Здравствуйте, уважаемые мои читатели! Продолжаем прогулки по улицам и переулкам Москвы, а находимся мы по-прежнему в Басманном районе, выйдя из Гороховского переулка снова к саду имени Баумана напротив храма Никиты Мученика (о Гороховском переулке я Вам рассказывал в прошлой статье, если не читали – заходите по этой ссылке). За бывшими владениями Голицыных (ныне – сад имени Баумана) по той же нечетной стороне расположились владения бывшей купеческой усадьбы, известные еще с XVIII века.
Старинные усадьбы на Старой Басманной
Как я уже рассказывал, пожар 1812 года каким-то чудом не затронул Никитскую церковь и большую часть строений, что вокруг нее, поэтому здесь и сохранились более ранние постройки. Но эта усадьба на протяжении времени не раз меняла своих хозяев, и как водится, не раз перестраивалась. В середине XIX столетия усадьбой владела купчиха Наталья Григорьевна Лоушкина, по фамилии этой владелицы чаще всего и называют усадьбу.
А когда в самом конце XIX века усадьба стала принадлежать первогильдейскому купцу, владельцу кондитерской фабрики Тимофею Агафоновичу Кудрявцеву, гражданский инженер Петр Карлович Микини рядом построил двухэтажный флигель, украшенный маскаронами с изображением женских головок и львиных масок. Это здание до революции снимала частная женская прогимназия (затем гимназия) Е.Б. Гронковской, в которой преподавала старшая сестра Марины Цветаевой – Валерия.
Теперь мы переводим взгляды на четную сторону улицы, где сразу за церковью Никиты Мученика расположились владения, перешедшие в 1867 году к серпуховскому купцу Мефодию Мараеву. При нем в 1878 году архитектором Митрофаном Александровичем Арсеньевым и был построен трехэтажный доходный дом. А чуть дальше расположены палаты, выстроенные еще на рубеже XVII-XVIII веков, но в последствии неоднократно перестроенные. Сейчас фасады этого дома укрыты декоративным баннером.
Следующее по той же стороне двухэтажное кирпичное здание в стиле классицизма с четырехпилястровым портиком со второй половины XIX века также вошло во владения Мараевых, а построено это здание было в конце XVIII века и известно, как дом И.И. Колокольникова. Однако тогда второй этаж здания был деревянный, каменным он стал уже в начале XIX века, примерно в таком виде дом и дошел до наших дней.
Дальше, напротив друг друга: по четной стороне – городская усадьба И.Л. Чернышева, по нечетной – городская усадьба П.И. Демидова-А.Б. Куракина, ставшая в 1836 году Константиновским межевым институтом, обе они плотно укрыты строительными лесами и баннерами, поэтому, сразу и не поняв – что это за здания, я особо не обратил на них внимание. Но дальше по нечетной стороне, сразу за улицей Александра Лукьянова, которая подходит к Старой Басманной под острым углом, мое внимание привлекла полуротонда на углу еще одной старинной усадьбы.
Усадьба Муравьевых-Апостолов
Чтобы получше разглядеть этот дом, я перебираюсь на четную сторону Старой Басманной, и здесь передо мной предстает во всей красе московская классическая усадьба начала XIX века с величественным портиком, треугольным фронтоном и фризами в античном стиле по обеим сторонам портика.
В 1795 году дочь купца 1-й гильдии Петра Бабушкина, которому усадьба принадлежала в XVIII веке, Александра выходит за премьер-майора князя Ю.П. Волконского, к которому вместе с женой переходит и это владение в качестве приданого. Волконский строит здесь деревянный особняк, а через несколько лет, в 1803 году, усадьба переходит к отставному капитану Павлу Ивановичу Яковлеву, который и перестраивает дом в стиле позднего классицизма. Архитектором этого здания долгое время считали Матвея Федоровича Казакова, но сейчас больше склоняются к авторству Ильи Даниловича Жукова.
Дом чудом уцелел в пожаре 1812 года. Это здание уникально тем, что второй его этаж полностью деревянный, а знаменито оно стало тем, что в 1815 году этот особняк приобрела и поселилась в нем семья сенатора Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола, чьи три сына, принявшие в последствии участие в подготовке восстания на Сенатской площади (Ипполит, Сергей и Матвей), здесь и воспитывались.
В 1986 году здесь открылся Музей декабристов, но через несколько лет закрылся из-за плачевного состояния самого здания. Уже в начале этого века потомком рода Кристофером Муравьевым-Апостолом была инициирована научная реставрация. Реставрация проводилась с использованием натуральных материалов, аналогичных оригинальным, и технологий времени постройки этого дома. После реставрации в 2013 году здесь снова открылся музей.
Осмотрев усадьбу, направляемся по улице Александра Лукьянова к Новой Басманной улице, откуда мы до этого ушли на Старую через сад имени Баумана. Здесь справа вдоль улицы вытянулся двухэтажный флигель все той же усадьбы Муравьевых-Апостолов, построенный еще в XVIII веке, видимо, купцом Бабушкиным, кстати, до 1964 года эта улица была Бабушкиным переулком.
Владения Прове
В конце 60-х годов XIX века в этом переулке поселился купец 1-й гильдии немецкого происхождения Иван Карлович Прове и со временем стал местным старейшиной, как когда-то Петр Бабушкин. На приобретенном Прове обширном участке земли в конце XIX века он строит новые дома и усадьбы. Так, в 1890 году на нечетной стороне под номером 7 появляется городская усадьба в неогреческом стиле работы архитектора Адольфа Эрнестовича Эрихсона.
После смерти Ивана Карловича в 1901 году и до революции этот дом принадлежал старшей дочери Эмилии-Едвиге, в замужестве Миндер. Хотя в некоторых источниках я встречал информацию, что дом этот был оформлен на его жену, которую тоже звали Эмилия, и которая после смерти Ивана Карловича вышла снова замуж и стала Миндер. Не знаю – кто здесь прав, пока не разобрался.
А почему я обратил на это внимание? Просто моего прапрадеда по материнской линии тоже звали Иван Карлович, и он тоже этнический немец, конечно, не такой богатый, а жену его (мою прапрабабушку) тоже звали Эмилия, она была полькой по национальности, а моего прадеда звали – Федор Иванович, как и их младшего сына, только фамилия у них была другая. Бывают же такие совпадения! Хотя, Иван, Карл и Федор – наверное самые распространенные имена обрусевших немцев.
От моих личных воспоминаний возвращаемся на улицу Александра Лукьянова. Теперь поворачиваем свои взгляды на противоположную сторону улицы и здесь за оградой, на углу с Новой Басманной, видим еще один усадебный комплекс, также построенный Иваном Карловичем Прове. Но отсюда мы видим боковую и тыльную части этой усадьбы, а чтобы посмотреть фасад, выходим на Новую Басманную улицу.
Отсюда, с Новой Басманной, хотя бы и из-за ограды, мы можем увидеть главный дом этой усадьбы почти во всей красе. Он был построен на пять лет позже предыдущего – в 1895 году. А строил его Иван Карлович по проекту Карла Васильевича Треймана для своих детей двойняшек – Федора (Теодора) и Адели-Луизы. Федор Иванович, сначала помогая в делах отцу, до революции больше слыл известным в Москве нумизматом. Адель Ивановна, выйдя замуж за купца Георгия Калиша, как и все члены семьи Прове, активно занималась благотворительностью.
Вход, тот, что слева, если смотреть на дом, вел на второй этаж, который целиком занимала квартира Федора Ивановича, другой вход предназначался для Адели Ивановны (в замужестве – Калиш), она занимала весь третий этаж. Из-за закрытой ограды только этот вход я и запечатлел.
Ну что, здесь, выйдя снова на Новую Басманную, мы пока и остановимся, а затем, разглядев все вокруг, пойдем по этой улице дальше, но об этом я Вам расскажу уже в следующий раз.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!