В наши дни уже мало кто помнит такого человека как Евгений Ледин. Тем не менее, в свое время это был довольно известный Советский изобретатель, который смог придумать уникальную взрывчатку с замысловатым названием "А-IX-2", аналогов которой за рубежом затем не смогли воспроизвести на протяжении нескольких десятилетий. При этом он был человеком, которого внезапно доставили в Кремль, на встречу лично к Сталину, в ватнике и обычных валенках. Как это могло сочетаться с "известным изобретателем"? Сейчас расскажу.
Дело было в декабре 1941 года, когда матрос Ледин прибыл в командировку на одну из московских фабрик. Он этого явно не ожидал, но в один прекрасный день, на фабрику за ним приехали прямо из Кремля и забрали с собой прямо в том виде, в котором он был. На месте его уже ожидало высшее руководство страны, наркомы и известные генералы. Ну и конечно сам Сталин. Прямо с порога речь пошла о его изобретении, о котором он неоднократно писал письма многим из ученых и партийных работников. Однако, его долгое время никто не воспринимал всерьез, пока эта информация случайно не дошла до Сталина.
Что это было за изобретение такое, о котором он писал письма? Это была технология получения очень эффективного взрывчатого вещества для снарядов, которое сам автор замысловато назвал "А-IX-2". На вопрос Сталина о том, почему раньше никому и ничего не было известно о его изобретении, он ответил, что постоянно получал отказы всевозможных экспертов в данной области. Ему лишь отвечали о том, что, мол, в настоящий момент страна не может производить взрывчатку в таком объеме, о котором он говорит. Не позволяет уровень развития промышленности. Сталин прервал его рассказ фразой: "Красная Армия будет иметь оружие не сколько можно, а сколько необходимо!"
Но с чего все начиналось, почему вдруг обычного матроса решили срочно забрать с фабрики и отвезти в Кремль? Да и чем эта встреча в итоге закончилась? История возникновения его изобретения уходила своими корнями еще в 1939 год. После того как СССР и Германия заключили договор о ненападении, немцы всячески стали демонстрировать всем то, насколько они опережают весь мир в плане военных разработок. Соответственно, для этих целей стали приглашать на свои военные заводы, в том числе, Советские делегации. Но, как говорится, русский человек не будет русским, если не умудрится на чужом заводе, где хвастаются новыми изобретениями, стащить один из опытных образцов, что однажды и произошло. Непонятно каким образом, но один из членов делегации смог незаметно оставить у себя в кармане небольшую часть компонента, который немцы применяли в своих снарядах. Эта проба в дальнейшем попала в лабораторию, в которой работал инженер-химик Евгений Ледин. Да, тогда он еще не был обычным матросом.
Будучи специалистом в этом деле, он смог без особого труда определить состав вещества и уже вскоре создать полный аналог, только в полтора раза мощнее. Его изобретение оказалось настолько эффективным, что спустя некоторое время его стали использовать в торпедах для подводных лодок. Ледин воодушевился данным успехом и стал работать дальше в этом направлении. В итоге, он изобрел еще один вид взрывчатки, которая при соприкосновении с твердыми поверхностями взрывалась не сразу, а с небольшим замедлением. Именно такой вид необходим был в то время для применения в бронебойном вооружении. Но если он был таким умным, почему тогда попал в кабинет к Сталину в валенках и ватнике, спросите вы? Потерпите, ниже будет объяснение и этому тоже.
Со временем Ледин решил взяться и за еще одну глобальную проблему, которую не могли решить многие химики мирового уровня на протяжении уже нескольких лет. Дело в том, что к началу 20 века порох в снарядах стали менять на тол, который считался более мощным и безопасным в обращении. Однако, был у него и один нюанс - он практически не подходил для бронебойных снарядов. Просто тол, при попадании снаряда на броню взрывался сразу, что не позволяло пробить толстую защиту. Ученые пытались изобрести что-то такое, чтобы преждевременного взрыва не случалось, но совершенно ничего не выходило. Вводили в тол специальные добавки, но из-за них мощность взрыва ослабевала, что становилось сравнимо с порохом. В таком случае, как вы понимаете, смысла от тола не было никакого.
Именно Ледин, в итоге, придумал решение данного вопроса, расписал техническое задание и отдал его руководству. Руководство почитало и решило, что Ледин занимается какой-то ерундой. Молодой вольнонаемный сотрудник, в силу возраста и амбиций решил, что ему под силу решить задачу, над которой не один год бьются лучшие умы ученого мира. Конечно его техзадание положили в стол и благополучно о нем забыли. Правда увольнять его тоже никто не хотел. Не хотел из-за того, что Ледин отлично справлялся с другими задачами. Тогда ему предложили войти в военный штат лаборатории. Место неплохое, платили достаточно, делать особо ничего не нужно, одна проблема - никаких собственных разработок и изобретений. Для Ледина, загоревшегося идеей новой взрывчатки, это было недопустимо и он отказался от таких условий. Так как выхода особо не было, и дальше проводить разработки не давали возможности, у Ледина оставался один выбор - идти служить на корабль, личный состав которого числился за тем же ведомством, что и лаборатория. Однако, руководство смогло убедить его новое командование в том, чтобы служить он остался все-же при лаборатории. Парень вроде толковый, хоть и бредит какой-то взрывчаткой.
Именно так талантливый молодой изобретатель вдруг стал матросом. Матроса Ледина не допускали к разработкам, другой работы тоже особо не было, соответственно, как и не было денег даже для того, чтобы просто снять жилье. В итоге, Ледин с женой кочевали по квартирам друзей, а ребенка отправили к маме. Тем не менее, даже несмотря на такое бедственное положение, Ледин не прекращал работу над своей взрывчаткой. Где-то дома, ну а иногда в лаборатории, пока никто этого не мог видеть. В ходе разработок мощность его взрывчатки смогла увеличиться в 2 раза по сравнению с толом. Но мощность не являлась главным в его изобретении. В своей взрывчатке он смог соединить мощность и отсутствие моментального взрывания при прикосновении к поверхности. Снаряды с его взрывчаткой, благодаря высокой температуре нагревания должны были пробивать броню насквозь и только затем взрываться. Именно с такой идеей он предстал тогда перед Сталиным.
К чему в итоге привела данная разработка Ледина и смогли ее одобрить тогда в Кремле или нет? Сталин сразу осознал, что парень придумал реально полезную вещь, а не просто бредит новыми разработками. Но, для начала требовались испытания данной взрывчатки. Для этой цели было создано специальное экспериментальное бюро, где группу испытателей возглавил сам Ледин. Дело сразу сдвинулось с мертвой точки и ему на помощь подключились лучшие умы в этом направлении. В итоге, в начале 1943 года противотанковые и артиллерийские снаряды получили новую начинку, что вызвало сильное удивление у немецкой стороны, потому как они долгое время вообще не могли понять, чем их обстреливают. А уж придумать что-то аналогичное так тем более. Особенно эффективными такие снаряды стали в боях на Курской дуге. Там же стали применять и новые авиабомбы, начиненные разработкой Ледина.
В марте 1943 года Ледин был награжден Сталинской премией, после чего его назначили уже руководителем лаборатории ВМФ. И вроде дальнейшая судьба молодого и талантливого ученого должна была сложиться как нельзя лучше, однако, на деле все получилось весьма неоднозначно. С одной стороны, он теперь стал уважаемым и известным изобретателем. Но вот с другой, занимался не совсем тем, что возможно хотел. В 1945 году возглавляемую им лабораторию закрыли и Ледина перевели в Министерство сельскохозяйственного машиностроения. Со взрывчаткой, с делом всей своей жизни, он уже не был связан вообще никоим образом. Ну а в возрасте 56 лет его так и вовсе отправили в запас, то есть на пенсию.
Читайте также:
Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя.
Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов