Найти в Дзене
Сьеджин

«Летучий корабль» – лучше не осовременивать классику, если нет вкуса и опыта

В эти новогодние каникулы удалось посмотреть много. После недоумения от «Огнива» оставалась надежда на «Летучий корабль», тем более что в рекламе обещали Полину Гагарину и звучали оригинальные мелодии Максима Дунаевского. И о боже, первая же песня скрутила уши в трубочку.

Полина Гагарина могла бы блеснуть... Кадр из фильма "Летучий корабль"
Полина Гагарина могла бы блеснуть... Кадр из фильма "Летучий корабль"

Начну с сюжета. То, что растянуть девятнадцатиминутный мультфильм в стоминутный блокбастер сложно, знаю на собственном опыте. Тут автор сценария Константин Челидзе старался в меру своего восприятия мира и искусства. Получилось, в принципе, удобоворимо, но не отточено, не доведено до идеала. Тут можно выдвинуть объяснение современными условиями кинопроизводства, когда время = бюджетные деньги. При затратах в 750 миллионов рублей, с растущими на производство ценами быстрее инфляции, спешить пришлось всем.

«В спешке, даже блохи через одну ловятся» © – это слова одного из героев моего нового сценария. В «Летучем корабле» поспешили в ущерб самим себе. Фильм на конец проката собрал меньше 970 миллионов. Это очень мало, потому что половина уходит прокатчикам. Продюсеры остались в убытке. Права на телепоказы и сборы в он-лайн кинотеатрах это копейки растянутые на года. Так что зритель кошельком показал, что проект провалился. И я в начале статьи уже намекнул почему.

«Летучий корабль» это мюзикл. Мюзикл это песни и музыка. Если музыкальный фильм не звучит, какой бы компьютерной графикой ты не красовался, уши обмануть не получится. Зритель уйдёт расстроенным и поплачется об этом в сарафан. Полина Гагарина своей Леди Джейн тоже попала не на лучшую песню для своих способностей. А перепетые хиты Максима Дунаевского на стихи Юрия Энтина в непонятно каком стиле кроме гнева не вызывают никакой праведной реакции.

Не дотянулась рука до совершенства! Кадр из фильма "Летучий корабль"
Не дотянулась рука до совершенства! Кадр из фильма "Летучий корабль"

Зачем переделывать великолепную музыку, знакомую с путешествий пешком под стол каждому русскому ребёнку? Какой смысл делать аранжировку рваным ритмом не то дабстепа, не то жёсткого R-n-B для душевной частушки? Чтобы подтянуть классику к стилю Саввы Розанова – композитора, дописавшего к фильму недостающий музыкальный материал далеко не лучшего качества? Всё из-за той пресловутой спешки, будь она не к ночи помянута.

При недоработках сюжета и режиссёрских косяков, музыка могла бы вытянуть фильм на пару миллиардов сборов. Сами же себе поросёнка на ход ноги подложили. Нельзя так относиться к классике, она не прощает издевательств над собой!

Прекрасный эффект на развитие вкуса ребёнка имеет классическая музыка в её оригинальном звучании. Под симфонический оркестр даже цветы плодоносить начинают без прививок. В Голливуде, на который есть смысл равняться в лучших его находках, и то поняли, что симбиоз оркестровой симфонической музыки в аранжировке с современными ритмами даёт положительный эффект на уши зрителя. Потому к классике относиться надо с уважением и пиететом. Создатели «Летучего корабля» решили пойти своим путём через лес полный шишек.

Режиссёр Илья Учитель, сын знаменитого Алексея Учителя и ученик не менее выдающегося Владимира Ивановича Хотиненко слишком молод для таких задач. Возможно, продюсеры рассчитывали, что юный автор вдохнёт в фильм современности, а Илья просто ушёл от канонов, чем провалил всё. Печалька.

Вот этот образ ожидался! Кадр из фильма "Летучий корабль"
Вот этот образ ожидался! Кадр из фильма "Летучий корабль"

Ошибки молодого режиссёра в наигранном новаторстве, на проекте, где нужно было поступать с точностью до наоборот. На фоне настроений в обществе и отказа от западных ценностей приглашать на роль семейства бабок-ёжек запрещённого актёра, которого из титров в итоге убрали – совершенно непонятный ход – вы же не "Летучего Голландца" снимали! Бабушка Яга у нас во всех сказках женщина странная, далёкая от намёков на красоту, но сущность справедливая, местами душевная. В фильме этот размноженный персонаж вызвал отторжение на уровне рефлексов. Мужицкое нечто, пропагандирующее алкоголь – не для детишек с их родителями! Не в нашей России!

Есть большая претензия и к образу главного героя. Морячка, который влюбляется в Забаву, сыграл уже не молодой актёр Театра на Таганке Александр Метёлкин. Ещё на подходе к просмотру, опираясь на трейлеры, я ожидал увидеть образ русского десантника, но режиссёр не докрутил этот образ, хотя актёр пытался его вплести в персонажа.

На площадке главный режиссёр и именно он помечает дубли, которые пойдут в финальный монтаж. Так что у Метёлкина, при всём старании образ не сложился. А очень жаль. Докрути они с Ильёй знаменитый всей стране характер защитника, умеющего и врага в бараний рог скрутить и в фонтане поплескаться, заиграла бы история брызгами шампанского. А так остались воспоминания только о набухавшейся многоэтажке на курьих ножках и ощущение перегара после просмотра. При всей своей физической выразительности, Морячок вызвал сожаление.

И Царь вызвал сожаление. Леонид Ярмольник начал роль шикарно, но с середины фильма играть ему было нечего. В конце любимому актёру вообще достались крохи экранного времени. Не успел блеснуть, не добавил красок в осовремененный перфонманс. Фёдору Добронравову и того не досталось. На то режиссёрская воля с продюсерскими решениями. Зато ребята-создатели вложились круто в графику и так этим гордились, что переборщили.

Графика яркая, от того навязчивая. Кадр из фильма "Летучий корабль"
Графика яркая, от того навязчивая. Кадр из фильма "Летучий корабль"

Сцена боя в небе у царства-королевства настолько затянута и в неё так много лишних кадров с ненужными действиями, что я бы на месте ребёнка зазевался. Детишки в компьютерных играх сейчас столько крутой компьютерной графики видят, что летающим кораблём их не удивишь. А старшему поколению это и ненужно. Нам бы музыку для ушей приятную, диалоги понятные и действие захватывающее – глядишь и пошли бы по сарафану не пятна от слёз, а восторженные складки.

Вот такое у меня сегодня высказывание о пролетевшем по экранам корабле. Улетел и слава Богу. Я после сеанса зашёл на видосики и посмотрел оригинальный мультфильм 1979 года выпуска великого режиссёра Гарри Бардина. Уши тут же расправились и жизненный тонус в норму пришёл.