бараний рог скрутить и в фонтане поплескаться, заиграла бы история брызгами шампанского. А так остались воспоминания только о набухавшейся многоэтажке на курьих ножках и ощущение перегара после просмотра. При всей своей физической выразительности, Морячок вызвал сожаление.
И Царь вызвал сожаление. Леонид Ярмольник начал роль шикарно, но с середины фильма играть ему было нечего. В конце любимому актёру вообще достались крохи экранного времени. Не успел блеснуть, не добавил красок в осовремененный перфонманс. Фёдору Добронравову и того не досталось. На то режиссёрская воля с продюсерскими решениями. Зато ребята-создатели вложились круто в графику и так этим гордились, что переборщили.
Сцена боя в небе у царства-королевства настолько затянута и в неё так много лишних кадров с ненужными действиями, что я бы на месте ребёнка зазевался. Детишки в компьютерных играх сейчас столько крутой компьютерной графики видят, что летающим кораблём их не удивишь. А старшему поколению это и ненужно. Нам бы музыку для ушей приятную, диалоги понятные и действие захватывающее – глядишь и пошли бы по сарафану не пятна от слёз, а восторженные складки.
Вот такое у меня сегодня высказывание о пролетевшем по экранам корабле. Улетел и слава Богу. Я после сеанса зашёл на видосики и посмотрел оригинальный мультфильм 1979 года выпуска великого режиссёра Гарри Бардина. Уши тут же расправились и жизненный тонус в норму пришёл.