Найти в Дзене

Шумите, Саяны, шумите... Подвиг А. М. Кошурникова

Великая Отечественная война – это не только подвиги советских людей на фронте, но и колоссальная работа в тылу. Складывалась она из множества факторов: обеспечение фронта всем необходимым требовало развитой экономики и, ключевое, налаженной логистики. Прокладывались железные дороги, автомобильные дороги. Советскую логистику времен ВОв называют (и вполне справедливо) детищем тогдашнего наркома путей сообщения Л.М. Кагановича. Но, Каганович был стратегом-управленцем, а «на земле» эти планы воплощались тысячами рядовых тружеников. Сегодня рассказ будет об одном из них – Александре Михайловиче Кошурникове, трагически погибшего в ноябре 1942 г. при изыскании вариантов трассы Тайшет-Абакан. Александр Михайлович Кошурников родился в 1905 г. в семье селе Харабали Астраханской Губернии в семье строителя железных дорог. В 1913 г. году семья переехала в Томск. С 1930 года Александр Кошурников работал в новосибирском Сибдоржелстрое начальником группы партии технических изысканий железных дорог. В

Великая Отечественная война – это не только подвиги советских людей на фронте, но и колоссальная работа в тылу. Складывалась она из множества факторов: обеспечение фронта всем необходимым требовало развитой экономики и, ключевое, налаженной логистики. Прокладывались железные дороги, автомобильные дороги. Советскую логистику времен ВОв называют (и вполне справедливо) детищем тогдашнего наркома путей сообщения Л.М. Кагановича. Но, Каганович был стратегом-управленцем, а «на земле» эти планы воплощались тысячами рядовых тружеников. Сегодня рассказ будет об одном из них – Александре Михайловиче Кошурникове, трагически погибшего в ноябре 1942 г. при изыскании вариантов трассы Тайшет-Абакан.

Александр Михайлович Кошурников родился в 1905 г. в семье селе Харабали Астраханской Губернии в семье строителя железных дорог. В 1913 г. году семья переехала в Томск. С 1930 года Александр Кошурников работал в новосибирском Сибдоржелстрое начальником группы партии технических изысканий железных дорог. В качестве инженера-проектировщика ж/д путей участвовал в строительстве Южно-Кузбасской железной дороги, дорог Новокузнецк-Абакан, Томск-Асино и других. В 1939 году Кошурников стал проектным изыскателем Сибтранспроекта.

Когда началась Великая Отечественная война Александра Михайловича назначили начальником экспедиции на изыскания линии Кулунда — Барнаул. Экспедиция изыскателей провела необходимые исследования, и в результате был предложен новый вариант трассы.

Осенью 1941 года Кошурникова перевели на изыскания дороги Сталинск — Абакан, но вскоре поручили наметить трассу в хакасских горах. Специалист предложил свой вариант дороги и отстоял его, убедив всех, что трассу лучше тянуть по левому берегу реки Абакан. К началу лета 1942 г. этот вариант был утвержден.

Здесь необходимо сделать небольшое уточнение. 1942 г. для СССР был очень тяжелым. Гитлеровцы рвутся к Сталинграду, в разгаре Ржевская битва. Фронту нужно больше ресурсов. Нужна была дорога, которая соединила бы южную Сибирь с Транссибирской магистралью. К слову, такой маршрут планировалось проложить еще в конце XIX века, но все эти попытки были тщетными. Изучив особенности рельефа горной саянской тайги, исследователи были уверены, что проложить дорогу в тех местах невозможно.

Всего рассматривалось пять вариантов этой дороги: на Клюквенную, Канск, Иланскую, Тайшет и Нижнеудинск. По первым четырём направлениям проводились полевые изыскания с середины 1942 г под общим руководством Кошурникова, а по пятому Александр Михайлович решил пойти сам.

5 октября 1942 г. экспедиция в составе Александра Кошурникова, Константина Стофато и Алексея Журавлева вышла по маршруту. Проводником был один из местных охотников, поклажу везли на оленях. В силу ряда причин, экспедиция вышла очень поздно, что, по мнению исследователей, и сыграло роковую роль. Через четыре дня группа Кошурникова вышла к реке Кызыр. Еще через несколько дней кончился мох – корм для оленей. Проводнику с упряжкой пришлось отправиться назад.

Дальнейшую судьбу экспедиции можно проследить по дневниковым записям Кошурникова.

31 октября. «Суббота. Ночуем на пикете 1516. Дело очень плохо, даже скверно, можно сказать. Продовольствие кончилось, осталось мяса каких-то два жалких кусочка, сварить два раза и все. Идти нельзя. По бурелому, по колоднику, без дороги и при наличии слоя снега 70-80 см, да вдобавок еще мокрого, идти - безумие. Единственный выход - плыть по реке, пока еще не замерзла совсем. Так вчера и сделали. Прошли пешком от Базыбая 3 км, потом сделали плот и проплыли сегодня на нем до пикета 1520. Здесь по колено забило снегом, и плот пришлось бросить. Это уже пятый наш плот! Завтра будем делать новый. Какая-то просто насмешка - осталось до жилья всего 52 км. И настолько они непреодолимы, что не исключена возможность, что совсем не выйдем. Заметно слабеем. Это выражается в чрезмерной сонливости. Стоит только остановиться и сесть, как тут же начинаешь засыпать. От небольшого усилия кружится голова. К тому же совершенно мокрые уже трое суток. Просушиться нет никакой возможности. Сейчас пишу, руку жжет от костра до волдырей. Но самое страшное наступит, когда мы не в состоянии будем заготовить себе дров».

«3 ноября. Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера 2.11 произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком, очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну».

На этом месте дневниковые записи обрываются…

Эти строки поражают: подумать только, через какой кошмар пришлось пройти экспедиции! Пропавшую группу скоро начали искать коллеги, военные, местные жители. Искали тщательно, но никого не нашли. Только год спустя местный охотник наткнулся на острове Кедровом на тело мужчины в железнодорожной форме. Это был Кошурников. Рядом с ним лежала куча листков, которые и оказались тем самым дневником похода.

Александра Михайловича Кошурникова похоронили на высоком берегу Кызыра. После окончания войны изыскания будущей железной дороги продолжились. Из первоначальных пяти вариантов самыми перспективными считались два направления - на Тайшет или Нижнеудинск. После ряда изысканий, исследования аэрофотосъемки местности и изучения дневника Кошурников, от Нижнеудинского направления было решено отказаться и строить железную дорогу Абакан - Тайшет через Саянские хребты.

В 1958 году XIII съезд ВЛКСМ объявил железнодорожную линию Абакан — Тайшет Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Трудиться на ней приехали свыше 35 тысяч юношей и девушек со всей страны. В январе 1965 г. строительство было завершено. Самую большую станцию назвали его именем, а два соседних разъезда — именами его товарищей Журавлева и Стофато (Кошурниково, Журавлёво, Стофато).

Родина не забыла отважных изыскателей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1966 г. сотрудники Новосибирского проектного института были посмертно награждены: А. М. Кошурников — орденом Ленина, К. А. Стофато и А. Д. Журавлев — орденами Трудового Красного Знамени.

Также, тем мужественным исследователям посвящена музыкальная композиция «Шумите, Саяны, шумите» (музыка Александра Шемрякова, слова Аиды Фёдоровой), в которой есть такие строки:

«Шумите, Саяны, шумите
Вершинами сумрачных крон
И миру всему расскажите,
Как мы воевали за Крол.
То ливни по скалам,
То жесткого снега стена.
Но кто там про жалость?
Не жалость нам вовсе нужна.
Три имени, как будто три салюта,
Взметнулись у истоков городов.
Три имени в пути в одно сольются:
Кошурников, Стофато, Журавлев.
Прощайте, ребята, прощайте!
Спасибо, спасибо, спаси…!
И ветер уносит, уносит
Привет твой прощальный, Южсиб!».

Судьба трёх железнодорожников-изыскателей Кошурникова, Стофато, Журавлева – это пример недюжинной отваги, когда люди делали то, что считалось невозможным. Вечная память и вечная слава этим героям тыла!