Найти в Дзене

81mm Mortar Carrier M4

M4 (англ. 81mm Mortar Carrier M4A1) — самоходный миномёт США периода Второй мировой войны. Базой для первого американского серийного самоходного миномёта послужил полугусеничный БТР М2. Самоходку приняли на вооружение под обозначением Mortar Motor Carriage («самоходный лафет для миномёта») М4. Производство запустили на заводе «Уайт Моторс Компани» в Кливленде (штат Огайо). Всего изготовили 572 единиц. По сути, М4 не был полноценным самоходным миномётом, а только транспортёром миномёта. Ведение огня с машины допускалось, но основным способом считалась стрельба с грунта. 81-мм миномёт М1 устанавливался в кузове (вместе со штатными опорной плитой и двуногой) стволом назад. Поскольку перестановка двуноги не предусматривалась, угол горизонтальной наводки при стрельбе с машины составлял всего по 3,66º вправо и влево. Диапазон углов возвышения составлял от +40 до +80º. В задней стенке кузова имелась дверь, служившая для погрузки-выгрузки миномёта. Возимый боекомплект М4 в исходном варианте

M4 (англ. 81mm Mortar Carrier M4A1) — самоходный миномёт США периода Второй мировой войны.

Первый серийный  M4, сфотографированный на Абердинском испытательном полигоне 25 июня 1942 года. Накрытый  брезентом, М4 внешне ничем не отличается от полугусеничного М2.
Первый серийный M4, сфотографированный на Абердинском испытательном полигоне 25 июня 1942 года. Накрытый брезентом, М4 внешне ничем не отличается от полугусеничного М2.

Базой для первого американского серийного самоходного миномёта послужил полугусеничный БТР М2.

-2

Самоходку приняли на вооружение под обозначением Mortar Motor Carriage («самоходный лафет для миномёта») М4. Производство запустили на заводе «Уайт Моторс Компани» в Кливленде (штат Огайо).

Вид сбоку на  серийный M4, который можно узнать по штатным стеллажам, расположенным по бокам отсека.
Вид сбоку на серийный M4, который можно узнать по штатным стеллажам, расположенным по бокам отсека.

Всего изготовили 572 единиц.

По сути, М4 не был полноценным самоходным миномётом, а только транспортёром миномёта. Ведение огня с машины допускалось, но основным способом считалась стрельба с грунта. 81-мм миномёт М1 устанавливался в кузове (вместе со штатными опорной плитой и двуногой) стволом назад. Поскольку перестановка двуноги не предусматривалась, угол горизонтальной наводки при стрельбе с машины составлял всего по 3,66º вправо и влево. Диапазон углов возвышения составлял от +40 до +80º. В задней стенке кузова имелась дверь, служившая для погрузки-выгрузки миномёта.

-4

Возимый боекомплект М4 в исходном варианте состоял из 112 мин, размещённых в шести укладках: две (на 28 мин каждая) — в бортовых ящиках для боеприпасов (с доступом снаружи машины), две (по 20 мин) — в передней части десантного отделения и две (по 8 мин) — в задней части.

-5

Экипаж М4 состоял из шести человек. Водитель и командир размещались в передней части, два номера расчёта — на сиденьях между бортовыми ящиками для боекомплекта (спиной друг к другу) и ещё два — у миномёта (спинами к бортам).

Бронекорпуса машин изготавливались из 8-мм гомогенной брони, которая «держала» 7,92-мм немецкую бронебойную пулю пущенную с дистанции свыше 180 метров.

Первые боевые столкновения показали, что установка миномёта стволом назад является неправильным решением, так как часто миномётчики должны были с марша переходить к огневой поддержке механизированной колонны, вступавшей в контакт с неприятелем. Для этого надо было развернуть самоходный миномёт, но на узких дорогах такой манёвр не всегда был возможен. Лучшим решением представлялось установка миномёта стволом по направлению движения.

Размеры:

Длина корпуса, мм-6013

Ширина, мм-1962

Высота(общая), мм-2270

База, мм-3442

Колея, мм-1638

Клиренс, мм-285

Тип брони: стальная поверхностно закалённая

Тип двигателя:

рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения

Мощность двигателя International RED-450, л. с. - 147

Скорость по шоссе, км/ч - 72

Запас хода по шоссе, км - 320