Экотуризм, устойчивый туризм, «зеленое» строительство, эко-отели, ESG — эти термины становятся неотъемлемой частью лексики современных туристов и предпринимателей. Мы все чаще встречаем их в новостных лентах, в заголовках о новых экопроектах и на страницах блогеров, которые делятся важностью заботы о природе. Но что стоит за этими словами? Кто является их целевой аудиторией? Являются ли эти тенденции краткосрочным трендом или же они отражают более глубокие запросы потребителей и открывают новые возможности для бизнеса?
ESG (E — environment, S — social, G — governance) - «экология, социальная политика и корпоративное управление». В широком смысле это устойчивое развитие коммерческой деятельности, которое строится на следующих принципах:
E - ответственное отношение к окружающей среде ;
S - высокая социальная ответственность;
G - высокое качество корпоративного управления.
«Экологичность» и «социальная ответственность» становятся неотъемлемыми составляющими современного бизнеса на всех этапах его развития, начиная от разработки продукта или услуги и заканчивая их реализацией. На протяжении ближайших 10 лет эти принципы будут оставаться важным общественным трендом, а внедрение ESG-подхода (Environmental, Social, Governance), ориентированного на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, повышение социальной ответственности и создание благоприятных условий труда, перейдет в разряд «новой нормы» для организации бизнеса.
То, что ранее воспринималось как маркетинговый инструмент для привлечения внимания, сегодня становится фундаментальной частью корпоративного управления. Для современных потребителей, включая туристов и клиентов различных сфер, наличие экологичных решений и этичных подходов в бизнесе уже не вызывает удивления. Напротив, их отсутствие может стать серьезным поводом для сомнений в репутации компании. Это важный аспект, который следует учитывать всем, кто стремится оставаться конкурентоспособным и ориентированным на долгосрочный успех.
При этом российский ESG-тренд лишь начинает догонять европейский и находится на стадии активного развития. Несмотря на это, принципы ESG в России постепенно адаптируются и получают свое уникальное толкование, формируя собственный путь становления. В связи с этим нельзя просто перенести международный опыт на российские проекты — необходима тщательная адаптация и переработка решений в рамках устойчивого развития. В частности, практически невозможно экономически эффективно применить решения по возобновляемым источникам энергии или по оборотному водоснабжению в российских гостиницах.
Существуют следующие предпосылки, которые формируют особенности реализации практик устойчивого развития в туристической отрасли:
- отличное от европейского «эко» поведение потребителя услуг;
- длительный срок окупаемости проектов в туристической отрасли;
- высокие затраты на ресурсоэффективные решения и технологии/отсутствие их на внутреннем рынке/отсутствие эффективных инструментов экономического стимулирования внедрения данных решений ;
- дешевые энергоресурсы.
Данные факторы необходимо учитывать в рамках разработки концепций устойчивого развития туристских территорий и при проектировании объектов размещения. Для того, чтобы грамотно внедрить ESG-решения, например, при строительстве гостиницы, необходимо определить для кого и чего вы хотите внедрить эко-решения:
- клиента;
- объекта (здания гостиницы);
- природы;
- общественной репутации;
В текущих условиях необходимо быть честным перед собой, чтобы целесообразно и избирательно распределить ограниченные ресурсы компании на ESG - решения.
- Например, если вы хотите быть экологичными в первую очередь для клиента, то следует обратить внимание на решения, которые он может увидеть при взаимодействии с окружающей средой (номер, ресепшен, ресторан, спа).
- Если вы хотите сократить затраты на эксплуатацию объекта, то стоит предусмотреть проектные решения, инженерные решения, а также уделить внимание оборудованию, которое позволит сократить расходы объекта исходя из его индивидуальных особенностей.
- Если вас беспокоит сохранение окружающей среды, то стоит рассматривать гостиницу как объект негативного воздействия на всех этапах реализации проекта. Необходимо спроектировать объект и строительную площадку так, чтобы снизить ущерб окружающей экосистеме, например, максимально исключить рубку деревьев при строительстве.
- Если вы заинтересованы в формировании общественной репутации, рекомендуем обратить внимание на реализацию системных социальных проектов совместно с администрацией города или некоммерческими организациями, а также вовлечение ваших клиентов в них. Ваш клиент должен стать частью ваших социальных проектов, а не только наблюдателем.
ESG-тренд является долгосрочным и неизбежным элементом современного бизнеса. Адаптация к его вызовам не требует значительных затрат и, более того, прагматичный подход может существенно повысить эффективность управления и эксплуатации вашего объекта. Такой подход способен не только улучшить внутренние процессы, но и привлечь новую аудиторию, сформировать лояльное сообщество, которое будет поддерживать репутацию вашего бизнеса и распространять информацию о ваших успехах, что в свою очередь способствует росту узнаваемости и доверия к вашему бренду. Не упустите возможность использовать этот тренд для дальнейшего развития вашего бизнеса.
При этом важно, чтобы все внедряемые ESG-решения действительно достигали поставленных целей, а не оставались формальными. Если вы только проектируете объект, необходимо заранее определить вектор инициатив и стратегию устойчивого развития, как это указано выше. Для гостиниц в стадии эксплуатации, рекомендуется провести ревизию существующих решений, чтобы оценить их эффективность и целесообразность. Это поможет убедиться в том, что концепция устойчивого развития соответствует заявленным целям и приносит реальные результаты.
Автор статьи: Елена Белецкая