Мы закрылись. Прямо сейчас, когда я пишу эти строки, мне звонят и просят помочь с ремонтом, а я говорю: «Нет, ребята, мы закрыты. Когда откроемся – не знаю». Слеза наворачивается, но так надо. Сервиса больше нет. Как такое могло получиться? Вот об этом я и хотел поговорить.
Всем привет! Меня зовут Глеб и я, в общем-то, мотоциклист. Я зашёл в своём увлечении мотоциклами настолько далеко, что заразил им собственную жену. И более того, мы с Юлией, два года назад, не имея никаких стартовых накоплений, никаких связей и почти не имея опыта, открыли собственный мотосервис. За два года он стал одним из узнаваемых мотобрендов в нашем небольшом городе. Сначала мы просто крутили гайки себе и людям в собственном гараже. Потом мы сменили помещение, расширились, обзавелись опытным механиком-партнёром, открыли юрлицо, приобрели кассовый аппарат, закупились маслами и нужными инструментами, и начали работать по-настоящему. Мы даже запартнёрились с местным пивным брендом – дарили каждому клиенту бутылку с логотипом нашего сервиса, и поставили в гараже холодильник с прохладительными напитками от Coca-Cola. У нас появились сертифицированные масла от Liqui Moly и другие расходники. Мы провели мотопробег DGR в Ереване с вечеринкой на территории нашего сервиса. Что могло пойти не так? А вот что:
Стоимость бизнеса
Изначально у нас не было ничего. Мы жили буквально на одну зарплату, поэтому неудивительно что мы не потянули стоимость бизнеса. Это случилось не потому что мы не попали в бизнес план, а как раз потому что бизнес-плана не было! Мы сознательно отнеслись ко всему этому по-панковски – типа, по ходу разберёмся. Была только мечта. Сначала кажется что весь сервис упирается в сравнительно небольшую аренду помещения, но, конечно же, на деле это оказалось далеко не так. Стоимость сервиса – это налоги на продажи, ежемесячная закупка расходников, бухгалтерия, стоимость обслуживания кассового аппарата, коммунальные услуги, издержки, инструменты, которых всегда мало… Словом, сервис почти всегда стоил дороже чем приносил. Да, можно поверить в то, что лет через 5 он выйдет в какой-то ощутимый плюс, но мы всегда работали на грани выгорания и за чертой бедности, а долго так не протянешь. Почти все издержки покрывались из наших зарплат, на которые мы ходили в универсам за котлетами. Слава богу, теперь, когда мы закрыты, мы кормим не сервис, а себя. Разница, знаете ли, ощутимая.
Мотоциклисты, я вас обожаю!
У нас были не всегда адекватные клиенты. Я специально говорю «не всегда», потому что хороших клиентов тоже было много. Но, как известно, запоминается только плохое. Мотоциклисты – это вам не автомобилисты. Они не приезжают в сервис за услугой. Это отдельная каста эксцентричных людей, а мотосервис – святое место для всего этого нонконформистского сброда. Они совершают сюда паломничество. Были клиенты, которые снимали на видео как мы чиним их технику, чтобы потом дома делать это бесплатно. Другие, внезапно, без предупреждения, приходили «в гости» и оставались в сервисе на несколько часов, распивая кофе и толкуя с механиком «за жизнь». Третьи просто стояли над душой с утра – и до закрытия. Только теперь я понимаю, почему в грамотных сервисах ремзона всегда отделена от клиентского чиллаута: механика нельзя отвлекать! Но для клиента, оказывается, огромная радость – общаться с механиком именно в процессе работы. Я не знаю, как объяснить этот феномен, садизм? И всё это только по вершинам айсберга, чтобы не становиться занудой. И к жене моей «подкатывали», и требовали стоимость целого мотоцикла за вклинивший мотор, подсунув изначально мёртвый агрегат, и приезжали на топовых байках, хвастаясь виллами-яхтами, а потом просили скидку в 200 рублей… Мы были, признаюсь честно, не готовы к тому, что мотосервис – это, в первую очередь, тонкая психологическая работа с необычными людьми (мотоциклистами), а только потом уже – кручение гаек. Можно сказать, это работа узкоспециализированным психологом.
Чужая недвижимость – вечная боль
Как я уже говорил ранее, денег на бизнес у нас не было, поэтому для расширения и роста мы выбрали единственный возможный вариант – помещение без документов, с условиями аренды «на словах». Оно было «по низу рынка» и с трёхмесячными каникулами на ремонт, без водоснабжения и с текущей крышей. То есть, было аварийным. Зато платить – только через три месяца после заезда! Условия эти менялись в процессе работы, а когда хозяину на это аккуратно указывали, он впадал в ярость и начинал кричать на нас, ссылаясь на данное нам мужское слово. По мере того, как мы своими руками делали помещение менее аварийным, требования хозяина к нашему там нахождению повышались. Три месяца отсрочки на ремонт превратились в полтора, крыша как текла в начале срока, так и продолжала это делать, хоть нам «на берегу» и обещали устранить 90% этой проблемы своими силами. Хозяин никогда не переставал давать нам понять, кто, собственно, здесь хозяин. Он периодически заходил и давал советы по стройматериалам вплоть до строгой рекомендации работать с его личными подрядчиками. Когда я заявлял право на собственную точку зрения, меня ждал скандал, граничивший с дракой и размахиванием кулаками, потом было «братание» (чтобы ещё раз не слушать скандал, я был готов уже на всё). И… мы всё равно делали как он сказал. Хозяин без предупреждения водил к нам «в гости» друзей, явно имея ввиду, что это всё, как-бы, его. Часто он настойчиво требовал провести конкретно те ремонтные работы, которые он считал нужным. Если мы отказывались, нас ждал скандал с долгими криками, обвинение в том, что мы ведём себя не по-мужски а потом – конечно же, братание с единогласным принятием его пожеланий. В конце концов мы не выдержали этого давления и решили уйти. Конечно же, оставив все неотделимые улучшения хозяину – покраску и лакировку столбов и стен, замену стальных гаражных дверей на стеклопакеты, дизайнерское освещение, счётчик и автомат, розетки, километры проводов, покраску верстака, сваренные на заказ стеллажи – всё это мы купили хозяину за свой счёт. Чтобы в конце концов оттуда вылететь, как пробка из шампанского. Наверное, изначально на это и был расчёт, но мы с Юлей были настолько окрылены идеей собственного мотосервиса, что нам было не до этого.
Другие мелочи
На самом деле, мелочей много, но я постараюсь выбрать самые заметные. Во-первых, это зеваки. Знаете ли вы, сколько раз в день в открытые двери мотосервиса может зайти случайный мужик с улицы чтобы поинтересоваться – а что это такое здесь открылось? – Много! Некоторые без зазрения совести, запрыгивают верхом на первый увиденный мотоцикл и начинают на нём фоткаться – как вам такое? Были и те, кто просто заходил и говорил: «Ребят, можно я у вас тут покурю?», после чего, не дожидаясь ответа, садились на первое найденное место и начинали общаться с нами так, будто мы знакомы 30 лет. Как вам такое?
Наконец, приведу последнюю причину. У нас была неправильно выстроена работа с партнёром. Не подписанные ни с кем документы и дружеские договорённости привели к тому что мы начали ссориться и перетягивать одеяло – у кого больше прав на принятие решений, у кого больше денег вложено, у кого больше опыта или у кого настроение хуже, тот и решает, грубо говоря, где сегодня будет лежать гайковёрт. В итоге, короткие перепалки с партнёром и стали последней каплей в довершение ко всему вышесказанному. И карточный домик посыпался.
Хочу ли я мотосервис ещё раз?
Это самая приятная и, одновременно, самая грустная глава, потому что – да, хочу. Но не могу. Я не знаю, как объяснить такую мощную тягу людей к тому, что их убивает, но она – есть, вы и сами знаете. Я хочу крутить гайки, общаться со странными клиентами, курить грязной до локтя рукой после тяжёлого трудового дня, считать «масляные» деньги… За этим часы, дни, месяцы – пролетают моментально, а это значит, что мне, вопреки всему, хорошо. И совершенно пофиг на все сложности. Кроме денежных. Если бы вся эта шаткая конструкция приносила доход, она была бы до сих пор жива. Я бы находил подходы к сложному арендодателю, к импульсивному партнёру-механику и к е****тым клиентам, если бы это хоть на грамм было нормальным бизнесом. Но в нашем случае всё это было, скорее, дорогой игрушкой, за которую нам самим приходилось платить. Хочу ли я мотосервис ещё раз на таких же условиях – конечно же, нет. Зато теперь мы знаем, как не надо.
Если вы дочитали этот текст до конца и он вам понравился, будьте любезны, задонатьте любую сумму на развитие этого канала. А я в свою очередь буду очень стараться, чтобы вам здесь было интересно!
Права на опубликованный выше текст принадлежат автору. Копирование и публикация без согласования с источником регулируется законом об авторском праве.