Найти в Дзене

Citroёn DS - легендарной "богине" 70 лет

В 2025-м году исполняется 70 лет с начала выпуска Citroen DS. Есть повод вспомнить эту, без сомнения, легендарную машину.

Будущую звезду «Фантомаса» и многих других кинолент представили публике в 1955 году на 42-м Парижском автосалоне. Премьера автомобиля произвела эффект разорвавшейся бомбы. За все время работы выставки вокруг Citroen DS постоянно собиралась толпа. В течение первого часа после премьеры стать владельцами «Богини» (DS звучит как французское слово deesee, что переводится как Богиня) пожелали около 800 покупателей, к концу первого дня количество заявок на машину достигло 12 тысяч.

Работа над проектом шла под руководством Андре Лефевра – талантливого инженера и автогонщика. Помимо безумно красивого дизайна, в конструкцию автомобиля была заложена масса неординарных технических решений: единая гидравлическая система, обслуживающая гидропневматическую подвеску, усилители рулевого управления и тормозов, привод переключения скоростей в КПП, автоматическое сцепление.

Революционный футуристический облик Citroen DS создал Фламинио Бертони – выдающийся дизайнер, скульптор и живописец. Некоторые источники, спутав фамилию Бертони с Нуччо Бертоне, приписывают авторство дизайна студии «Bertone». Бертони так же принадлежит авторство дизайна ситроеновских моделей «Traction Avant» и «2CV». Стремительный кузов с задними колесами, спрятавшимися в обтекаемой сужающейся корме, обладал прекрасной аэродинамикой (Сх=0, 34), а благодаря изящным тонким стойкам крыши, отличался большой площадью остекления. Отсутствие оконных рамок на дверях придавало еще большую легкость и изящество облику.

-2

Конструкцию кузова Citroen DS можно назвать условно несущей, правильней было бы отнести его к кузовам с несущим полом, так как стойки и брус крыши мало влияли на силовую структуру. Такая конструкция позволяла создавать открытые модификации без дополнительного усиления конструкции. Дверные панели, капот и крышка багажника были из алюминиевого сплава, панель крыши изготавливалась из пластмассы. Все это обеспечило низкое расположение центра тяжести. Внешние кузовные панели были легкосъемными. Штрихом, привлекающим внимание в салоне, было рулевое колесо с одной спицей – решение, ставшее на долгие годы визитной карточкой автомобилей марки Citroen.

Силовой агрегат и компоновку Citroen DS унаследовал у «Traction Avant», т.е. он был переднеприводным. Компоновка силового агрегата была необычной для нашего времени – двигатель располагался продольно за КПП с главной передачей внутри базы. В первые годы автомобиль комплектовали модернизированным мотором от «Traction Avant» - рядной «четверкой» объемом 1,9 л. В дальнейшем на машину ставили новые более мощные двигатели с большим объемом.

-3

Наравне с невероятным обликом Citroen DS обладал незаурядной технической начинкой. Наиболее значимым техническим новшеством, ставшим впоследствии отличительной особенностью легковых автомобилей с двойным шевроном, была независимая гидропневматическая подвеска. Такая подвеска, обеспечивая невероятную плавность хода, позволяла изменять клиренс в зависимости от дорожных условий. Для преодоления неровностей или бездорожья автомобиль приподнимался, улучшая геометрическую проходимость, что при размере колесной базы в 3130 мм нелишне. При движении по ровному гладкому асфальту с большой скоростью, дорожный просвет уменьшался, обеспечивая улучшение устойчивости и снижение аэродинамических потерь, что, в свою очередь, способствовало снижению расхода топлива. Еще одной приятной особенностью такой подвески стала возможность замены колеса без использования домкрата – автомобиль поднимался на максимальную высоту, под кузов возле меняемого колеса ставилась подставка, далее кузов опускался, и нужное колесо оказывалось вывешенным.

Citroen DS стал одним из первых серийных автомобилей оснащавшихся дисковыми тормозами. Необычным было расположение тормозных дисков: они располагались не возле колес, а были закреплены около главной пары. Такое решение способствовало снижению неподрессоренных масс. Применение гидроусилителя тормозов позволило сделать своеобразную механическую АБС.

-4

Давление во всей гидросистеме автомобиля создавал насос, приводимый двигателем. Все гидравлические «помощники», несомненно, добавляли комфорта и удобство управления, но и значительно усложняли конструкцию и обслуживание, что не могло не сказаться на надежности. Ведь отказ любого компонента обширной гидросистемы Citroen DS обездвиживал автомобиль.

Параллельно с Citroen DS выпускалась ее упрощенная версия ID, отличавшаяся отсутствием гидроусилителя руля, тормозами без АБС, механическим приводом переключения передач в КПП, отсутствием стеклоподъемников в задних дверях, омывателя лобового стекла, заднее стекло делалось из оргстекла, переднее сиденье было сплошным, что позволяло перевозить на одного пассажира больше.

Наряду с седанами Citroen DS и ID производились в кузовах универсал и кабриолет. Совместно с ателье «Chapron» производились лимузины и купе.

Выпускали Citroen DS в течение 20 лет с 1955 по 1975 год. За эти годы автомобиль неоднократно модернизировали. В 1967 году провели рестайлинг модели. Автомобиль обзавелся сдвоенными фарами, накрытыми прозрачным колпаком. К таким фарам тут же приклеилось выражение «кошачий глаз». Фары ближнего света были поворотными, при повороте передних колес, фары поворачивались в сторону поворота.

-5

За 20 лет производства было выпущено 1456115 автомобилей. И по сей день Citroen DS восхищает своим великолепным дизайном, вошедшим во все хрестоматии по автомобильному дизайну.