Зима – волшебное время. Мороз, снег, а если и солнца добавить, то прекрасный день для фото прогулки. Но не все камеры хорошо переносят съемку в холод (будем говорить о температуре ниже минус восьми, десяти). Например, сталкивалась с тем, что фотоаппараты со шторным матерчатым затвором неправильно отрабатывают выдержку в мороз. Может вообще вторая шторка не доходить до конца, оставляя небольшую щель. А оба моих фотоаппарата Pentax вообще поднимают зеркало и больше его не опускают. Даже если держать за пазухой камеру это не исправляет ситуации. Тут, видимо, вопрос конденсата – тепло за пазухой – мороз на улице. Не лучший вариант для камеры. Соответственно надо подобрать и подготовить фотоаппарат к съемке заранее (особенно если это не прогулка, а коммерческая съемка или экспедиция).
В холода я обычно фотографирую камерой Canon EOS50.
Во-первых – автоматическая перемотка пленки, в мороз это существенно.
Во-вторых – к нему у меня есть зум 24-105, что покрывает большую часть потребности в фокусном расстоянии, иногда меняю на 70-200 с конвертором. А снимать дискретной оптикой в сильный мороз оказывается просто невозможно.
В-третьих – Именно эта камера из имеющихся у меня хорошо переносит холода.
Есть и минус – батарея, на холоде заряд заканчивается быстро. Но при наличии запасной и «шубки» эта проблема решается. Запасную батарею лучше держать во внутреннем кармане, она должна быть в тепле.
Из старой флисовой кофты я сшила для своей камеры «шубку». Выкройку взяла из головы, она примерно такая:
Позже вшила кармашек со стороны батарейки. Туда можно поместить химическую грелку для рук или ног, которая продается в спортивном магазине. Важно, чтоб эта грелка была не лучшего качества и грела не сильно (во избежание конденсата). Просто, чтоб для батареи был не глубокий минус. «Шубка» застегивается на липучках. Рука закрывается тканью. И варежки у меня без пальчиков.
Правда при сильном минусе такие рукавички не спасают, я сверху надеваю еще одни из настоящего меха и руку под «шубку» уже не сую.
Так как я снимаю по большей части на пленку, то никакого окошка для экрана в таком чехле мне не надо. Камеру держу либо в кофре, либо на ремне на шее. Под куртку не прячу, чтоб окружающая температура была всегда примерно одинаковая. И когда возвращаюсь в помещение, «шубку» некоторое время не снимаю, жду, когда камера постепенно согреется.
Одеваюсь на съемку очень тепло. Возможно придется стоять на морозе и на ветру, поэтому если на улице – 15, то надо одеться на -25.
По поводу настройки камеры. Так как вокруг белым-бело, то для экспонометра камеры – это выглядит как серым-серо :) Поэтому при использовании встроенного экспонометра надо сделать поправку на две ступени в сторону переэкспонирования. То есть, если ваша камера показывает 1/500 и 11, то удлиним выдержку на 1/125 сек. Лучше потом сделать легкий пул при проявке. Если в кадре не только белый снег, а есть разнообразные по тону объекты и вы измеряйте средневзвешенную экспозицию, а не по белому снегу, то никакой коррекции не нужно. Можно выставить приоритет диафрагмы и не задумываться об изменении настроек. При преобладании белого в кадре и в работе с приоритетом диафрагмы тоже стоит сделать экспокоррекцию.
А если на улице не мороз, а снег или дождь, то можно использовать готовый вариант защитного чехла. Он универсальный, хоть на цифру, хоть на пленку. Руки помещаются полностью во внутрь и можно легко управлять камерой сухими руками.
Обязательно использовать защитный фильтр для объектива, чтоб снег не попадал на оптику. И желательно затягивать резинку (крепить чехол) на бленде, чтоб не навредить самому объективу и использовать весь его диапазон фокусных расстояний.
В снежную погоду можно получить очень красивые пейзажи, передающие особую глубину и атмосферу.
А вы любите зимние фотосессии? Делитесь своими впечатлениями в комментариях!