Продолжим тему технических музеев и сегодня посетим главный железнодорожный музей России, расположенный рядом с Балтийским вокзалом в Санкт-Петербурге.
Экспозиция музея большая и охватывает все периоды от эпохи пара до распада СССР. Здесь собраны как типичные локомотивы и вагоны, эксплуатировавшиеся в разные эпохи, так и уникальные экземпляры опытных или экспериментальных машин, не пошедших в крупную серию.
У входа встречают танк-паровозы, доставшиеся СССР в качестве трофеев после Второй мировой войны:
По всему музею расставлены вот такие гигантские стаканы в подстаканниках, создающие атмосферу:
В начале экспозиции - паровозы и вагоны дореволюционной эпохи:
Вагон первого класса. В голубом колере, как было тогда принято. Такими вагонами первоначально комплектовались составы "Красной стрелы". Вот такой парадокс: стрела - красная, а вагоны - синие:
Паровозы советской эпохи:
Переходим в более близкую нам тепловозно-электровозную эпоху. Тепловоз ТЭ2 с профилем Сталина на носу:
Пассажирский тепловоз ТЭП10, выпускался в Харькове:
ТЭП70 ранних номеров. Небольшая серия таких машин была выпущена в конце 1970-х гг., и они довольно сильно отличались от локомотивов, которые стали выпускаться со второй половины 1980-х. Сегодня ТЭП70 и его более поздняя версия ТЭП70БС остаются основными пассажирскими тепловозами в России и Белоруссии:
ЧС4 с пластиковым кузовом. Из-за характерной формы остекления кабины имели прозвище "аквариум". Пассажирский электровоз чехословацкого производства (серия ЧС означает Чехословакию), выпускался в 1960-х и начале 1970-х гг. Большинство машин оказались на Украине и там работают до сих пор. Правда, выглядят они теперь совсем по-другому, т.к. пластиковые кузова им заменили во время модернизации в 2000-е гг.:
ВЛ23. Эти машины в грузовом движении работали на Октябрьской железной дороге вплоть до 1990-х гг.:
ЧС2 aka "чебурашка". Основной пассажирский электровоз постоянного тока советских времен, тоже родом из Чехословакии. До сих пор работают на Украине, где их заменить нечем:
ВЛ22м - динозавр из 1950-х гг.:
Тепловоз-рекордсмен ТЭП80. Две такие машины были выпущены в конце 1980-х гг. Как и большинство позднесоветских проектов, его ждала незавидная судьба. Впрочем, особого экономического смысла в подобных скоростных тепловозах нет:
В позднесоветские времена и вплоть до середины 2000-х гг. "Красная стрела" комплектовалась вот такими ГДРовскими вагонами, известными среди любителей ж.д. как "аммендорфы", по имени города, где находился производивший их завод:
Красавец ТЭП60. Пассажирский тепловоз, выпускавшийся с 1960-х и до середины 1980-х гг. Очень массовая серия, было построено более 1200 машин. Массово списывать их начали в 1990-е гг., когда кончился социализм, а вместе с ним - и дармовые ГСМ, в отношении которых этот тепловоз был очень прожорлив. Дольше всех ТЭП60 продержались на Белорусской железной дороге, где последний локомотив этой серии был списан в 2020 г.:
ТЭ7 - пассажирская модификация грузового тепловоза ТЭ3. Одно время водили пассажирские поезда между Ленинградом и Москвой:
ЧС1 - первый пассажирский электровоз, поставлявшийся на советские ж.д. из Чехословакии. Было их немного, и вскоре они были заменены более мощными и скоростными ЧС2:
Классический советский грузовой тепловоз ТЭ3 ранних номеров, с кабиной, аналогичной ТЭ2. Большинство же ТЭ3 имели кабину как у ТЭ7 (см. выше):
Один из паровозов установлен над смотровой ямой, так что можно осмотреть его снизу:
Выходим на уличную экспозицию, самое интересное - здесь.
Например, боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) "Молодец", способный нести ядерные боеголовки. Такие составы были созданы в 1980-е гг. А уже в "святые 90-е" их сняли с вооружения, в рамках ельцинской "дружбы с Америкой":
Еще один позднесоветский тепловоз, судьба которого не сложилась:
А вот ВЛ8 имели долгую и славную биографию. Эти электровозы 1950-60х гг. оказались очень живучими и до сих пор массово эксплуатируются на Украине. В России их эксплуатация была прекращена в начале 2000-х гг., но часть машин вновь оказалась в РФ вместе с железными дорогами Новороссии:
Скоростная советская электричка ЭР200. Было их два или три состава, и они ходили между Ленинградом/Петербургом и Москвой. В советское время изображение ЭР200 красовалась на упаковках сахара, которые выдавались к чаю в поездах. Во второй половине 2000-х ЭР200 ушли на покой, уступив место "Сапсанам", а вагоны этих составов хранятся в нескольких музеях России:
Даже сохранились маршрутные указатели 2000-х гг.:
А это еще одна тупиковая ветвь железнодорожной эволюции - скоростной поезд "Сокол". Он разрабатывался как замена для ЭР200. Но времена стояли лихие - "святые 90-е". В итоге до ума "Сокол" так и не довели, вместо этого стали закупать сименсовские "Сапсаны". Очень неосмотрительное решение, как показывают нынешние события. Но тогда была такая идеология - зачем производить что-то свое, когда можно продать нефть и купить все, что нужно, на Западе:
Слева направо - венгерский дизель-поезд Д1, "Сокол", ЭР200 и пассажирский электровоз ЧС2т:
ЭР10. Внешне обычная рижская электричка, но вагоны с тремя тамбурами вместо двух. Серия "не взлетела":
А это классическая "кругломордая" ЭР2:
Самый первый ЧМЭ3 - очень массовый маневровый тепловоз, строившийся в Чехословакии. Этих рабочих лошадок до сих пор много:
ТЭМ1 - еще один маневровый труженик, предшественник успешной и широко распространенной серии ТЭМ2:
ВЛ82м - грузовой двухсистемный электровоз. Работали в том числе на пограничном переходе между Ленинградской областью, где электрификация в системе постоянного тока, и Финляндией, где уже переменный ток:
ВЛ60 - шестиосный грузовой электровоз переменного тока:
А это, внезапно, французский электровоз серии Ф. 50 таких машин было закуплено в конце 1950-х гг. для получения опыта эксплуатации локомотивов переменного тока. В 1970-е гг. все они уже были списаны. Очень необычная машина, сразу видна иностранная машиностроительная школа:
Тепловоз ТГ102 с гидравлической передачей. Такие работали на Октябрьской ж.д. и получили среди машинистов прозвище "тяпнем с горя 102 раза" из-за ненадежности и тяжелых условий работы (были очень шумными):
Ну а это "машка" М62. Серийный номер у нее 001, но была ли она действительно первой, сомневаюсь, учитывая, что первоначально производились эти тепловозы на экспорт в Венгрию: