Найти в Дзене
Электромозг

Мы на пороге очередных перемен

Не перестаю восторгаться тем, в какое удивительное время мы живём! Вообще, такая удача, что я застал столько событий, и ещё до сих пор не убит и не в маразме ))) Самый кончик Брежневского застоя и спокойствия я, конечно, застал не в самом сознательном возрасте, но ведь всё началось именно тогда, когда я как раз начал что-то соображать!

В 1985 году пришёл Горбачёв, и понеслось... Мне как раз было 14 лет, я сдавал выпускные экзамены после 8 класса и поступал в ПТУ. Так что созерцал падение великого государства во всей его красе. Но успел и отучиться, и даже отслужить в армии ещё при СССР.

Но к чему я это вспомнил? А к тому, что мы довольно уверенно приближаемся к очередному этапу жизни нашего государства. Разрыв экономических связей промышленной экономики, начавшийся при непросчитанной горбачёвской «самоокупаемости», вызвал крах промышленности, усугубившей своими экономическими последствиями внутреннее состояние общества.

В результате республики СССР превратились в отдельные страны, что нанесло второй удар по экономическим связям промышленной экономики. Каждая республика стата выживать отдельно друг от друга, как могла. Третий удар по остаткам промышленной экономики сделал Ельцин, выдернув уже, надо признать, порядком скорродированный стержень компартии, как всё ещё важный рычаг управления, в том числе и остатками промышленности.

Затем 20 лет попыток вписки в глобальный рынок, сначала официальных попыток, а потом продолжающихся попыток либеральных элит, во многом саботирующих настойчиво провозглашаемый со второй половины 10-х годов курс, не верящих, что прежним формам их существования пришёл конец.

Потом начало процесса смены элит, ознаменованный премьерством Мишустина, противодействие инерции оставшихся элит и усиливание позиции Мишустина после массированного ввода западных санкций в 2022 году.

Теперь, вот, решение о необходимости возрождения промышленной экономики, кажется, снова принято. Не само, а принудительно, к сожалению. Это вынужденная смена экономической ориентации, связанная с необходимостью массового выпуска современной военной техники в промышленных количествах а также её быстрого развития в условиях горячей фазы противодействия с условным западом.

Думаю, что теперь курс на промышленную экономику взят окончательно, поскольку сегодня уже всем очевидно, что жёсткая конкуренция с США будет продолжаться. Если мы минуем прямую войну с Европой (а я думаю, что это и было основной задачей второго этапа СВО — высосать всё вооружение из Европы, чтобы она отказалась от расширения военных действий на свою территорию), то непременно столкнёмся с США уже в арктических регионах.

Таким образом, для полноценной конкуренции с США нам нужна собственная промышленность. Это же понимают и в США, и активно затаскивают заводы и фабрики из Европы и Азии к себе на территорию.

И Россия и США сталкивается с большими трудностями в процессе своей реиндустриализации. Трудности довольно схожи — и у нас и в США не хватает специалистов. Однако США пока ещё в силе, и им проще затащить специалистов извне. Нам придётся готовить их самим.

То же самое с заводами и фабриками — они затаскивают их из экономически разрушаемой Европы и Азии. Мы их строим самостоятельно и частично затаскиваем технологии и оборудование из Китая. Тут тоже преимущество на стороне США.

Но вся прелесть в том, что для выживания и конкуренции не столь важно, кому что легче и кто в чём будет доминировать. Важен сам подход и наличие факта возможности конкуренции. Если ты не являешься колонией США (в современном понимании этого слова), то уже являешься самостоятельным полюсом силы и можешь собирать вокруг себя единомышленников.

Если ты готов вписываться в глобализованный рынок на тех правах, которые тебя наделяет метрополия (США), это одно. Мы пытались, но из-за во всех смыслах «объёма» нашего государства нам банально не хватило тех прав, которыми нас наделяли, чтобы не опасаться дальнейшего дробления страны и связанных с этим новых катаклизмов, которые мы уже пережили в 90-е.

Такое могут относительно безболезненно пережить небольшие государства, в которых нет центробежных сил, а напротив, имеются центростремительные, связанные с попытками увеличить свои возможности за счёт объединения.

Для успешного развития таких цивилизаций, как Россия и Китай, важно не надеяться на дружбу и полезность для США, а самим быть полюсами силы и не только представлять прямую угрозу для конкурента в случае его агрессивных намерений в свой адрес, но и быть достаточно сильными, чтобы всякое внешнее и внутреннее воздействие на них не имело перспектив. Этого уровня Россия вполне может достичь. Я бы даже сказал, что сегодня страна уже близка к этому.

Фактический выход противостояния за рамки СВО (т.н. второй этап) вынудил нас раскрутить военную промышленность, увеличить численность армии и прогнать через реальные боевые действия как личный состав, так и военную технику, а также отладить новые виды вооружений в реальных боевых условиях.

Уже очевидно, что Россия выйдет из горячего противостояния с Западом с самой мощной, дееспособной армией в мире и мощнейшей военной промышленностью (включая гражданских смежников), включающей в себя и наличие передовых технологий, которые можно монетизировать как в чистом виде через экспорт вооружений, так и в адаптированном к гражданским потребностям и внедрением их в гражданскую промышленность.

Таким образом, Россия возрождает промышленную экономику, что правильно в любом случае. Если отбросить все казуистические экономические выкрутасы, «доказывающие» перспективность других типов экономик, то станет очевидно, что богатым может быть только то государство, которое что-то производит само, а если оно производит широкий спектр продукции (а размеры России позволяют это делать), то такое государство будет обладать и высокой степенью самодостаточности и технологического суверенитета. Против такого государства и санкции не будут иметь смысла.

В настоящее время, помимо событий, связанных с нашей страной, происходят важные события и в США. Новый президент принципиально меняет идеологию своего государства, отказываясь от вороха той фигни, которую наплодили его предшественники. Это даёт возможность США, помимо всего прочего, безболезненно слить проигранный конфликт с Россией, чтобы заняться подготовкой к более мощному и важному для США противостоянию с Россией в Арктике.

Для этого им придётся присоединить Гренландию (одна Аляска не даёт им достаточного стратегического простора) и начать проектирование и производство ледоколов и другой военной техники для её применения в высоких широтах.

Им нужно будет затащить в США ещё больше заводов и фабрик, а также построить свои собственные предприятия. Возможно, там грядёт реформа образования, чтобы нивелировать имеющийся там дефицит специалистов и организовать воспроизводство необходимых им кадров в требующемся количестве на месте вместо ориентации на импорт.

Это время нам тоже терять не следует. У нас есть несколько лет, в течение которых нам тоже нужно качественно обучить и вырастить как можно больше учёных, инженеров и рабочих, чтобы максимально снизить свою технологическую зависимость, а также зависимость по оборудованию, от внешних игроков.

Вместе с тем, я ожидаю от Трампа более адекватного подхода к взаимодействию с Россией, поскольку прежний подход глубинных дилетантов привёл к усилению России, а не к её ослаблению. Задача Трампа, как я её себе представляю, не столько в лоб ослабить Россию, поскольку это оказалось слишком затратно, а усилить позиции США в целом, и этим получить геостратегическое преимущество.

Приоритет давления Трампа на Россию будет не военный, а экономический и политический. Более того, он будет направлен на любых внешних игроков в целом. Конечно, основным его конкурентом будет Китай. Впрочем, это давно не секрет, и озвучивалось им неоднократно.

Заключение

В общем, насчёт СВО, я думаю, что в нынешнем году она завершится. Европа не сможет без поддержки США долго сопротивляться России. Ко всему прочему, они, скорее всего, деморализованы тем, что в США теперь внезапно снова 2 пола и всё такое.

Думаю, мы будем свидетелями быстрой смены европейских лидеров и сворачивание гейской повесточки, несмотря на опасения многих политологов в том, что Европа приютит у себя извращенцев из США и тем самым усилит свои позиции.

Нет, американцы убили Европу не для того, чтобы их снова возрождать, а благосостояние тех или иных европейских государств будет теперь зависеть от того, насколько широко они смогут улыбнуться в сторону России. Ну, мне так кажется :-)