Зимним воскресным вечером 27 февраля 1977 года пассажиры скорого поезда «Юность» следовавшего по маршруту Москва – Ленинград, пребывали в очень хорошем настроении. В купейных вагонах царило шумное веселье и гам, со смешливыми беседами и настольными играми. В динамиках громкое звучало радио. В купе– буфете толпились пассажиры: в меню было дефицитное тогда мясное ассорти и туркменский коньяк.
Уже на подъезде к Ленинграду, около девяти часов вечера, ожидая прибытия состава в город "ровно в десять", пассажиры занялись сбором своих вещей. Многие начали выносить их прямо в коридоры купейных вагонов, тем самым захламляя их. В это время в шестом вагоне поезда, совмещающий купейный вагон с буфетом, люди почувствовали едкий запах дыма. Ещё через несколько минут дым усилился, и люди начали задыхаться и паниковать. В 21.32 со стороны буфета начали вырываться языки пламени. Среди пассажиров вагона началась сильная паника и давка. Огонь стремительно начал распространяться по всему вагону. Тут же кондуктор вагона по связи доложил о произошедшем машинистам поезда.
Поезд остановился в голом поле в 32 км от Ленинграда, и о произошедшем сразу же было доложено железнодорожным оперативно-экстренным службам. Переход в седьмой вагон был заблокирован и охвачен огнём и дымом, и туда было уже не пробраться. Тогда люди в панике кинулись к переходу-тамбуру в пятый вагон, который был заставлен вещами. Началась сильная давка. Двери из тамбура на улицу были заперты, а на переходе в пятый вагон образовался непроходимый затор из людей. Тогда проводница побежала за ключами, чтобы открыть двери тамбура наружу, но задохнулась и потеряла сознание.
Из воспоминаний одного из пассажиров загоревшегося вагона: «Когда люди рванулись в тамбур, стало ясно: в таком беспорядке живыми оттуда не выбраться. Все проходы были заставлены чемоданами и сумками, протиснуться через этот завал было практически невозможно. И, когда паника уже казалась неизбежной, раздалась властная команда человека в форме: «Женщин и детей вперед!».
По случайному стечению обстоятельств в загоревшимся вагоне ехали восемь курсантов Ленинградского пожарно-технического училища МВД СССР, которые возвращались из отпуска. Они же без промедления начали организовывать и успокаивать толпу и продумывать план эвакуации пассажиров из вагона. Огнетушителями, находившиеся в вагоне, погасить огонь не удалось. Курсанты прекрасно понимали, что нужно быстро эвакуировать пассажиров и сделать это можно только через окна вагона, выбив их. Вместе с тем они знали, что приток воздуха из разбитых окон будет способствовать ещё более быстрому распространению огня и проводить эвакуацию пассажиров нужно молниеносно. Курсанты начали бить стекла в окнах вагона аварийными молотками и пустыми огнетушителями и через них приступили к эвакуации пассажиров.
До последней минуты выполняя свой профессиональный и гражданский долг, эвакуируя людей через приёмы окон, трое из возьми пожарных не успели сами выйти из горящего вагона и погибли в пламени пожара. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июля 1978 г., за мужество и отвагу, проявленные при спасении людей и социалистической собственности, курсанты были награждены медалью «За отвагу на пожаре». Трое из них: Юрий Малышев, Виктор Иванов и Михаил Жуков – посмертно. На мемориальной доске, установленной на фасаде Ленинградского пожарно-технического училища МВД СССР, были высечены их имена. Установлена мемориальная доска и на входе в общеобразовательную школу, где учился Виктор Иванов – командир подразделения.
Всего в пожаре погибло 17 человек, включая 3 курсантов. Многие, в том числе оставшиеся в живых курсанты, получили ожоги 2,3 и 4 степени тяжести. Расследованием причин пожара в поезде "Москва–Ленинград" занялась Северо-Западная транспортная прокуратура. По официальным данным, причиной пожара стало короткое замыкание в системе электрооборудования купе-буфета. Однако, по словам одной из сотрудниц буфета, всё электрооборудование точки общепита было полностью отключено "центральным рубильником" задолго до пожара, и к моменту возникновения пожара буфет был уже полностью закрыт. По одной из конспирологических версий, пожар явился следствием поджога, так как несколько пассажиров из купе, которое находилось рядом с буфетом, утверждали, что чувствовали запах бензина.
Читайте также: