Здравствуй, читатель! Я часто пишу о том, что именно мышление влияет на речь, а не речь на мышление. В статье про функцию слова я говорила о самой первой функции: предметная отнесенность. Когда мы этим словом "награждаем" предмет, действие или отношение. Далее у слова появляется значение. Благодаря ему мы выделяем некие свойства предмета или действия и можем их переносить на другие похожие предметы или действия.
Малыш, у которого дома есть кот, впервые назвал кота "китя", все обрадовались, и вот, через некоторое время малыш бегает по дому и весело зовет СВОЕГО кота "Китя!"- это предметная отнесенность. Проходит время и этот малыш встречает на улице другого кота, совсем непохожего на того, который дома. Однако, мы понимаем, что и домашний кот и уличный обладают некоторым набором свойств, благодаря чему мы и можем их обоих назвать котами - так слово "китя" у малыша обрело значение.
В этот самый момент, что бы в голове ребенка слово "Китя" обрело значение, он должен обладать определенным уровнем обобщения (процессом мышления).
Более того, чем старше ребенок, чем более развито у него мышление, тем лучше развивается слово по своему строению. Именно на этом основании Л.С. Выготский сделал важнейшее открытие "о смысловом и системном развитии значения слова".
В своем учении Выготский связал факт изменения значения слова с фактом развития сознания, что позволило ему связать слово с отражением окружающего мира.
Здесь у нас появляется еще одно важное слово "смысл". Почему-то многие думают, что значение слова и смысл слова - синонимы. На самом деле это не так.
В чем разница между смыслом и значением?
Усваивая значения слов, мы в первую очередь усваиваем общекультурный человеческий опыт. То есть в понятии значения определенное слово будет для всех одинакова, из этого складывается система языка. Язык становится средством общения.
Понятие "смысл" несет в себе индивидуальное значение слова, которое как бы вырвано из общей системы связей. Наделяя слово смыслом мы даруем ему новые связи, которые имеют отношение к данной конкретной ситуации.
Из этого можно сделать вывод6 значение слова - объективное отражение системы связей, смысл -субъективным. Человек с развитым мышлением обладаем обоими аспектами слова: и значением и смыслом. При нарушении мышления резко теряется возможность подобрать смысл, соответствующий ситуации (например, при аутизме). При нарушении интеллекта может страдать и значение слова и его целостность. Как мы понимаем, все это будет влиять непосредственно на речь.