На примере приведённых занятий с гиперактивными детьми для воспитателей и социальных психологов, музыкальных работников, можно разработать комплекс занятий, ориентируясь на индивидуальные потребности и способности детей.
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель: установление связи с детьми, определение их увлечений и восприятия музыки.
Ход занятия
Педагог (П.). Дорогие ребята, я знаю, что вы все любите музыку. Давайте вспомним одну из ваших любимых песен и придумаем каждому из вас новое имя, которое будет связано с её настроением.
Беседа
П. Ребята, обратили ли вы внимание, что мелодии ваших песен могут вызывать у вас разные эмоции: радость, печаль, желание двигаться, танцевать или, наоборот, расслабление и сонливость?
Педагог предлагает детям проанализировать свои предпочтения в музыке. Он задаёт вопросы: «Почему тебе нравится эта песня? Что бы ты хотел сделать? Было ли тебе весело или грустно?» После того как дети поделятся своими мыслями, педагог подводит их к пониманию того, что музыка способна вызывать различные эмоции и делать нас более здоровыми и счастливыми.
Двигательные упражнения «Деревья»
П. Давайте развлечёмся и потренируемся под музыку. Будем двигаться, как деревья на ветру, который то усиливается, то стихает.
Звучит вальс И.Штрауса «Голубой Дунай», под музыку дети, выстроившись в круг и взявшись за руки, начинают плавно покачиваться из стороны в сторону.
П. Ветер изменил направление, и все ветви начали двигаться к центру. Дети, сохраняя круг, делают четыре шага вперёд, поднимая руки, затем четыре шага назад, опуская руки, и возвращаются в исходное положение.
Ритмичная двигательная игра «Шофёры»
Под звуки маршевой музыки дети вместе с педагогом создают в помещении из кресел и стульев «дорожные препятствия». После этого группа делится на две «машины». Шоферов выбирают самых послушных детей. Их цель: провести свою «машину», огибая препятствия и не сталкиваясь с другой «машиной». После того, как все препятствия буду преодолены группы разворачиваются и «шофёрами» становятся замыкающие. Последовательно роль «шофёра» выполняют все дети. В завершении игры педагог подводит итоги, обращая внимание на достижения и ошибки «шофёров».
Музыкальная релаксация
Используется музыка А. Вивальди «Лето» из цикла «Времена года». В помещении полутемно, дети лежат в шезлонгах.
П. Сейчас мы ничего не делаем, а просто лежим. Мы думаем только про то, как приятно слегка отдохнуть после подобных игр.
Музыка проигрывается не более десяти минут, затем педагог предлагает ребятам открыть глаза и сесть на свои места. Интересуется, как себя чувствуют, как отдохнули.
ЗАНЯТИЕ 2
Цель: снятие психологического дискомфорта.
Ход занятия
Беседа о музыкальных впечатлениях
П. Ребята, давайте вспомним, какие звуки вы слышите в разных местах: на улице, дома, в детском саду. Это могут быть разговоры, шум машин и другие звуки. Какие из них вам нравятся больше всего? Например, пение птиц, шелест листьев и другие. Как вы думаете, можно ли передать эти звуки в музыке? (Ответы детей.) А вы знаете, кто такие индейцы? Давайте попробуем изобразить их в движении и музыке.
Музыкально-двигательная игра «Индейцы»
П. Сейчас мы разыграем сценку, в которой индейцы отправляются в военный поход. Я буду отбивать ритм на барабане, а вы — действовать в соответствии с ним.
Педагог начинает двигаться, отбивая ритм на барабане. Он часто и неожиданно меняет направление движения, жестами показывая детям, что нужно идти тихо и сосредоточиться на звуках барабана. Далее педагог усложняет ситуацию, отходя в сторону и задавая ритм барабана, который вызывает тревогу. Он показывает детям, что начинается война. Педагог меняет ритм барабана, позволяя детям полностью выразить свои эмоции через движения, крики и победные танцы.
Рецептивное восприятие музыки с рисованием
П. Вдохните поглубже и приступайте к выполнению упражнений, которые помогут вам снять напряжение. Повторите их несколько раз. После этого удобно устройтесь в креслах и постарайтесь передать на бумаге свои впечатления от игры. Музыкальное сопровождение поможет создать атмосферу, напоминающую звуки леса (звучат «Звуки природы»).
В конце занятия педагог анализирует рисунки, выражает одобрение и предлагает детям рассказать о том, что они изобразили.
П. А теперь давайте попробуем передать смысл наших рисунков с помощью музыкальных звуков. Детям предлагается выбрать инструмент: гусли, барабаны, дудочки или губную гармошку. Под аккомпанемент ранее звучавшей мелодии дети создают музыкальный образ. В завершение педагог выражает признательность всем участникам за увлекательное занятие и вместе с детьми анализирует, как каждый из них воплотил заданную идею.
Музыкальная рефлексия
Проводится по принципу предыдущего занятия под звуки 43-й симфонии П. Моцарта (первая часть). В конце занятия проводится непринуждённая беседа с детьми, в которой обсуждаются их эмоции, впечатления и ожидания от следующей встречи.
ЗАНЯТИЕ 3
Цель: совершенствование ритмических реакций при помощи вербальной, инструментальной и двигательной стимуляции.
Ход занятия
Психотренинг «Цирк»
П. Ребята, вы знакомы с цирком? Вам нравится посещать представления в цирке? Какие моменты вам особенно запомнились? (Ответы детей.) Давайте сыграем в цирк. Кто объявит номер? (Дети выбирают конферансье.) Сейчас мы все вместе будем играть как оркестр, а затем каждый из вас продемонстрирует свой номер, который будет представлен конферансье.
Конферансье объявляет, что представление начинается. Дети движутся по кругу под аккомпанемент барабана педагог и инструментов других участников, словно это парад дрессировщиков и артистов. Затем конферансье представляет номера, которые будут представлены: клоунаду, дрессировку животных и другие увлекательные выступления. Дети по одному или группами изображают то что происходит на арене при помощи пантомимы. Остальные дети, сидя «по-турецки», поддерживают барабанный ритм, играя на музыкальных инструментах. Под звук барабана педагога и фонограмму какого-либо циркового марша игра завершается парадом всех участников.
Ритмико-музыкальные упражнения и музыкорисование
Ребята расположились в креслах, которые стоят полукругом. В центре находится педагог, у него в руках — детские музыкальные инструменты.
П. В данный момент я буду исполнять партию на ударной установке, а вы, используя свои музыкальные инструменты, будете аккомпанировать мне и называть то, что я играю (меняя ритм барабана, старается изобразить прыжки клоунов, бег лошади, шаг слона и т.д.). Эта игра позволяет понять, какие инструменты можно использовать для создания самых разных животных. Предлагаю разделиться на несколько команд и выбрать инструменты, которые помогут вам создать образ вашего животного.
В одной группе дети играют на барабанах, в другой — на клавесинах, в третьей — на бубнах и так далее. Группы начинают играть только тогда, когда педагог даёт сигнал, изображающий какое-либо животное. Важно, чтобы дети быстро переключались между инструментами, это поможет им лучше сосредоточиться и развить чувство ритма.
П. А теперь давайте попробуем разгадать ритмические загадки. Я буду играть на барабане, а вы должны угадать, что я играю. Тот, кто первым отгадает, загадывает свою загадку остальным. Тот, кто выиграл получает право загадать собственную ритмическую загадку.
П. А теперь давайте встанем и подойдём к мольбертам. Я буду задавать вам ритм, а вы будете рисовать ответ на бумаге.
Ребята по очереди рассказывают, что они изобразили на своих рисунках. В основе занятия лежит метод, который мы использовали на предыдущих уроках, но теперь мы меняем музыкальное сопровождение. Воспроизводится концерт для флейты с оркестром Антонио Вивальди.
П. Вот вы и отдохнули. Откройте глаза, глубок вздохните, а затем спокойно поднимите и опустите руки и ноги. Примите более удобную позу, мы начинаем дыхательную практику.
В начале упражнения дети, полулежа в шезлонгах, выполняют дыхательные движения в такт музыке. Постепенно они начинают двигаться, делая вдохи и выдохи в том же ритме. При этом на выдохе они произносят различные звуки: «а-а-а» — с облегчением, «о-о-о» — с удивлением, «и-и-и» — радостно. В конце занятия дети продолжают дышать под музыку, находясь в свободной позе.