Приветствую всех на моем канале! Продолжаем наше московское путешествие! Вернувшись со Старой Басманной улицы на Новую Басманную и осмотрев по пути парочку особняков И.К. Прове, а также многое другое до этого (если не читали, но интересно – проходите по этой ссылке), мы остановились на углу улиц Александра Лукьянова и Новой Басманной. Однако, прежде чем пойти дальше по этой улице, вернемся немного в сторону ее начала. Здесь мы обращаем внимание на нечетную сторону улицы и в первую очередь на разноцветный угловой дом, там, где 1-й Басманный переулок отходит от Новой Басманной.
Усадьба Шибаевых
Усадьба на этом месте известна с 70-х годов XVIII века, когда, предположительно, князь Иван Алексеевич Белосельский здесь построил трехэтажный дом с пилястровым портиком в строгом классицистическом стиле. Такой облик усадьба сохраняла до 70-х годов века следующего. Тогда ее приобрел купец 1-й гильдии и один из первых нефтепромышленников Сергей Мартынович Шибаев, он то и заказал перестройку дома, ставшего после этого совсем не похожим на традиционный московский усадебный дом.
Дом был перестроен по проекту известного архитектора Александра Степановича Каминского в стиле эклектики с использованием деталей в псевдорусском стиле. На фасаде появились сдвоенные полуколонки, наличники с изысканным завершением, а венчает его аттик сложной формы и две стилизованные башенки по углам дома. Все декоративные элементы фасада выполнены из терракоты и раскрашены в разные цвета.
После смерти Сергея Мартыновича, его вдова Евдокия Викуловна продолжила дело мужа, а уже после ее смерти в конце XIX века дом был куплен государством и стал частью Басманной больницы. Со временем он утратил свой яркий декор, но уже в нашем веке реставраторы вернули ему облик конца XIX века.
Следующий дом также входил во владения этой усадьбы, которая не раз меняла хозяев на протяжении полутора веков, но он не такой яркий, однако, этот приземистый с мезонином дом сохранил черты классической московской усадьбы конца XVIII – начала XIX веков. Когда точно он был построен и кто был его архитектором, доподлинно не известно.
Как один кирпич поменял владельца дома
Возвращаемся на угол Новой Басманной и 1-го Басманного переулка, здесь, напротив разноцветного дома Шибаева через переулок, расположился угловой, с закругленным углом, бывший доходный дом, построенный в 1913 году. С этим домом связана одна трагическая история. Строился он на деньги, видимо, хорошо преуспевающего врача П.Н. Иванцова (имя и отчество его мне так выяснить и неудалось), так вот, когда дом был почти достроен, Иванцов приехал осматривать свое будущее доходное здание, как раз в этот момент кирпич упал со строительных лесов, и прямо по голове, предвкушавшему доходы, доктору. Говорят, скончался на месте, а еще некоторые говорят, что кирпич не случайно так точно угодил ему в голову, возможно, доктор был скуп и кому-то не доплатил, но это не точно.
После смерти Иванцова дом отошел Московской городской управе, наверное, у врача не было наследников. А строил этот дом архитектор Федор Никитич Кольбе, украсив местами фасады этого дома различной лепниной, там я даже грифонов углядел.
Красота – страшная сила
Дальше по Новой Басманной нам снова «повезло» с массовой реставрацией (или реконструкцией) домов в этом районе, все они, естественно, плотно укрыты, помимо строительных лесов, зелеными сетками или декоративными баннерами, поэтому идем еще дальше и останавливаем свои взгляды на доме без таких «украшений».
А дом этот, весьма массивный, под номером 28, как будто призван отпугивать непрошенных гостей, да и прошенных может отпугнуть, если они вглядятся в маскароны, которыми изобилует фасад этого дома, особенно на те, что на самом верху. Этот дом в 1905 году построил для купца М.А. Мальцева Николай Иванович Жерихов, украсив его фасад, помимо прочей лепнины, «кричащими масками», наверное, от ужаса, а еще их некоторые называют «масками-уродами». Да и на уровне второго этажа лица, хоть и не уродливые, но какие-то недобрые, даже лица младенцев какие-то напуганные.
На стрелке Басманных улиц – Разгуляй
Да, у меня сегодня триллер какой-то получается: то кирпичи на голову падают, то маскароны всех пугают. Ну ладно, идем дальше, а дальше мы выходим на площадь Разгуляй, расположившуюся в том месте, где Новая Басманная улица сходится со Старой, здесь эти две улицы и заканчиваются. Площадь эта известна с XVII века как место веселья, гулянок и празднований. Слева, в конце Новой Басманной, в 70-е годы XX века вся старая постройка была снесена, и долгое время здесь был пустырь, а в 90-е построили немаленькое такое здание для офисов в стиле, немного напоминающем старинные московские особняки.
В центре площади в 2015 году установили памятник Бауманскому народному ополчению 1941 года. Отсюда 9 июля 1941 года около 12 тысяч жителей района добровольно ушли на фронт, большая часть из них погибла под Вязьмой, ценой своих жизней выполнив задачу задержать стремительно наступавшие на Москву войска вермахта. Трехметровая медная скульптура изображает женщину с фотографией погибшего солдата в руках и стоящую рядом маленькую девочку.
Пушкины и не только
Теперь мы переместимся на другую сторону площади и посмотрим – что там в конце Старой Басманной улицы. И здесь я сразу обращаю внимание на небольшой одноэтажный дом с треугольным фронтоном, под номером 36, стоящий не вплотную с соседними, а с небольшим разрывом от них. И не зря, сейчас это дом-музей Василия Львовича Пушкина – поэта и родного дядюшки Александра Сергеевича.
Дом этот был построен в 1820 году на месте сгоревших строений в Московском пожаре 1812 года Пелагеей Васильевной Кетчер – женой обрусевшего шведа, владельца завода хирургических инструментов Христофора Яковлевича Кетчера. Она и сдала в наем этот дом Василию Львовичу Пушкину. У него в гостях бывали все знаменитые поэты и писатели того времени, с которыми он был близко знаком, ну и конечно, его более знаменитый племянник тоже здесь бывал в 1826 году сразу после ссылки в Михайловском и знаменитой встречи с Николаем I. Но есть мнение, что Василий Львович жил совсем не в этом доме, а в доме №28 по этой же улице (этот дом не сохранился), но я видел опубликованный текст договора о найме жилья В.Л. Пушкиным у П.В. Кетчер, правда, судить о его достоверности я тоже не могу.
И вот со следующими, завершающими улицу, двумя домами тоже есть определенная неразбериха. Они оба под номером 38, но это явно два отдельных дома, построенные вплотную друг к другу. Некоторые предполагают, что в одном из этих домов когда-то располагался знаменитый трактир «Разгуляй», то ли в честь площади назвали, то ли площадь в честь него, но другие утверждают, что трактир находился на другой стороне перекрестка, где сейчас здание, построенное в 90-е годы XX века.
За последним угловым домом по Старой Басманной вправо уходит улица Доброслободская, а напротив этого дома еще один памятник истории и архитектуры, тоже связанный с фамилией Пушкин, только уже Мусин-Пушкин. Но дом этот уже на улице Спартаковской (бывшей Елоховской), вот с него мы и начнем следующий рассказ об этой улице.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!