Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Почему современные виды всегда более приспособлены, чем вымершие

Под статьёй о перспективах мысленного эксперимента с интродукцией спинозавра в современные экосистемы появился комментарий, автор которого возражает против огульной дискриминации вымерших животных. Почему современные виды обязательно «более приспособлены»?

-2

Это хороший вопрос. Но лишь постольку, поскольку подводит к другому – правильному. А что такое, вообще, «приспособленность»? Данная сущность регулярно упоминается в публикациях канала. Интуитивно она отчасти понятна. Нередко даже подкрепляется примерами. Так проявления лучшей, сравнительно с птерозаврами, птиц это способность садиться и взлетать с воды, выкармливать потомство, вести воздушный бой, – охотиться на других летающих позвоночных в небе. Список можно продолжать, однако, с одной стороны, не все птицы вообще летают. С другой, почему выбраны эти, а не другие особенности? Птерозавры тоже кое-чем похвастать могли, – размером, хотя бы.

Если говорить о приспособленности «конкретно», то она неотделима от условий. Не факт, что современное млекопитающее попавшее в юрский период выжило бы… Летучая мышь не нашла бы в воздухе привычной добычи (летающих насекомых было мало), а белому медведю хватило бы и теплового удара, – до охоты дело вообще бы не дошло… Однако, приспособленность, фигурирующая в публикациях – отвлечённая категория. Это некая мера эволюционного совершенства. Причём, качественная, – определить её, как «большую» или «меньшую» нельзя. Причём, относящаяся не к отдельным видам, а, скорее, к биосфере в целом.

С каждым периодом экологические взаимоотношения усложняются, а жизнь охватывает всё более обширные пространства, часто до этого не заселённые или заселённые непритязательными бактериями. Примеры, – хоть тот же белый медведь, живущий на плавучих льдах. Причём, пример этот хорош, – в мезозое и палеозое льды иногда появились, но даже бактерии на них по морю не плавали. Возрастание приспособленности означает внедрение новых изобретений, а значит увеличивающееся разнообразие вызовов. Так, до появления китообразных, вооружённых сонарами, выжить в море глубже 300 метров было куда проще.

...Всякий вид лишь часть механизма, выполняющая определённые функции в биосфере. И с одной стороны, это могут быть ограниченные функции, но с другой, всё сложнее становится система. Постоянно растут и требования. Мера осторожности достаточная для насекомоядного в эпоху динозавров сейчас мелкое животное не спасёт, – его будут искать с воздуха, или по следам, или даже в норах, – змеи пролезут везде. Да в его нору просто бродячие муравьи могут заявиться. Маленькое животное мезозоя, может к чему-то и приспособлено отлично, но с массой современных вызовов оно не сталкивалось… То есть, «вообще» оно приспособлено хуже.

Соответственно, средний хищник мезозоя, на эту мелочь охотившийся, тоже будет приспособлен хуже. Его добыча не такая кручёная.