Найти в Дзене
Вадим Демьянович

Москва. Выставка «Наш!» Лучшие картины о Крыме на выставке в Атриуме.

Фотографии лучших картин о Крыме с временной выставки «Наш! Путь на пользу» в выставочном зале Атриум в Коломенском. Подтекст вернисажа: Образ Крыма в произведениях искусства. Собственно говоря, нас не сразу заинтересовала эта выставка, проводящаяся в Коломенском с ноября 2024 г. по 16 марта 2025 г. Первым делом мы были нацелены на Третьяковскую галерею, а потом уже изучали другие возможности. Но заинтересовал перечень авторов, заявленных в афише. Казалось по первому впечатлению, что выставка небольшая, поэтому пришлось посмотреть и первые отклики. И когда увидели, что люди писали под хорошим впечатлением, говорили, что два часа пролетели незаметно, настолько было интересно… Да ещё и узнали, что там выставляется «Оборона Севастополя» Дейнеки, то сомнений не осталось – идем!
Сразу упомяну, что фотографий будет много, поэтому готовьтесь к продолжительному просмотру. С описанием постараюсь покороче, вплоть до упоминания названия и автора, основного места хранения, поскольку картины собран

Фотографии лучших картин о Крыме с временной выставки «Наш! Путь на пользу» в выставочном зале Атриум в Коломенском. Подтекст вернисажа: Образ Крыма в произведениях искусства.

Собственно говоря, нас не сразу заинтересовала эта выставка, проводящаяся в Коломенском с ноября 2024 г. по 16 марта 2025 г. Первым делом мы были нацелены на Третьяковскую галерею, а потом уже изучали другие возможности.

Но заинтересовал перечень авторов, заявленных в афише. Казалось по первому впечатлению, что выставка небольшая, поэтому пришлось посмотреть и первые отклики. И когда увидели, что люди писали под хорошим впечатлением, говорили, что два часа пролетели незаметно, настолько было интересно… Да ещё и узнали, что там выставляется «Оборона Севастополя» Дейнеки, то сомнений не осталось – идем!
Сразу упомяну, что фотографий будет много, поэтому готовьтесь к продолжительному просмотру. С описанием постараюсь покороче, вплоть до упоминания названия и автора, основного места хранения, поскольку картины собраны со всей страны по одной тематике. И публикую только то, что понравилось больше всего. Далеко не всё, но чтобы в памяти осталось, и можно было заглянуть, полистать в любой момент.

Но самое главное, что скажу сразу – лучше сначала увидеть всё воочию! Идите и не сомневайтесь. Стоимость билета – 600 руб. на взрослого, дети от 7 лет и пенсионеры – 300 руб. И пусть этот материал будет вам толчком для этого посещения, пока выставка работает.

Чтобы приобрести билет необходимо сначала посмотреть на сайте, в какое время вам удобно пойти, и есть ли в наличии билеты. Каждые полчаса допускаются 30 человек, основное время работы с 10 до 18 часов. Но, мы пришли утром 2 января, поэтому людей было мало, спокойно оплатили карточкой билеты, записывались или нет, нас не спросили. Но это не значит, что в пиковые часы будет по-другому. А сейчас на сайте вроде и время не оговаривается. См. здесь: https://tickets.mgomz.ru/event/E4895E44F8CBD1C15BD6D5250A09C08B9400FE81/2025-01-14

Для начала посмотрим, где находится зал Атриум. Поскольку музей-заповедник Коломенское имеет несколько входов, то сразу сориентирую, что Атриум находится рядом с одноименным метро Коломенская. Из метро проще выйти из первого вагона из центра, налево по подземному переходу и направо. От метро вдоль дороги идти метров 600, упираемся во вход на территорию музея-заповедника. И первое же здание и есть Атриум, только вход с противоположной стороны.

Вход по красной стрелке.
Вход по красной стрелке.

На входе проверяемся, приобретаем билеты и спускаемся на цокольный этаж, там и гардероб, и начало экспозиции.

-3

На входе нас встречают два панно Александра Воронкова – «Князь Потёмкин вручает символический ключ от Крыма Екатерине II» и «Трубящие ангелы», 2019 г., бумага, соус, Российская галерея искусств.

О каком соусе идет речь, не скажу. Если интересно, ищите сами.

На цокольном этаже пространство ограничено. Вокруг центральной части есть два прохода, в одном из них обнаруживаем «Крымский вид» Ивана Айвазовского. Да, он не только маринист , но и простую природу писал. Как оказалось, не единожды. Если живешь в Крыму, почему бы и нет, для разнообразия? Дальше будут ещё его картины, правда они не настолько эффектны и масштабны, как морские, но как этюды очень хороши!

-5

Вторая треть XIX века, холст, масло, Государственный музей изобразительного искусства Республики Татарстан. И давайте договоримся, что все картины на холсте, написанные маслом дальше обозначать не будем, только те, которые выполнены в других техниках.

Что было ещё в проходах чуть ниже. А сейчас о настоящей жемчужине выставки, которую я даже не планировал здесь увидеть. Это симбиоз двух великих русских художников о великом русском поэте: «Пушкин на берегу Черного моря (Прощай, свободная стихия!)». Датируется этот шедевр 1887 годом, взят из Всероссийского музея им. А.С. Пушкина. Поэт за авторством Ильи Репина, остальное за Иваном Айвазовским, подписи обоих присутствуют.

Возле этой композиции мы провели много времени, настолько она поразительна! Потом, в конце, ещё вернулись к ней, и постояли – посмотрели, и посидели (это тоже возможно) - посмотрели. Она большая, больше человеческого роста, и очень удачно встроена в интерьер с ограниченным освещением.

Еще в проходах была обнаружена литография итальяно-швейцарца Карло Бассони «Вид Алупки». Меня всегда искренне поражала эта техника искусства. И здесь я проторчал минут 10, разглядывая массу подробностей пейзажа. Тем более, что очень удачно картина была помещена на увеличенном её дубликате (см. второе фото). XIX век, бумага, литография, Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.

Одними картинами выставка не ограничивается. Здесь же был замечен интерактивный монитор с работами немецкого гравёра Христиана Гейслера. Оказывается это даже удобно – не надо везти сюда и развешивать все работы, а можно пролистать их на экране. Сделайте это и вы в этой галерее, я выбрал наиболее понравившиеся нам:

Следом обнаруживаем под стеклом натуральный альбом французского художника Огюста Раффе, открытый на литографии «Караимы, Феодосия». 1840-е, музей архитектуры им. А.В. Щусева.

-9

А потом её изображение и другие картины из этого альбома оказались на интерактивном экране. Фотографии можно увеличивать, но в принципе размера и так достаточно. Галерея:

Из нескольких акварелей Никанора Чернецова я выбираю для вашего внимания «Крым. Бахчисарай». 1835, бумага, акварель, Всероссийский музей им. А.С. Пушкина.

-11

И опять Огюст Раффе. Удивительный по позиции «Портрет князя Демидова сан Данато». 1840-е, бумага, автолитография, Симферопольский художественный музей. Сан Данато – это в Италии, но поскольку князь организовал путешествие автора по Крыму, то удостоился места и на этом вернисаже.

-12

Вот больше, чем просто картина «План большой почтовой дороги от деревни Байдар до деревни Мисхоро». Бумага, акварель, перо. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.

-13

И ещё две интересные акварели от Христиана Гейслера. «Татарский базар в Крыму» и «Татарская повозка в Крыму». 1804 г., бумага, офорт, акварель. Всероссийский музей им. А.С. Пушкина.

Здесь же под стеклом выставлено, видимо, первое издание Бахчисарайского фонтана Пушкина. Написал он его в 1821-1823 годах, так что вполне естественно, что издание датируется 1824 годом. Дотронуться и полистать нельзя, но заглавную страницу видно.

-15

Жители города Борисоглебск Воронежской области могут порадоваться за своего земляка Александра Куприна. Здесь выставлена его работа «Феодосия. Храм XIV века». 1930 г. Государственный Русский музей. Мне очень понравилась!

-16

А вот «Берег моря» Архипа Куинджи произвел двойственное впечатление. Вблизи мне картина не понравилась, нет четкости. А вот издалека смотреть можно. Ну, и из уважения к автору… Ведь с ней даже афиша выставки есть. 1898-1908 годы. Вятский Художественный музей.

-17

Последнее, что я бы хотел представить вам с нижнего этажа – «Портрет Михаила Илларионовича Кутузова» неизвестного, правда, автора, зато из собрания Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.

-18

И мы поднимаемся наверх, на первый этаж. Он и является основным в этом здании. Вся его площадь заполнена экспонатами. И с лестницы мы сразу выходим на легендарную картину Александра Дейнеки. С ней я прекрасно был знаком по маркам, которые собирал в детстве и юности, а также по истории искусств в детской художественной школе. О масштабе этого полотна вы можете судить по второй фотографии. И обратите внимание на экран с правой стороны на втором фото. «Оборона Севастополя». Государственный Русский музей.

Дело в том, что датируется произведение 1942 годом. И на мониторе можно увидеть как бы процесс создания набросков главных фигур для картины. Нюанс в том, что наброски выполнены с женщин! Я этого не знал. Хотя не удивительно, что по тому времени натурщиков-мужчин просто не было.

Идем по залу дальше. Ещё одна историческая картина «На Крымской конференции» мастера советского парадного портрета Дмитрия Налбандяна. Я даже не знал о существовании такой. А посмотреть есть на что. 1945 г. Государственный Русский музей. Кстати, Дмитрий Аркадьевич (Аршакович), если я правильно понял, приходится двоюродным дядей Булату Окуджаве.

-21

Есть на выставке и такой жанр. Василий Ковригин «Набросок типажа. Морской пехотинец. 1945». К фильму «Адмирал Нахимов» 1946 года. Бумага, карандаш графитный, Музей Кино.

-22

Кстати, на втором этаже выставки патриотическим фильмам, снятым в Крыму, было ещё выделено место. Но здесь всё не поместить…

И вот, одна из любимых тем, батальная от классика жанра русского живописца французского происхождения Франца Рубо. «Отражение бомбардировки англо-французского флота со стороны Александровской батареи 5 октября 1854 г. Севастополь». 1905 г. Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург.

-23

Это отдельная картина автора знаменитых панорамных произведений «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». А рядом этюд, выполненный на картоне, к панораме Оборона Севастополя «Матросы, тянущие канат». Очень жизненно! Не правда ли? 1902 г. Музей-панорама «Бородинская битва».

-24

Василий Максутов «Боевой эпизод Восточной войны 1854-1856 гг.». 1856 г. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова.

-25

Стоит упомянуть, что художник-баталист Василий Николаевич Максутов князь по происхождению и отставной штабс-капитан Измайловского лейб-гвардии полка.

Оставим пока батальные полотна, перейдем к пейзажам.

-26

Мне было интересно, почему на афишах был упомянут знаменитый иллюстратор Билибин, этакая интрига. Мы все помним его шедевральные иллюстрации к русским сказкам и былинам, к сказкам Пушкина. Но, оказывается, что Иван Яковлевич, как и всякий полноценный художник, не гнушался и этюдами природы, тем более, что у него была дача на берегу моря. Богатую биографию автора вы можете посмотреть и в Википедии. Эмиграция, возвращение в СССР, смерть в блокадном Ленинграде в 1942 г..

«Пейзаж. Берег моря». 1910-е, Ивангородский музей.

-27

Ещё одна интрига была в том, чем на этой площадке был представлен мой любимый художник Василий Верещагин? Оказалось, что нет, это не тот Верещагин. У Василия Васильевича были братья, но здесь выставлены работы Петра Верещагина, однофамильца, уроженца Перми, и у которого тоже были два брата, и они все трое художники! Честно говоря, хотя Петр Петрович и считался академиком пейзажной живописи, мне он показался гораздо слабее своего феноменального однофамильца.

Петр Верещагин. «Севастополь», 1870-е, Государственная Третьяковская галерея.

-28

Один из передвижников, которого и представлять не надо. Григорий Мясоедов, «Осенний вид в Крыму», 1884, Государственная Третьяковская галерея. Детализация растений на переднем плане просто поражает. А там ещё и дамочки на дальнем плане поднимаются.

-29

А вот и Исаак Левитан, оказывается он тоже бывал на полуострове. Этюд, правда, но как зарисовка пойдет. «В Крымских горах», 1886 г., Воронежский областной государственный музей им. И.Н. Крамского.

-30

Истинно крымский художник, самый известный российский маринист армянского происхождения, и один из самых знаменитых и в мире, Иван Айвазовский (Ованнес Айвазян), который родился и умер в Феодосии. Видимо, это одна из последних картин: «Буря у мыса Айя», 1899 г., Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

-31

Этот Левитан уже посерьезнее предыдущего. Камни как настоящие! «В Крымских горах», 1886 г. Государственная Третьяковская галерея.

-32

И этот Айвазовский больше внимания уделил морю, хотя и прибрежный пейзаж. «Морской берег (Крымское побережье у Ай-Петри)», 1890 г., музей изобразительных искусств Республики Карелия.

-33

Ну а этот шедевр просто завораживает. В нем весь Архип Куинджи. Здесь и говорить нечего, надо смотреть. Со второго этажа на эту картину смотреть ещё интереснее. «Крым», 1900-1905 гг., Русский музей.

-34

А вот мы и добрались до заглавной картины выставки. Именно её увидели на основной афише, куда, как ни странно, организаторы поместили не самую известное произведение, но зато отражающее исконный промысел крымчан – ловлю рыбы. Автор – ещё один уроженец Феодосии, ученик Айвазовского – Лев Лагорио. В своей работе он показал, как ещё в 1885 году производственным способом на вышках ловили кефаль. Этот способ был известен со времен Древней Греции, и так с помощью сетей рыбаки перехватывали большие косяки рыбы. «Рыбный завод на Черном море. Ловля кефали в Крыму», 1885 г., Ярославский художественный музей.

-35

Следом смотрим образец от известного модерниста и авангардиста Роберта Фалька. Это не единственная его работа здесь, но мне понравилась именно эта. Здесь, по крайней мере, всё понятно и красиво! «Крымский пейзаж», 1915 г., Государственная Третьяковская галерея.

-36

Ещё один крымчанин Владимир Яновский представлен на выставке несколькими акварелями, предлагаю вам «Детский дом близ Бахчисарая», 1951 г., бумага, акварель, Симферопольский художественный музей.

-37

А это картина моего любимого пейзажиста Федора Васильева, который, создав несколько шедевров, умер в 23 года. Да, он увлекался темными тонами в природе, и пытался передавать совсем не светлые настроения, а резкие интонации, и здесь это явно видно. Только жаль, что эта работа не дотягивает до уровня его лучших творений. Скорее этюд, чем полноценная картина, может поэтому её и не приобрел Третьяков для своей галереи. «Эриклик. Фонтан (Крым)», 1872 г., Русский музей.

-38

Следующее чудесное полотно выло из под кисти уже упомянутого выше Григория Мясоедова. Задержался около него, порадовался, есть, чем насладиться взгляду. «Пристань в Ялте», 1890 г., Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

-39

Этому знаковому для Севастополя произведению на выставке уделены особые условия. Мало того, что оно выставлено на одном из самых видных мест, но имеет ещё и музыкальное сопровождение – мелодию из песни Юрия Антонова «Маки». Смотрится и звучит очень гармонично. Май Чухланцев, «Дот, зарастающий маками», 1960 г., Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.

-40

Крым в советское время это не только пейзажи и баталии, это ещё и передовики производства. Народный художник УССР, фронтовик Георгий Мелихов, «Портрет бригадира крымского эфиромасличного совхоза В. Репичевой», 1961 г., Симферопольский художественный музей.

Немного графики в ленту:

И позитива! Один из основателей сурового стиля Георгий Нисский, тем не менее, писал и жизнерадостные картины, как эта довоенная: «Севастополь», 1935 г., Нижегородский государственный художественный музей.

-43

Уроженец станицы Михайловской-на-Дону Хоперского округа, ныне в Волгоградской области, Илья Машков страдал в свое время кубизмом и постимпрессионизмом, но практиковал и реализм. Поэтому, наверное, и создал, очарованный Артеком, вполне себе светлое и пропагандистское произведение «Утренняя зарядка», 1929 г., Нижегородский государственный художественный музей.

-44

Севастополь у Георгия Нисского был разный. Этот уже послевоенный. «Севастополь», 1948 г., Пермская государственная художественная галерея.

-45

Ученик Машкова Николай Барсамов, живший и работавший долгое время в Феодосии, представлен здесь картиной «Восстановление Феодосийского порта», 1947 г., Центральный музей Тавриды.

-46

И, конечно же, Крым – это отдых. Ялтинский художник Петр Столяренко, родившийся в Керчи, «Алые паруса (эскиз к картине)», XX век, Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.

-47

Это ещё сам Маяковский утверждал! Профсоюзный плакат, Александр Родченко, Владимир Маяковский, 1924 г., бумага на картоне, цинкография цветная, гос. музей истории российской литературы им. В.И. Даля.

-48

Мы, тем временем, уже на втором этаже зала. И поскольку это парапет вокруг основы первого этажа, то здесь всё видно, что творится внизу, а по периметру продолжается осмотр экспонатов. Вот именно отсюда ещё раз можно насладиться Куинджи.

-49

А также можно посмотреть старые книги, архитектурные проекты и интерактивную инсталляцию по фильмам, снимавшимся в Крыму.

На этом всё. Мы спускаемся на цокольный этаж, ещё разок запечатлеть Пушкина. На этом наше посещение Атриума закончено. Впечатлений море!

Что сказать, друзья?! Не стесняйтесь, находите время для насыщения себя положительными эмоциями! И лучше воочию, чем на экране. Тем более, что Атриум находится в Коломенском, и здесь ещё можно прогуляться на природе и посмотреть исторические памятники. Дерзайте!

Что еще посмотреть в Москве:

Из путешествий по миру:

P.S. Друзья, на своем канале я публикую материалы на разные темы. На те, которые мне интересны, и я не хочу зацикливаться на чём-то одном. Если вас они тоже увлекают – подписывайтесь на канал, и будете получать новые статьи первыми. Поройтесь на ресурсе под моей фамилией, найдете там ещё много чего. Буду благодарен за положительную оценку в виде нажатого большого пальца кверху.