Всем привет))Сегодня поговорим об УЭЦН,узнаем как они устроены и принцип их работы и многогое интересное.Ну начнем)
Во-первых,нужно узнать что же это такое УЭЦН и для чего он предназначен и его преимущества? УЭЦН относится к погружным бесштанговым насосным установкам. Оборудование УЭЦН состоит из погружной части, спускаемой в скважину вертикально на колонне НКТ(насосно-компрессорные трубы), и наземной части соединённые между собой погружным силовым кабелем.УЭЦН предназначены для откачки из скважин пластовой жидкости, содержащей нефть, воду, газ и механические примеси.Отметить его основные преимущества УЭЦН,можно так:
- Что у него наилучшая приспособленность к российским условиям добычи нефти,
- То что есть возможность подбора установок,
- Возможно выбрать эффективную технологию добычи нефти в широком диапазоне осложняющих факторов пластово-скважинных характеристик.
Вроде немного разобрались.Теперь же давайте разберемся из чего состоит наземная часть и погружная часть УЭЦН.
Наземная часть состоит из:
- Повышающий трансформатор
- Телеметрическую систему
- Станцию управления
- Устьевое оборудование
Подземная часть состоит из:
- Кабельная линия – протягивается от клемм двигателя до трансформатора;
- Газосепаратор – газостабилизирующее устройство, смонтировано перед насосом;
- Гидрозащита – гидравлический затвор с системой уплотнения;
- Телеметрия;
- Клапан обратный – предотвращает самопроизвольный излив пластового флюида внутри НКТ, даже при отключенном насосе;
- Клапан спускной – через него сливается пластовая жидкость перед извлечением насосного оборудования из скважины;
- ЭЦН – преобразователь механической энергии в гидравлическую;
- Электродвигатель приводной (ПЭД) – герметичная конструкция, заполненная маловязким маслом.
Давайте же теперь разберемся,что и для чего нужно))
Начнем с устьевого оборудования.
Для скважины под УЭЦН будет применяется устьевое оборудование ОУЭН – урезанная модифицированная версия фонтанной арматуры. Всего существует два варианта их исполнения,а то есть с трехходовыми кранами Т и задвижками/кранами проходного типа П. Конструкция устьевого оборудования для электроцентробежного насоса будет выглядить следующим образом:
- На колонную головку у нас крепится трубная головка, удерживающая ту самую колонну НКТ;
- Трубная головка выполняет роль герметизатора межтрубного пространства между нашими обсадными и насосно-компрессорными трубами;
- Укороченная елка состоит из
- центральной заглушки;
- тройника;
- буферной заглушки;
- выкидной линии, через которую нефть из НКТ поступает к нам в манифольд;
- В верхнем фланце трубной головки сбоку имеется отверстие, еще его называют кабельным вводом, для силового питающего кабеля погружного двигателя;
- Для контроля давления, температуры рабочих сред на забое и устье, трубная обвязка и устьевая елка оборудуются измерительными приборами;
- Для изменения режимов добычи одна из линий трубной обвязки подключается в выкидную магистраль коленом.
Как это выглядит схематично,на примере АФК1(Ш) 65х21К1М4
Ну а сейчас я покажу вам как выглядит это выглядит еще один вариант примера, только уже из своей рабочей жизни))
Ну вроде с устьевым оборудованием разобрались.Поехали дальше)) Дальше у нас станция управления(СУ).Запитывается наш насос УЭЦН от интеллектуальной станции управления, способная контролировать десятки характеристик нашего погружного оборудования, и управлять процессами без участия нас самих. В современных станциях широко применяют частотные преобразователи, которые позволяют нам регулировать энергопотребление.Выглядит станция управления примерно вот так,и опять же беру пример из своей жизни))
Так ну с СУ вроде разобрались,продолжим))Дальше у нас идет трансформатор.Специально для наших погружных нефтепромысловых насосов разработаны повышающие трансформаторы ТМПН (Г) – трехфазные маслонаполненные для нефтяных насосов. В корпусе имеется:
- Расширительный бак;
- Заливная горловина;
- Сливной патрубок для охлаждающей жидкости.
Обмотки нашего трансформатора выполнены из АПБ(Провод обмоточный с бумажной изоляцией) провода по регламенту ГОСТ 16512. Отводы низкого и высокого напряжения трансформаторов 40 – 200 кВт марки ТМПН были изготовлены из алюминиевой шины и провода, соответственно этому медный провод ПБ(песковой с боковым входом) согласно нашему ГОСТу 16512 появляется только в наших трансформаторах мощностью от 400 кВт.
Для напряжение пробива изоляции охлаждающего масла будет составлять 40 кВт. Также в наши трансформатары устанавливаются охладители,их существует двух типов:ребристого типа и радиаторного типа.Так например,охладители ребристого типа устанавливаются на маломощные трансформаторы 63 кВт,а для более мощных трансформаторов,такие как: ТМПН 100 – ТМПН 400,используются радиаторные охладители.Ну и конечно же, прикладываю вам схему устройства))
Так ну про трансофрматоры вроде все рассказал,продолжим дальше))Так ну дальше у нас пойдет подземная часть,давайте начнем с кабельной линии.Ну как можете догадаться,то производится эксплуатация нашей УЭЦН посредством электрического привода. И поэтому мы от трансформатора через станцию управления погружной двигатель соединяем кабелем. На земле же и в самом узле ввода в устьевое оборудование этот кабель имеет стандартное круглое сечение, обозначается он КРБК(Кабель силовой, резиновая изоляция, броня стальными лентами ,круглый).Затем же в скважине мы его соединяем с плоским кабелем КПБК(Кабель для питания погружных насосов), который и позволяет нам увеличить зазор между оборудованием и внутренними стенками обсадной эксплуатационной колонны.Ну и куда же без иллюстрации,снова прилагаю))
Так дальше мы пойдем разбираться с насосом,а то есть с ЭЦНом,ну что же, приступим))Наш погружной многоступенчатый центробежный насос представляет собой набор большого числа ступеней — рабочих колес и направляющих аппаратов, заключенных в стальной корпус в виде трубы.Рабочие колеса и направляющие аппараты мы собираем на одном валу, которые будут поддерживается осевой опорой.Наши направляющие аппараты, представляющие собой единый пакет, опираются на основание и закреплены от их проворота в корпусе верхним подшипником. А рабочие колеса посажены на вал при помощи шпонки, которая же входит в паз вала и в паз каждого колеса. Такая конструкция позволяет нам передать вращение от вала к рабочим колесам.Принцип же работы центробежного насоса основана на взаимодействии лопаток вращающегося рабочего колеса и перекачиваемой жидкости. Вращаясь, рабочее колесо сообщает круговое движение жидкости, находящейся между лопатками. Вследствие возникающей центробежной силы жидкость от центра колеса перемещается к внешнему выходу, а освободившееся пространство вновь заполняется жидкостью, поступающей под действием создаваемого разрежения. Из рабочего колеса жидкость забрасывается в направляющий аппарат, который по своим каналам направляет жидкость к центральной части следующего колеса. Вследствие такого принудительного отклонения потока жидкости, на внутренних стенках направляющего аппарата создается давление. Таким образом, скоростная энергия преобразуется в энергию давления.
Также можно отметить,что основными характеристиками ЭЦН являются:
- КПД;
- Потребляемая мощность;
- Напор;
- Подача.
Из всего сказанного мной,различают следующие схемы сборки насосов:
- К «плавающим» типом рабочих колес,
- «Компрессионная» сборка,
- «Пакетная» сборка.
Но об этом мы погорим в следующих статьях,будет очень интересно разобраться))
И следуя из этого всего,можно выделить что в зависимости от размера выделяют следующие габариты насосов:
- Габарит 5, внешний диаметр 92 мм (для обсадной колонны 123,7 мм)
- Габарит 5А, внешний диаметр 103 мм (для обсадной колонны 130 мм)
- Габарит 6, внешний диаметр 114 мм (для обсадной колонны 148,3 мм)
А зарубежные компании применяют другую систему классификации насосов по габаритам:
- Тип A, серия 338, внешний диаметр 3.38" (для обсадной колонны 4 ")
- Тип D, серия 400, внешний диаметр 4.00" (для обсадной колонны 5 "
- Тип G, серия 540, внешний диаметр 5.13" (для обсадной колонны 6 5/8")
- Тип S, серия 538, внешний диаметр 5.38"(для обсадной колонны 7")
- Тип H, серия 562, внешний диаметр 5.63" (для обсадной колонны 7")
Так же еще скажу,что наш электронасосный агрегат состоит из:
- Электродвигателя с гидрозащитой,
- Газосепаратора,
- Центробежного насоса,
- Обратного и сливного клапанов.
О которых мы поговорим дальше в нашей статье)) С ЭЦНом вроде закончили,дальше у нас идет газосепаратор.Лопасти наших рабочих колес и внутренние полости наших направляющих аппаратов центробежных насосов рассчитаны на работу с жидкими средами.И поэтому при избыточном содержании газа, попадающего в нефть из пласта, или выделяющегося из нее в процессе добычи, либо они образуют газовые пробки, либо уменьшают проходное сечение наших каналов. И поэтому нормальным считается содержание газа 5 – 25% от флюида по объему. Поэтому на входе в ЭЦН между ним и двигателем устанавливается сепаратор следующей конструкции:
- Трубчатый корпус с головкой и фланцевым креплением с противоположных концов;
- Шнек, подающий газожидкостную смесь в сепарационную камеру, в которой центрифуга разделяет фракции смеси по плотности;
- Газ выводится в затрубное пространство по специальным каналам;
- Дегазированная нефть поступает в центробежный насос.
И поэтому при высокой обводненности флюида используется диспергатор, который измельчает содержащиеся в полезном ископаемом пузырьки жидкости. Либо же мы применяем универсальный сепаратор-диспергатор смешанной конструкции. И конечно же прилагаю вам для ознакомления иллюстрацию))
Так с газосепаратором мы закончили,дальше идем узнавать что же такое погружной привод,начнем)) Для вращения нашего вала насоса с рабочими колесами используется электрический двигатель с маслонаполненным корпусом асинхронного типа с короткозамкнутым ротором. Обязательным защитным элементом нашего электрического маслонаполненного погружного привода является протектор, устанавливаемый над ПЭД, между ним и насосом или сепаратором.Ко всему мной сказанному прилагаю иллюстрацию и продолжаю дальше для вас))
В нашем протекторе расположены две мембраны из упругого материала, которые компенсируют изменения объема наполнителя электродвигателя при его нагреве, охлаждении. И данный протектор можно отнести к гидравлическому типу защиты нашего погружного двигателя.Также дополнительно ко всему установка УЭЦН может комплектоваться таким как:протектор электрокоррозионной защиты. Этот же узел монтируется ниже двигателя ПЭД, который представляет собой трубу из сплава магния и алюминия. Электрокоррозионный протектор может одновременно служить центратором, для чего на трубу наносятся ребра жесткости снаружи. Дополнительно такие же протекторы ВПК(внутритрубные протекторы) катодной защиты устанавливаются в муфтовых соединениях НКТ колонны через каждые 10 м.
Изготавливаются же ЭД для лопастных электроприводных насосов по таким техническим условиям отдельных предприятий:
- ТУ 2711.25-044-00219454 – диаметр 81 мм, мощность 50 кВт;
- ТУ 3381-022-21945400 – диаметр 96 мм и 103 мм, мощность 16 – 70 кВт и 16 – 180 кВт, соответственно;
- ТУ 3381-026-21945400 – диаметр 117 мм, мощность 12 – 350 кВт;
- ТУ 3381-033-21945400 – диаметр 130 мм и 180 мм, мощность 22 – 550 кВт и 125 – 750 кВт, соответственно.
И если уж говорить,то в обычном исполнении ЭД рассчитан на температуру пластовой жидкости,а именно +120°С. В специальном же исполнении мотор может выдерживать температуры +150°С. Гидравлические же испытания проводят на стендах, которые позволяют нам получить максимально приближенные к реальным условия эксплуатации.И для более корректного изменения условий,двигатели оснащаются системами телеметрии – манометр с встроенной функцией градусника, прочие датчики и приборы. И каждому исполнению ЭД с телеметрией от различных производителей присваивается собственный номер модификации:
- 3 – ТРИО ТМ-01 (ООО Триолнефть, Москва);
- 4 – СКАД-2002В-СКС (ООО НИС, Москва);
- 5 – СТ (ООО НПО Эталон);
- 6 – ИРЗ ТМС (ДООО ИРЗ ТЭК, Ижевск);
- 7 – Римера (Ижнефтемаш);
- 8, 9 – ЭЛЕКТОН-ТМС-3 (ЗАО Электон, Радужный);
- 42, 62, 92 – СКАД-2002В-СКС либо ЭЛЕКТОН-ТМСП-3.
Условные же обозначение состоят из 12 блоков, часть из которых может отсутствовать,а то есть:
- 1 блок – Н повышенное напряжение, 1 пониженное напряжение, 2 без погружного блока, 3, 5 – 8 с погружным блоком под основанием, 4, 9 с погружным блоком в основании;
- 2 блок – номер модификации, если есть;
- 3 блок – П погружного типа;
- 4 блок – С секционный, моноблочный не указывается;
- 5 блок – коррозионная стойкость К1 – К3, может отсутствовать;
- 6 блок – теплостойкость Т до +120°С или Т1 до +150°С;
- 7 блок – мощность (кВт);
- 8 блок – диаметр наружный корпуса (мм);
- 9 блок – шифр модернизации М или ГР1 – ГР5
- 10 блок – номер модернизации (тип и производитель телеметрии);
- 11 блок – исполнение климатическое, категория размещения;
- 12 блок – вид гидравлической защиты.
А вот погружные электродвигатели для горизонтальных скважин имеют в обозначении букву Г перед всеми блоками шифров.
Ну что же пора заканчивать мою статью, вроде со всем разобрались и поняли что же такое УЭЦН,как он устроен и в чем его собственно преимущества.Всем кто дочитал мою статью,спасибо вам,до новых встреч!!))