Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Борьба с "теневым флотом" России. Хочется силой, но страшно

Тут надо пройти по очень узкому мостику - с одной стороны максимально уменьшить доходы России от торговли углеводородами, а с другой - не довести дело до того, чтобы их поставки стали для неё совсем невыгодными и она резко бы их сократила.

Опыт такой есть, напоминает Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности, - это было в 2022 году, когда с 1 апреля Россия ушла с американского рынка (выгнали, скажем честно), а в Европе просто боялись брать российскую нефть. «Тогда России пришлось сократить добычу нефти, и на максимуме сокращение доходило до 1 млн баррелей в сутки. Это привело к тому, что на мировом рынке нефти сформировался дефицит, и цена на нефть ушла к 120 долларам за баррель».

Остальным производителям нефти столь резко возместить отсутствие России на рынке невозможно. Вот и сейчас, хотя новые санкции, в том числе и против "теневого флота" начнут действовать только через 45 дней, а цены на нефть уже поползли вверх

Никаким мистерам, геррам и прочим шведам это не нужно. Поэтому возникла идея установить потолок стоимости нашей нефти - 60 долларов за баррель, а все производители и перевозчики, которые превышают его, попадают под санкции.

Нас больше интересует флот, так что далее о нём.

Согласно методологии Регистра Ллойда, танкер определяется как часть "теневого флота", если он соответствует определенному ряду параметров. Во-первых, его возраст составляет 15 лет или более. Во-вторых, он принадлежит анонимному владельцу или корпоративной структуре, предназначенной для сокрытия информации о конечном бенефициаре. В-третьих, используется исключительно для запрещенных или ограниченных санкциями поставок нефти.

Ничего нового в этом понятии нет. Например, Венесуэла и Иран уже много-много лет используют теневой флот и как-то справляются. Размах деятельности теневого флота таков, что он охватывает серьезную часть всего мирового судоходства. По данным на ноябрь 2024 года, теневой флот обеспечивает около 17% глобального тоннажа нефтяных танкеров (около 111 млн тонн).

Поэтому Вашингтон, вводя новые санкции против танкеров, скорее всего, надеется на то, что Россия обойдет ограничения, как делала это раньше, и российская нефть никуда не денется с рынка.

Так что, нам ли быть в печали?

По данным S&P Global Commodities at Sea совместно с Maritime Intelligence Risk Suite общий теневой флот России на 6 декабря прошлого года достигал 586 единиц. Общая грузоподъемность этого флота составляет 57,2 млн тонн. А всего теневой флот в мире сейчас достигает порядка 1000 судов.

Но джентльменам при этом надо сохранять благородный вид, поэтому особенно напирают на то, что суда эти "дряхлые" и очень опасны при эксплуатации. Доля истины в этом есть, вспомним историю двух небольших престарелых российских танкеров, разломавшихся в Керченском проливе и загадивших побережье Крыма и Тамани.

Однако работающие на заграницу чисто российские достаточно новы, а те, которые принадлежат иностранцам, пусть будут головной болью для них.

Юшков со смешком добавляет: "Довольно забавно наблюдать, как в Балтийское море заходит танкер теневого флота, идет в Ленинградскую область загружаться, а рядом проходит другой танкер, который идет в польский Гданьск. И наш танкер в два раза моложе, чем тот, который идет в Гданьск, но при этом датчане обеспокоены прохождением через проливы из Балтийского моря именно российских танкеров. Говорят, что они там чуть ли не нефтяной след оставляют. Поэтому в основном это лицемерные заявления, все нормально с этим флотом."

Да вот взять хотя бы Eagle S, арестованный финнами. Вошёл в строй в 2006 году. Вполне бодрый возраст для танкера

-2

Надо помнить, что санкции вводятся не только против судов-перевозчиков, но против компаний-производителей, а также структур, принимающих эту нефть. Сейчас большой энтузиазм кое у кого вызывает, что вот мол, уже три танкера с российской нефтью стоят у берегов Китая и не могут её выгрузить.

На фоне предприимчивости китайцев эта радость сомнительна. Найдут способ её перекачать, нет сомнений. А те наши компании, которые попали под санкции, могут переключиться на внутренний рынок, отдавая свою нефть на экспорт тем, кто в эти списки не попал.

Понимая, что методы против Кости Сапрыкина санкций всё-таки найдутся, британцы всё больше рассуждают о физическом воспрепятствовании перевозкам нашей нефти. Если можно взорвать трубопроводы, то почему нельзя просто захватывать танкеры и сливать себе их нефть.

История с финнами - первый звоночек. Как и все новички в какой-нибудь банде, они показывают наибольшую прыть.

Вот карта Европы с интересного ракурса. Как всегда, "просвещённые мореплаватели" прячутся за спинами своих "союзников", но при этом рассуждают о своём наибольшем вкладе в борьбу с ужасным русским медведем

-3

Вот что они пишут: "В феврале 2024 года НАТО создало Морской центр безопасности CUI в рамках Морского командования НАТО (MARCOM) в Нортвуде, Великобритания. В январе 2024 года Объединенные экспедиционные силы (JEF) под руководством Великобритании активировали операцию Nordic Warden.

Суда теневого флота и суда, отправляющиеся из российских портов, могут ожидать очень пристального наблюдения.

Страны JEF могли бы закрыть Балтийское море для этих судов или арестовать суда, не соответствующие международным морским стандартам. Береговая охрана прибалтийских стран могла бы активно задерживать незастрахованные или небезопасные суда и работать более систематически, чтобы разоблачить и демонтировать обширный теневой флот России."

А джентльмены наблюдали бы за этим со своего острова и похваливали их.

Однако!

"Во-первых, это несет в себе определенный риск, потенциально подрывая ключевой принцип свободы морской торговли, на котором держится мировая экономика. Если больше не будет доверия к тому, что суда, перевозящие товары, благополучно прибудут в пункт назначения, то глобализированная торговля будет серьезно подорвана.

Во-вторых, конечно, эти действия могут создать сдерживающий фактор для дальнейших попыток саботажа санкций , но русские (и китайцы) потенциально могут ответить на остановку своих судов военно-морскими силами."

А это уже другой коленкор, добавлю я. В такие игры ведь можно играть вдвоём. В этой связи британцы оценивают разрывы морских кабелей связи и энергетики на Балтике как демонстрацию Китаем и Россией того принципа, что не надо кидаться камнями, живя в стеклянном доме.

К тому же, Великобритания и более широкий альянс все еще в целом недостаточно обеспечены ресурсами, недостаточно подготовлены и пока не имеют последовательной стратегии сдерживания и реагирования на такие атаки, особенно если они распространятся за пределы Прибалтики. Подобный сценарий можно легко адаптировать для атак на западную инфраструктуру в Северном море, Ирландском море и за его пределами. У русских также есть гораздо более сложные военные средства для вмешательства с использованием специализированных платформ, включая подводные лодки и подводные аппараты, которые будет гораздо сложнее обнаружить и сдержать.

А я напомню, что когда Королевский флот захватил санкционированный иранский танкер у Гибралтара в 2019 году, прошло совсем немного времени, как КСИР попытался захватить британский танкер в Персидском заливе. Их остановили действия HMS Montrose в первую попытку,

-4

но им удалось захватить другое судно несколько дней спустя.

И иранские танкеры останавливать перестали, представляете? Кто бы мог подумать...

.............................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4