Найти в Дзене

Игра как инструмент вовлечения учащихся в процесс обучения финансовой грамотности

Истоник: фото с сайта МГПУ
Истоник: фото с сайта МГПУ

В условиях стремительно развивающейся финансовой сферы, вопросы, связанные с формированием финансовой грамотности, а также обеспечением экономического благополучия общества являются особо важными для нашей страны [1, 5, 6]. Под финансовой грамотностью стоит понимать совокупность знаний, умений в сфере финансов, которые позволяют принимать разумные финансовые решения для достижения финансового благополучия [2].

На данный момент в России наблюдается низкий уровень финансовой грамотности. По данным Национального агентства финансовых исследований, в 2023 г. индекс финансовой грамотности составил 12,8 баллов при максимуме в 21 балл [4]. Отсутствие умения пользоваться финансовыми средствами и инструментами может привести к отрицательным последствиям как для самих граждан, так и для государства, ведь неграмотное распоряжение денежными средствами приводит к потерям капитала, повышает вероятность обмана со стороны мошенников, и, как следствие – снижению доверия к финансовым рынкам, а, следовательно, и потере притока средства частных лиц на него, сужению возможностей государства проводить эффективную финансовую политику.

Одним из методов государства по повышению финансовой грамотности у населения можно выделить введение во всех школах обязательного изучения элементов финансовой грамотности, прежде всего в курсе обществознания, а также в ряде иных дисциплин. Важность развития финансовой грамотности школьников отмечается исследователями [6] – ведь именно в этом возрасте ребенок уже начинает пользоваться финансовыми продуктами, например, когда родители дают карманные деньги. И чем раньше научить детей рационально их использовать, тем эффективнее они будут распределять свой хоть и маленький, но бюджет, и как следствие, умение пользоваться с выгодой для себя всеми открывающимися возможностями, которые откроют современные финансы. Но не все ученики знают, как стоит обращаться с деньгами и в данном направлении именно школы могут сделать очень многое, прежде всего – не только дать азы знаний в области финансов, но и заинтересовать ребенка данной сферой. Для повышения мотивации рекомендуется проводить интерактивные игры, где школьники будут решать задачи, которые связаны с окружающей их финансовой реальностью и знакомиться с ситуациями, которые могут им встретиться в жизни. Такие игры повысят интерес к познанию финансовой сферы, а также помогут развить творческие способности ребенка [3]. В данной ситуации важно не просто заставлять ребенка решать задачи и выполнять задания, а создавать ситуации, при которых им будет интересно осваивать новый материал.

Разработанная игра как раз позволит вовлечь ребенка в изучение финансовой грамотности. Она познакомит школьников с базовыми знаниями в сфере финансов, а также поможет обезопасить их от проблем с финансами.

В ходе игры учащиеся в игровой форме знакомятся с финансами, финансовой грамотностью, а также основами налогообложения. Им предлагается выполнить три задания различной сложности, направленные на командообразование, коммуникацию, умение анализировать, скорость реакции и интеллект, при этом каждое из заданий дает им новые знания и умения в области финансовой грамотности.

Ученикам предлагается создать собственную фирму по выбранной в первом раунде сфере деятельности, разработать ее название, логотип и распределить руководящие позиции, после чего представить наработки одноклассникам и ответить на их вопросы. Для того, чтобы разработать свой бизнес, ученикам необходимо пройти три этапа одобрения: выбор сферы деятельности, получение разрешения на создание бизнеса, заработок денег и распоряжение полученными финансовыми ресурсами. Эти этапы ученики проходят в командах, разделенных в рандомном порядке по 5–6 человек (учитель может самостоятельно поделить учеников на свое усмотрение по уровню знаний/конфликтности/умению и желанию взаимодействовать между собой). Следует отметить, что вопросы в данной игре могут быть из любого раздела финансовой грамотности, и разного уровня сложности в зависимости от возраста игроков. Авторами была разработана игра по тематике «Налогообложение» для учеников 9-10 класса.

Опишем ход данной игры. Перед началом ученики делятся на 5-6 команд по 5-6 человек в зависимости от количества учащихся в классе и рассаживаются в соответствии с установленными на партах табличками по номерам команд. Ведущий объявляет о старте и рассказывает правила игры. В первом раунде учащимся предлагается давать ответы на тестовые вопросы быстрее, чем все остальные команды. Ведущим зачитывается вопрос, который дублируется на слайде, ученикам необходимо посовещаться в команде и одновременно поднять руки вверх, в случае неверного ответа ход переходит команде, поднявшей руки, следующей после опрошенной команды. Тестовые задания первого раунда идут по нарастанию сложности.

Например, в начале раунда для разминки задается вопрос: «Что такое налоговая амнистия?» и варианты ответов: «А) отсутствие налогового обязательства, Б) специальные программы, позволяющие снизить налоговые обязательства или избежать штрафов по итогам ранее неуплаченных налогов, В) увеличение налоговых ставок» (верный ответ – Б), а заключительный вопрос раунда является самым сложным из всех заданных, например, «Какой налог относится к местным?» и варианты ответа: «А) на добычу полезных ископаемых, Б) на игорный бизнес, В) земельный налог» (верный ответ – В). За верный ответ команда получает 1 балл, после окончания раунда все набранные баллы подсчитываются и выводится рейтинг команд.

Следующим этапом игры каждой команде необходимо выбрать направление развития своей компании. Учащиеся, чья команда после первого этапа игры оказалась на первом месте, могут первыми выбрать сферу деятельности для своего бизнеса. Для выбора представлены: промышленность, продуктовая торговля, сфера бьюти-услуг, развлекательная сфера и IT. Каждая команда по очереди (в соответствии набранным баллам) оглашает свой выбор и получает сферу для дальнейшего развития бизнеса.

Во втором раунде ученикам необходимо сопоставить предложенные ведущим пары карточек. Каждой команде выдаются распечатанные материалы, а задача команд сопоставить выданные карточки с подходящими к ним парами за 2 минуты. Для усложнения задачи в данном раунде существует три вида заданий: сопоставление картинки с подходящим по смыслу налогом, сопоставление понятия и его определения, составление известной фразы о налогах и финансовой грамотности из отдельно выданных слов. В случае проведения данной игры для младших школьников возможно заменить данный раунд на решение кроссворда.

Например, команде необходимо сопоставить понятие «недоимка» с его определением «Сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная (не перечисленная) в установленный законодательством о налогах и сборах срок», либо продолжить положение «Требования об уплате налогов, страховых взносов, сборов РФ прописана в …» верным дополнением «в 1 части Налогового кодекса Российской Федерации». Помимо этого, для развития общей эрудиции предлагается составить из слов, расположенных в хаотичном порядке, высказывание Шарля Монтескьё – французского просветителя, правоведа и философа: «Государство должно занимать нейтральное положение между своими таможнями и своей торговлей и поступать так, чтобы они не вредили друг другу.»

За верное выполнение заданий 2 раунда каждая команда получает по 5 баллов, и созданная ими компания считается зарегистрированной.

Последним раундом является аналог викторины «Своя игра», где ученикам необходимо с помощью развитого кругозора, полученных ими ранее знаний, а также умению решать задачи заработать как можно больше денежных средств для открытия своего дела. После прохождения данного раунда и определения суммы заработанных в третьей раунде средств каждая команда решает, как ими распорядиться - оставить в наличных деньгах, не приобретая и не теряя ничего, положить на вклад или инвестировать в акции, которые могут как увеличиться в цене, так и упасть. В результате каждая команда имеет на руках капитал, сферу деятельности и разрешение на бизнес. В течение 10 минут им необходимо придумать название бизнеса, чем конкретно будет заниматься каждый член команды и сделать небольшую рекламную кампанию, чтобы заинтересовать одноклассников. В конце каждая команда представляет готовый продукт. Заканчивается игра победой всех команд, общими аплодисментами, подведением итогов о важности знаний в области финансов.

Подводя итог, стоит отметить, что научить школьников базовым знаниям в финансовой грамотности – важная задача системы образования. Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе поможет учителям объяснять довольно сложные финансовые понятия на понятных и привычных ситуациях. Налоговая игра, как инструмент ознакомления детей с финансовой грамотностью, прежде всего позволит приобрести школьникам знания для безопасного существования в окружающем мире, познакомит с особенностями финансовой сферы. В результате окончания игры школьники должны развить навыки, которые помогут стать им успешными и финансово независимыми взрослыми.

Авторы:

Анна Кузьмина, студент бакалавриата Департамента экономики и управления

Анастасия Селезнева, студент бакалавриата Департамента экономики и управления

Список использованных источников и литературы:

1. Карабанова О. В. Трекинг как технология развития предпринимательской грамотности через управляемые изменения // Непрерывное образование в контексте будущего: экосистемный взгляд на педагогическую деятельность: Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции, Москва, 19–20 апреля 2022 года. Ярославль-Москва: Издательство "Канцлер", 2022. С. 86-89.

2. Петренко Г. М., Петренко М. Н. Финансовая грамотность и индивидуальные финансовые практики ка фактор материального благополучия // Векторы благополучия и социум. 2022. № 4 (47). С. 69-93

3. Профессиональная социализация педагога в условиях непрерывного образования: традиции и новации / [А. А. Волков, А. Л. Коблева, Т. Ф. Маслова и др.; под общей научной редакцией А. А. Волкова, Т. Ф. Масловой]. Ставрополь: Ставролит, 2018. 167 с.

4. Финансовая грамотность россиян-2023 // Национальное агентство финансовых исследований: официальный сайт. 2023. Режим доступа: URL: https://nafi.ru/projects/finansy/finansovaya-gramotnost-rossiyan-2023/ (дата обращения: 27.10.2023)

5. Формирование новых компетенций для общественного сектора цифровой экономики: монография / В. В. Строев, М. Л. Левицкий, О. А. Ломовцева [и др.]. М.: Московский городской педагогический университет, 2021. 180 с.

6. Шинкарева О. В., Куломзина Е.Ю. Развитие налоговой грамотности у студентов на основе их привлечения к научно-исследовательской работе // Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции, Москва, 18–19 июня 2020 года / Составитель Н.И. Шевченко. – М.: Общество с ограниченной ответственностью "А-Приор", 2020. С. 324-328.