Найти в Дзене
Цветы для Элджернона

Почему психологи во всем обвиняют родителей

Разговаривая о психотерапии, рано или поздно неотвратимо сталкиваешься со следующей ситуацией. Условный собеседник говорит тебе, что всё правильно ты сказал и по фактам, но только зря ты родителей обвиняешь, это вообще неправильно, а всё остальное — ок, так держать! Этот комментарий я слышал в самых разных ситуациях и даже от близко знающих меня людей. Шутку о том, что психотерапевт — это такой человек, с которым ты за деньги обсуждаешь, в чём виноваты твои родители, я услышал ещё в нулевых годах из сериала «Клиника». Дыма без огня не бывает, и рассказанная мной шутка по большей части правдива. Но здесь ситуация, которую можно сравнить со следующим анекдотом: Инженер, химик и программист едут в машине, и вдруг она ломается. Инженер: «Это что-то с двигателем.» Химик: «Нет, проблема в качестве топлива.» Программист: «Давайте выйдем, зайдем обратно и попробуем снова.» Каждый специалист по-своему прав, потому что он исходит из проблем, которые ему чаще всего приходится решать. В случае пс

Разговаривая о психотерапии, рано или поздно неотвратимо сталкиваешься со следующей ситуацией. Условный собеседник говорит тебе, что всё правильно ты сказал и по фактам, но только зря ты родителей обвиняешь, это вообще неправильно, а всё остальное — ок, так держать!

Этот комментарий я слышал в самых разных ситуациях и даже от близко знающих меня людей. Шутку о том, что психотерапевт — это такой человек, с которым ты за деньги обсуждаешь, в чём виноваты твои родители, я услышал ещё в нулевых годах из сериала «Клиника».

Дыма без огня не бывает, и рассказанная мной шутка по большей части правдива. Но здесь ситуация, которую можно сравнить со следующим анекдотом:

Инженер, химик и программист едут в машине, и вдруг она ломается.

Инженер: «Это что-то с двигателем.»

Химик: «Нет, проблема в качестве топлива.»

Программист: «Давайте выйдем, зайдем обратно и попробуем снова.»

Каждый специалист по-своему прав, потому что он исходит из проблем, которые ему чаще всего приходится решать.

В случае психотерапевта самой частой причиной психических расстройств являются травмы. В подавляющем большинстве случаев психика травмируется в детстве. Ну а люди, которые имеют настолько большое влияние на детскую психику, — практически всегда родители.

Поэтому это правда, что родители являются популярными персонажами психотерапевтических обсуждений.

Но главный нюанс заключается в том, что психотерапевт вовсе не ставит своей задачей обвинять во всём родителей ради успокоения клиента.

Смотрите, можем ли мы сказать, что стоматологи ставят своей целью обвинять во всех бедах пациента кариес, а диетологи — жиры и углеводы? Нет, но они много говорят о них, как об основных причинах проблем людей, которые к ним обратились.

Родители в контексте психотерапии являются условием, из-за которого у человека возникло то или иное нарушение. Но винить их так же бессмысленно, как дождь на улице, из-за которого ты сильно промок. Осознавать это нужно не для обвинений, а для того, чтобы в следующий раз взять с собой зонт.

Но почему для части людей любое упоминание родителей в качестве возможных причин проблем является сильным триггером, мгновенно вызывающим реакцию наподобие «вот обо всём можно, но только не о родителях!»?

Потому что, как ни печально, часто бывает когда родители действительно сильно ранят своих детей. В них копится обида, гнев и страх на тех людей, которые должны были являться для них верной защитой и поддержкой.

Но такая ситуация создаёт сильный конфликт в психике: с одной стороны, человек любит и ценит своих родителей, с другой — бесконечно на них злится и, возможно, даже ненавидит. Такое противоречие разрешить крайне сложно.

И психика выбирает старый добрый колхозный метод — заблокировать одну из частей намертво, чтобы другая как-то могла существовать целостно. И чаще всего заблокированной частью оказываются страх и гнев.

И тогда получается ситуация, когда человек готов обсуждать многое, но только не родителей — иначе запускаются триггеры, возбуждающие заблокированную часть, в которой накоплено крайне много гнева. И скорее всего именно его вы и ощутите в таком разговоре.

Но в этом и заключается сложность. Триггеры, которые вызывают защитную реакцию, говорят о том, что внутри человека остается нечто неразрешённое. Реакция на обсуждение родителей — это не просто протест, это сигнал о том, что за этим запретом скрывается сильное чувство.

И задача психотерапии — не в том, чтобы обвинить или оправдать родителей, а в том, чтобы распутать этот клубок эмоций. Позволить человеку принять боль, обиду, любовь и страх, которые он испытывает, не блокируя их. Потому что только тогда он сможет выйти из этого внутреннего конфликта и по-настоящему двигаться дальше.

Закончить я бы хотел мыслью, метко сформулированной в комментариях читателем.

Нет ничего страшного в том, чтобы увидеть ошибки родителей. Это будет означать всего лишь, что они люди, а не боги. Людей можно любить, а богов нет. Богов боятся.

Подписывайтесь на мой Telegram-канал "Цветы для Элджернона"