Найти в Дзене
БиблиоЮлия

Марафон по Чехову: повесть "Огни"

Как вы помните, с 29 декабря 2024 по 29 января 2025 года на канале проходит марафон чтения произведений одного из любимых писателей-классиков Антона Павловича Чехова – ко дню его рождения. С удовольствием предоставляю слово читательнице Ольге, которая расскажет о повести Чехова "Огни" Автор статьи: Ольга Пучкова Доктор-рассказчик - возвращается верхом поздно вечером с ярмарки   и теряет дорогу в потемках - "видя, как густеет темная ночь, я вспомнил о «босоногой чугунке», подстерегающей пешего и конного, струсил и постучался в первый попавшийся барак. Тут меня радушно встретили  (инженер) Ананьев и студент. (Штенберг)",  работающие на строительстве казенной железной дороги. Доктор становится свидетелем их спора о том, надо ли прилагать усилия  к возведению чего-либо - ведь рано или поздно все результаты деятельности человека будут стерты с лица земли.. "Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с

Как вы помните, с 29 декабря 2024 по 29 января 2025 года на канале проходит марафон чтения произведений одного из любимых писателей-классиков Антона Павловича Чехова – ко дню его рождения.

С удовольствием предоставляю слово читательнице Ольге, которая расскажет о повести Чехова "Огни"

Автор статьи: Ольга Пучкова

"Огни" - повесть о пессимизме и сердечной холодности

Доктор-рассказчик - возвращается верхом поздно вечером с ярмарки   и теряет дорогу в потемках -

"видя, как густеет темная ночь, я вспомнил о «босоногой чугунке», подстерегающей пешего и конного, струсил и постучался в первый попавшийся барак. Тут меня радушно встретили  (инженер) Ананьев и студент. (Штенберг)",  работающие на строительстве казенной железной дороги.

Доктор становится свидетелем их спора о том, надо ли прилагать усилия  к возведению чего-либо - ведь рано или поздно все результаты деятельности человека будут стерты с лица земли..

"Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступя шагов сто, светились рядом два красных глаза — вероятно, окна какого-нибудь барака — и длинный ряд таких огней, становясь всё гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью, и о ней знали только огни, ночь и проволоки…
— Экая благодать, господи! — вздохнул Ананьев. — Столько простора и красоты, что хочь отбавляй! А какова насыпь-то! Это, батенька, не насыпь, а целый Монблан! Миллионы стоит…
В прошлом году на этом самом месте была голая степь, человечьим духом не пахло, а теперь поглядите: жизнь, цивилизация! И как всё это хорошо, ей-богу! Мы с вами железную дорогу строим, а после нас, этак лет через сто или двести, добрые люди настроят здесь фабрик, школ, больниц и — закипит машина! А?"

Но у фон Штернберга на этот счет другое мнение -

"— Да, — пробормотал студент в раздумье. — Когда-то на этом свете жили филистимляне и амалекитяне, вели войны, играли роль, а теперь их и след простыл. Так и с нами будет. Теперь мы строим железную дорогу, стоим вот и философствуем, а пройдут тысячи две лег, и от этой насыпи и от всех этих людей, которые теперь спят после тяжелого труда, не останется и пыли. В сущности, это ужасно!"

Инженер в противовес заявляет,  что он и сам в молодости был  подвержен рассуждениям о бренности бытия, но это губительно и опасно для молодых людей. Он вспоминает случай из своей жизни, когда такие мысли о бессмысленности жизни привели его к тому, что он обманул любящую его женщину и бежал от ответственности.

После окончания университетского курса молодой Ананьев поехал отдохнуть на Кавказ. По дороге заехал в родной город, где прогуливаясь по набережной,  случайно встретил женщину, в которую был влюблен в дни юности.

"Я помню эту Кисочку маленькой, худенькой гимназисточкой 15–16 лет, когда она изображала из себя нечто в гимназическом вкусе, созданное природой специально для платонической любви. Что за прелесть девочка! Бледненькая, хрупкая, легкая, — кажется, дуньте на нее, и она улетит, как пух, под самые небеса — лицо кроткое, недоумевающее, ручки маленькие, волосы длинные до пояса, мягкие, талия тонкая, как у осы, — в общем нечто эфирное, прозрачное, похожее на лунный свет, одним словом, с точки зрения гимназиста, красота неописанная… Я влюблен был в нее — во как! Ночей не спал, стихи писал… Бывало, по вечерам она сидела в городском саду на скамье, а мы, гимназисты, толпились около нее и благоговейно созерцали… В ответ на все наши комплименты, позы и вздохи она нервно пожималась от вечерней сырости, жмурилась да кротко улыбалась, и в это время ужасно походила на маленького хорошенького котеночка; когда мы созерцали ее, всякому из нас приходило желание приласкать ее и погладить, как кошку, — отсюда прозвище Кисочка."​​​​​​​

Конечно, это уже не та юная девочка, она замужем,  на лице ее "выражение материнства и покорности, какое бывает у порядочных женщин в ее годы", но она очень рада встрече, рада его  успехам. Кисочка приглашает Ананьева к себе домой выпить чаю, а у инженера в голове вертятся мысли "хорошо бы сегодня сойтись с этой женщиной". Но его ухаживания не приносят желаемого результата, да и муж возвращается домой, - и молодой инженер уходит восвояси.

Но побродив по улицам в безуспешных поисках извозчика, Ананьев снова неожиданно встречает в беседке плачущую Кисочку - она глубоко несчастна - мужу она безразлична, единственный ребенок умер во младенчестве, а тут еще разбужены воспоминания счастливой девичьей юности...

Ананьев, пользуясь моментом и обещая "увезти из этой ямы и дать ей счастье", уводит ее к себе в гостиницу Но то, что для молодого человека было обыкновенным "любовным экспромтом", для Кисочки стало "переворотом всей ее жизни". Она "не переставала мечтать вслух о том, как завтра мы поедем на Кавказ, оттуда осенью в Петербург, как будем потом жить…".Ананьев не готов к этому, он отвозит Кисочку к ее матери и сбегает из города.

Дискуссия о смысле жизни заходит в тупик. Между тем начинает  светать, и доктор собирается уезжать

"Я стал прощаться… Многое было сказано ночью, но я не увозил с собою ни одного решенного вопроса и от всего разговора теперь утром у меня в памяти, как на фильтре, оставались только огни и образ Кисочки. Севши на лошадь, я в последний раз взглянул на студента и Ананьева, на истеричную собаку с мутными, точно пьяными глазами, на рабочих, мелькавших в утреннем тумане, на насыпь, на лошаденку, вытягивающую шею, и подумал:
«Ничего не разберешь на этом свете!»

Эта повесть была написана Антоном Павловичем после его поездки в родной Таганрог в 1887 году и встречи с друзьями юности - молодым ветеринаром Николае Агалли  и актрисой Марией Доленко  (Чехов какое-то время ухаживал за Марией Доленко, но в итоге она приняла предложение Агалли, которому писала:

"Теперь кажется, что Антон положительно не способен открыть мне свою душу, что у него постоянно будет что-то затаенное и отталкивающее от себя. Кажется, что в будущем он скоро охладеет ко мне и что всё это — его порыв… Я совершенно ухожу в сторону от желания быть с ним. Он не нужен мне. Люби меня и жди."

Сам автор был недоволен повестью и даже исключил ее из прижизненного собрания сочинений.

-2

В 1984 по этой повести снят фильм - Евгений Леонов - молодой Ананьев,  Татьяна Догилева - Кисочка.

Спасибо Ольге за статью. Я фильм не смотрела, а повесть помню. И помню, что Кисочку мне было жалко.

Присоединяйтесь к марафону!

А вы читали эту повесть? Как оцениваете?

Напоминаю, что у меня есть малыш-ТГ ,в котором есть много того, чего я не могу выложить здесь, например, новости и живые видео-репортажи ❤️