Когда мои знакомые французы предложили мне поехать с ними посмотреть на восьмитысячники в Гималаях, я, конечно, сразу согласилась. Нашей целью было пройти 220 км по тропам в окрестностях горного массива Аннапурна, увидеть своими глазами Аннапурну I (8091 м), которая является десятым по высоте восьмитысячником мира, и преодолеть перевал Торонг-Ла на высоте 5416 м. Здесь я поделюсь, своими заметками во время этого путешествия.
1. Катманду — город контрастов
Горный массив Аннапурна, входящий в состав Больших Гималаев, расположен в центральной части Непала, примерно в 160 км северо-западнее столицы страны — Катманду. В Катманду мы прилетели рано утром. Визу сделали за пару часов прямо в аэропорту. Заселились в отель и сразу пошли гулять по городу.
Катманду — воистину удивительный город контрастов. Гуляя всего пару часов, мы стали свидетелями погребального ритуала: тело сжигали прямо на берегу реки Багмати в храмовом комплексе Пашупатинатх. В Непале тело сжигают после смерти в рамках традиционного индуистского обряда. Этот ритуал имеет глубокие религиозные, философские и культурные корни. В индуизме огонь (Агни) играет роль посредника между миром людей и богами. Считается, что через огонь душа умершего достигает высших миров. Река же считается святым источником, который помогает душе достичь освобождения от цикла перерождений.
Нам посчастливилось увидеть Кумари — живое воплощение богини Таледжу. Так я узнала о том, что в Непале существует уникальная традиция: девочку, признанную Кумари, выбирают из касты непальских буддистов-шакья на основе строгих физических, астрологических и психологических критериев. Она становится объектом поклонения до наступления первой менструации, так как считается, что после этого богиня покидает тело девочки. Кумари живёт в храме или дворце Кумари Гхар.
Весь этот экзотизм переплетался с многолюдной суетой, яркими красками и храмами тысячелетней давности. По крышам шмыгали обезьяны, уличные продавцы зазывали попробовать местные деликатесы, а на дорогах царил хаос — никто не следовал правилам. Город гудел, бурлил и жил какой-то своей особенной жизнью. Повсюду висела пыль: она проникала даже сквозь медицинскую маску, хрустела на зубах, как сахар, и не давала нормально дышать.
После обеда мы встретились с нашим гидом. Он подробно объяснил, как будет проходить наш трек вокруг Аннапурны. Меня поразило, насколько прекрасно он говорил на французском, который выучил самостоятельно!
Во время этой встречи гид дал нам три простых, но очень важных совета, без которых я, возможно, не выдержала бы нагрузки уже в первые дни. Совет первый: в горах нужно пить очень много воды (рекомендуется 4–5 литров в день), иначе обезвоживание может привести к упадку сил.
Совет второй: в горах нужно есть умеренно. Лучше избегать тяжелой пищи — жирной, сладкой, острой и т.д. Разумеется, никакого курения и алкоголя быть не должно. Совет третий: в горах нельзя часто останавливаться. Нужно найти свой ритм и идти без коротких перерывов. Звучит противоинтуитивно, но именно это помогает экономить силы, так как равномерный темп снижает нагрузку на организм.
В этот же день мы оформили регистрацию трекинг-маршрута в Департаменте туристов (это, кстати, обязательная процедура), обменяли валюту в непальскую рупию, и спокойно легли спать.
2. Начало треккинга
На следующий день началось наше путешествие. Трек стартует из города Бесисахар, до которого из Катманду можно добраться на местном автобусе. Мы выехали рано утром, в 7 часов, и ехали около шести-семи часов. Дорога пролегала по живописным, пыльным серпантинам. Ехать постоянно по краю обрыва меня не очень впечатляло, поэтому оказаться наконец-то в Бесисахар было настоящим облегчением.
Нас встретили рисовые поля, голубое небо и величественные горы. Пообедали мы далем — традиционным непальским блюдом, которое состоит из риса, ароматного чечевичного супа, тушёных овощей и специй. Иногда в него добавляют пикантное карри или острые соусы, которые придают еде насыщенный вкус. Еда была простой, но удивительно сытной и вкусной. И потом мы двинулись в путь.
Идти было легко, а холодный воздух приятно щекотал горло. Наша цель была дойти до маленькой деревушки и остановиться там на ночлег. Трекинг в окрестностях горного массива Аннапурны входит в число маршрутов, разрешённых для самостоятельного прохождения, и заблудиться здесь практически невозможно. Повсюду мы видели установленые указатели. По дороге в этот первый день, мы весело болтали и с огромными глазами смотрели по сторонам. Горы были повсюду.
Стоит отметить, что туризм является одним из основных источников дохода для местного населения. Практически в каждой деревне открыты гостевые дома, где туристам предлагают ночлег. Мы даже не брали с собой палатки, но теплый спальник я все же настоятельно взять рекомендую.
3. Горы и только горы
Наш ежедневный трек начинался с подъёма в 6 утра. После завтрака мы собирали вещи и отправлялись в путь. Первые дни идти целый день было тяжело: несмотря на удобную обувь, ноги стирались до крови, а от усталости и непривычки к нагрузкам всё тело ныло. На третий день мы шли уже молча — сил болтать, как в первый день, ни у кого не осталось. Однако вся эта усталость перемешивалась с эйфорией от потрясающих пейзажей. Каждый новый день приносил что-то новое и непохожее на предыдущий.
Зато у нашего гида, на удивление, всегда были силы. По дороге он рассказывал нам о местных традициях (например, о том, что практика браков по договорённости родителей до сих пор широко распространена в Непале), об экономических проблемах страны, которая сильно зависит от туризма (пандемия COVID-19 стала настоящей катастрофой для страны), о геополитических сложностях, ведь Непал находится между двумя "гигантами" — Китаем и Индией — и сильно зависит от их политических решений. Кроме того, он вспоминал, как работал гидом на Эвересте. Однако после того, как многие из его коллег погибли, он принял решение больше туда не возвращаться.
В какой-то момент тело настолько привыкает к новому ритму — ранним подъёмам и многочасовым переходам, — что появляется удивительное чувство лёгкости. Все жизненные проблемы становятся незначительными, а сама жизнь — лишь мгновением. В такие счастливые моменты ты, как ребёнок, искренне радуешься простым вещам: тёплой воде и возможности помыться, горячему чаю, уютному спальнику и долгожданному сну. Именно тогда начинаешь замечать всю невероятную красоту гор, и тебе даже кажется, что эти суровые вершины приветствуют тебя.
Во время трекинга мы посетили заброшенные города, любовались озёрами невероятной голубизны и огромными статуями Будды. Останавливались в деревнях, где до сих пор сохранилась традиция многомужества, хотя современная правовая система Непала запрещает и полиандрию, и полигамию. Нам удалось побывать в гостях у буддийских монахов, пересечь горные реки по шатким висячим мостам, увидеть множество горных козлов, и встретить интересных людей на своем пути.
А ещё я впервые увидела яков. Это удивительное животное с густой шерстью выглядят мощно и одновременно спокойно, их большие рога и сильное телосложение внушают уважение. Они незаменимы для местных жителей: яки перевозят грузы, дают молоко, из которого делают сыр, а их шерсть используют для изготовления тёплой одежды.
Мы пережили две песчаные бури, панические атаки в нашей группе, горную болезнь и непростую акклиматизацию. Говорят только в горах можно по-настоящему узнать характер человека и это действительно так. Несмотря на все трудности, шаг за шагом мы приближались к нашей цели — перевалу Торонг-Ла, расположенному на высоте 5416 метров.
Но где-то на высоте 4000 метров у двоих человек из нашей группы началась горная болезнь. Несмотря на то, что подъём мы осуществляли постепенно, горная болезнь может настигнуть любого, независимо от физической подготовки. В таком случае настоятельно рекомендуется возвращаться обратно. Так нас осталось всего четверо.
4. Перевал Торонг-Ла, 5 416м
Чем ближе мы приближались к заветному перевалу Торонг-Ла, тем выше мы поднимались и тем сложнее становилось идти. Воздух, как будто, становился всё тоньше. Температура резко упала до минус 10. На такой высоте ощущается какой-то необъяснимый страх, и твой мозг постоянно пытается убедить тебя, что нужно вернуться, появляется навязчивое желанием спуститься вниз, там где безопаснее.
После того как нас осталось четверо, в нашей маленькой группе начались трудности: у двоих всё чаще возникали панические атаки. Наш гид настоятельно рекомендовал им вернуться на базу, но после долгих споров они всё же решили продолжить подъём. В этой атмосфере напряжения и тревоги мы наконец достигли перевала.
Перед самым ответственным днём нам нужно было акклиматизироваться к новой высоте. Мы остановились в маленьком хостеле. Я думала только о том, что вот он перевал, оставалось преодолеть последние, самые сложные, 400 метров, потом будет спуск. На такой высоте, из-за нехватки кислорода, сердце бьётся учащённо всё время, и из-за этого отдохнуть практически невозможно.
И вот этот день настал. Нам повезло с погодой, и не пришлось ждать несколько дней перед последним рывком (такое случается часто, а бывает и так, что из-за погодных условий приходится возвращаться обратно). Ночь была ясная, звездная и холодная, температура опустилась до минус 20 градусов. Утром мы встали в 4 часа, выпили горячего чая и начали подъём. Мы поднимались в полном молчании, медленно, без остановок. На вершине я не почувствовала никакой эйфории — всё, что я ощущала, была усталость. Мы пробили там всего 20 минут, не сделали ни одной совместной фотографии и начали спускаться.
Эйфорию я почувствовала позже. Парадокс гор заключается в том, что после тяжёлого, многодневного подъёма на вершину, огромных усилий, слёз от усталости, истощения, стертых в кровь ног, садясь в самолёт, ты хочешь разрыдаться не потому что возвращаешься домой, а потому что путешествие закончилось. И всем своим сердцем ты хочешь вернуться обратно, чтобы снова пройти этот путь.
Спасибо, что дочитали.
Поддержать канал можно, подписавшись на него здесь.