Найти в Дзене
Граф О'Мann

Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня"

352 стр. Добро пожаловать на страничку о книгах! Вновь обращаемся сегодня к британскому писателю Кадзуо Исигуро (род. 1954), лауреату Нобелевской премии по литературе 2017 года. "Не отпускай меня" - шестой по счёту роман в библиографии Кадзуо Исигуро, вышедший в свет в 2005 году. В 2010 году роман был экранизирован американским режиссёром Марком Романеком; главные роли исполнили Кэри Маллиган, Эндрю Гарфилд и Кира Найтли. Действие романа происходит в конце 1990-х годов в Англии. Повествование ведётся от лица главной героини - тридцатиоднолетней Кэти Ш. "Не отпускай меня" - роман-антиутопия, в котором присутствуют элементы научной фантастики (речь идёт о клонировании человека), но автор никогда не позиционировал это произведение как научно-фантастическое. Здесь дело не в научно-фантастических элементах сюжета, а в психологии человека, в его отношении к происходящему, какими бы абсурдными порой не казались описываемые события. Кэти Ш. воспитывалась и провела детские годы в одной из за
Перевод с английского Леонида Мотылëва
Перевод с английского Леонида Мотылëва

352 стр.

Добро пожаловать на страничку о книгах!

Вновь обращаемся сегодня к британскому писателю Кадзуо Исигуро (род. 1954), лауреату Нобелевской премии по литературе 2017 года. "Не отпускай меня" - шестой по счёту роман в библиографии Кадзуо Исигуро, вышедший в свет в 2005 году. В 2010 году роман был экранизирован американским режиссёром Марком Романеком; главные роли исполнили Кэри Маллиган, Эндрю Гарфилд и Кира Найтли.

Действие романа происходит в конце 1990-х годов в Англии. Повествование ведётся от лица главной героини - тридцатиоднолетней Кэти Ш. "Не отпускай меня" - роман-антиутопия, в котором присутствуют элементы научной фантастики (речь идёт о клонировании человека), но автор никогда не позиционировал это произведение как научно-фантастическое. Здесь дело не в научно-фантастических элементах сюжета, а в психологии человека, в его отношении к происходящему, какими бы абсурдными порой не казались описываемые события.

Кэти Ш. воспитывалась и провела детские годы в одной из закрытых школ-интернатов в маленьком городке Хейлшеме. Цель данной школы-интерната: растить клонированных детей, будущее предназначение которых - стать донорами для пересадки требуемых органов. Выпускники Хейлшема переводятся на два года в Коттеджи (небольшие общины с более высоким уровнем самостоятельности), а затем начинают работать "помощниками" для таких же, как они сами, доноров, у которых производят "выемки" органов. Через какое-то время "помощники" тоже становятся донорами. После нескольких "выемок" путь их "завершается". По-людски это звучало бы "умирают", но за людей-то, как раз, их мало кто считает. Поэтому в их среде и превалирует такая специфическая терминология.

Меня зовут Кэти Ш. Мне тридцать один, и я вот уже одиннадцать с лишним лет как помогаю донорам. Долго, конечно, но мне было сказано, чтобы я проработала ещё восемь месяцев - до конца года. Получится почти двенадцать лет. Теперь я понимаю, что меня, может быть, совсем не потому держат столько времени, что считают мои успехи фантастическими. Бывали отличные помощники, которым приходилось поставить точку всего через два-три года. С другой стороны, я знала одного, у которого это длилось полных четырнадцать лет, хотя он был настоящее пустое место. Так что я не ради хвастовства говорю. Но всё-таки я точно знаю, что они довольны моей работой, и я сама в целом тоже довольна. Состояние моих доноров чаще всего бывало гораздо лучше ожидаемого. Реабилитация шла быстро, и почти никому не писали "возбуждён" - даже перед четвёртой выемкой.

Кэти вспоминает свои годы, проведённые в Хейлшеме, занятия, друзей и подруг, свои увлечения, своих "опекунш" - преподавателей в этом закрытом заведении. Вся полная картина происходящих событий и судьба этих детей, не знавших никогда родителей, всё то, во что выльется вся эта их школьная подготовка в Хейлшеме - всё это даётся намёками, постепенно, дозировано: так же, как и эти дети по крупицам собирают информацию о своём необычном положении в обществе.

Роман "Не отпускай меня" состоит из трёх частей.

Первая часть - воспоминания о жизни в Хейлшеме. У Кэти лучше всего складываются отношения с мальчиком Томми и девочкой Рут - этот "треугольник" и будет составлять тройку главных персонажей всего романа. "Опекуны" стараются развивать у своих "воспитанников" вкус к творчеству:

Тут я должна кое-что пояснить насчёт наших хейлшемских Ярмарок. Четыре раза в год - весной, летом, осенью, зимой - у нас происходила большая выставка-продажа всего, что мы сотворили за три месяца. Это и картины, и рисунки, и керамика, и всевозможные "скульптуры", сделанные из того, что считалось в то время модным, - скажем, из раздавленных консервных банок или из бутылочных крышек, наклеенных на картон. За каждую представленную вещь тебе платили жетонами (на сколько тянет твой шедевр, решали опекуны), и потом, в день Ярмарки, каждый приходил со своими жетонами и "покупал", что ему нравилось.

...

Как к тебе относились в Хейлшеме, насколько тебя любили и уважали - это во многом определялось твоими достижениями в "творчестве".

Кроме Ярмарок, в Хейлшеме иногда устраивали и Распродажи: воспитанники могли себе что-нибудь купить из вещей, которые привозили из мира извне. На одной из таких Распродаж Кэти приобрела магнитофонную кассету с записями песен Джуди Бриджуотер "После захода солнца". Сборник представлял собой песни коктейль-баров. Больше всего Кэти нравилась песня под № 3: "Не отпускай меня". Название этой композиции и легло в название романа.

Частые медосмотры воспитанников, забота об их здоровье, поощрение к занятиям творчеством - всё это не казалось воспитанникам чем-то необычным. Необычным для них были моменты, когда самые лучшие их творческие работы забирались приезжавшей специально для этого Мадам (так её прозвали дети), и увозившей эти "шедевры" в некую, как многие считали, "Галерею". Это порождало множество слухов среди воспитанников, но опекуны практически всегда избегали разговоров на эту тему, так же как и разговоров о будущем этих воспитанников. Только одна из опекунш, мисс Люси, как-то высказала детям то, что давно уже хотела им сказать:

Раз никто другой с вами объясниться не хочет, - продолжала она, - придётся мне. Проблема, как я её вижу, вот в чём: вам говорят и не говорят. Вам говорят кое-что, но никто из вас толком не понимает, и осмелюсь утверждать, что есть люди, которые вполне довольны таким положением вещей. Но только не я. Если мы хотим, чтобы вы прожили достойную жизнь, надо, чтобы вы запомнили, и запомнили как следует: никто из вас не поедет в Америку, никому из вас не стать кинозвездой. И никто из вас не будет работать в супермаркете - я слышала на днях, как некоторые делились друг с другом такими планами. Как пройдёт ваша жизнь, известно наперёд. Вы повзрослеете, но до того, как состаритесь, даже до того, как достигните среднего возраста, у вас начнут брать внутренние органы для пересадки. Ради этих донорских выемок вы и появились на свет. Вы по-другому сотворены, чем актёры, играющие в фильмах на ваших видеокассетах, вы даже по-другому сотворены, чем я.

Через некоторое время мисс Люси вынуждена была покинуть Хейлшем и оставить должность "опекунши".

Во второй части романа главные герои, воспитанники Хейлшема, покидают это заведение и отправляются на два года в Коттеджи, где их свобода мало чем ограничивается, они могут создавать между собой пары (из числа воспитанников), или встречаться с кем-угодно из своего окружения для разовых сексуальных встреч. Все воспитанники знают, что они бесплодны. Томми и Рут образуют такую "пару", а Кэти остаётся в одиночестве, но время от времени проводит ночи с разными партнёрами. Немаловажной темой обсуждений становится теория "возможных я":

Главное соображение, на котором основывалась теория "возможных я", было очень простым и особых разногласий не вызывало. Речь шла примерно вот о чём. Поскольку каждый из нас - копия, снятая в тот или иной момент с нормального человека, где-то в большом мире наверняка существуют и живут своей жизнью оригиналы. Значит есть возможность, по крайней мере теоретическая, свой оригинал разыскать. Поэтому если кто-нибудь из нас выбирался наружу, то на улицах, в торговых центрах, в придорожных кафе он приглядывался к людям в поисках сходства - в поисках "возможных я" для себя и своих друзей.

В третьей части романа Кэти становится помощницей, а Рут и Томми - донорами, пробыв помощниками очень непродолжительное время. Через некоторое время Кэти становится помощницей Рут, а после того, как Рут "завершила" (умерла после "выемок" органов), Кэти, имеющая к тому времени право выбора, начинает заботиться о Томми. После признаний Рут перед "завершением" и её пожеланий к Кэти и Томми, последние становятся любовниками. Однажды они находят и посещают в её доме Мадам, которая в Хейлшеме забирала лучшие образцы творчества воспитанников и увозила в какую-то мифическую "Галерею". Кэти и Томми узнают о том, почему придавалось такое значение в школе развитию в них творческих навыков, а так же всю правду об их альма-матер в Хейлшеме.

Как сложилась дальнейшая судьба Томми и Кэти - советую узнать самостоятельно, прочитав этот минорный, в общем-то, роман. Кадзуо Исигуро позиционировал данное своё произведение как "обобщённую метафору человеческой жизни". Короткая жизнь воспитанников вынуждает их в ускоренном темпе искать для себя ответы на вопросы, являющиеся универсальными для любого человека. Несмотря на все внешние обстоятельства, Исигуро показывает силу человеческой любви и дружбы.

Спасибо за внимание! Читайте хорошие книги! Подписывайтесь! До новых встреч!