Найти в Дзене

Почему мышление влияет на речь, а не наоборот. О смысле и значении слов

Здравствуй, читатель! Я часто пишу о том, что именно мышление влияет на речь, а не речь на мышление. В статье про функцию слова я говорила о самой первой функции: предметная отнесенность. Когда мы этим словом "награждаем" предмет, действие или отношение. Далее у слова появляется значение. Благодаря ему мы выделяем некие свойства предмета или действия и можем их переносить на другие похожие предметы или действия.

Малыш, у которого дома есть кот, впервые назвал кота "китя", все обрадовались, и вот, через некоторое время малыш бегает по дому и весело зовет СВОЕГО кота "Китя!"- это предметная отнесенность. Проходит время и этот малыш встречает на улице другого кота, совсем непохожего на того, который дома. Однако, мы понимаем, что и домашний кот и уличный обладают некоторым набором свойств, благодаря чему мы и можем их обоих назвать котами - так слово "китя" у малыша обрело значение.

В этот самый момент, что бы в голове ребенка слово "Китя" обрело значение, он должен обладать определенным уровнем обобщения (процессом мышления).

слово "саванна" имеет абсолютно стандартное значение.пространства в субэкваториальном поясе, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками. Но посмотрите на эту картинку, какой смысл это слово обрете для вас?
слово "саванна" имеет абсолютно стандартное значение.пространства в субэкваториальном поясе, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками. Но посмотрите на эту картинку, какой смысл это слово обрете для вас?

Более того, чем старше ребенок, чем более развито у него мышление, тем лучше развивается слово по своему строению. Именно на этом основании Л.С. Выготский сделал важнейшее открытие "о смысловом и системном развитии значения слова".

В своем учении Выготский связал факт изменения значения слова с фактом развития сознания, что позволило ему связать слово с отражением окружающего мира.

Здесь у нас появляется еще одно важное слово "смысл". Почему-то многие думают, что значение слова и смысл слова - синонимы. На самом деле это не так.

В чем разница между смыслом и значением?

Усваивая значения слов, мы в первую очередь усваиваем общекультурный человеческий опыт. То есть в понятии значения определенное слово будет для всех одинакова, из этого складывается система языка. Язык становится средством общения.

Понятие "смысл" несет в себе индивидуальное значение слова, которое как бы вырвано из общей системы связей. Наделяя слово смыслом мы даруем ему новые связи, которые имеют отношение к данной конкретной ситуации.

"Бабушкин дом" или "Дом в деревне" имеют настолько разный смысл, что только по одномусмыслу можно написать целые мемуары
"Бабушкин дом" или "Дом в деревне" имеют настолько разный смысл, что только по одномусмыслу можно написать целые мемуары

Из этого можно сделать вывод6 значение слова - объективное отражение системы связей, смысл -субъективным. Человек с развитым мышлением обладаем обоими аспектами слова: и значением и смыслом. При нарушении мышления резко теряется возможность подобрать смысл, соответствующий ситуации (например, при аутизме). При нарушении интеллекта может страдать и значение слова и его целостность. Как мы понимаем, все это будет влиять непосредственно на речь.

А что думаете вы? Может все-таки я не права, и именно речь влияет на мышление?