Ну что, попробуем сегодня посмотреть на любимого персонажа автора «Атаки Титанов» - Райнера Брауна, разберёмся, как он докатился до жизни такой, насколько подобное возможно в реальной жизни, и что с этим делать.
Впереди много спойлеров, которые могут испортить один из самых крутых сюжетных поворотов в истории аниме, так что если ещё не знакомы с «Атакой титанов», то искренне советую закрыть эту статью и сначала посмотреть.
Ну и сразу договоримся, что эта статья не затрагивает Райнера как какого-то литературного персонажа, то есть, мы не будем разбираться в том, что нам хотел сказать автор, во всяких символизмах и прочих таких штуках, а вместо этого посмотрим на персонажа так, как если бы он был реальным человеком.
Чтобы разобраться, что вообще с ним происходит, надо знать такой термин как диссоциация. Это такой защитный механизм нашей психики, который позволяет нам отстраниться от каких-то чересчур травмирующих переживаний. Это проявляется как ощущение или воспоминание, как будто событие происходит или происходило не с человеком, а с кем-то другим, а сам человек может даже представлять, как будто видел это событие со стороны.
Самой тяжёлой формой диссоциации, пожалуй, можно считать то, что называется «раздвоением личности» или, по-научному, «диссоциативное расстройство идентичности» - это вот та самая ситуация про Билли Миллигана из одноимённых книг, мистера Кима в «Южном парке» и, вроде, в фильме «Сплит» (его сам не смотрел, утверждать о точности не возьмусь), когда в голове одного человека существует несколько разных личностей, которые друг друга меняют в разных ситуациях.
Казалось бы, у Райнера с его личностями «солдата» и «воина» происходит то же самое - две личности, между которыми его порой «перещёлкивает». Если бы не одно «но» - раздвоение личности начинается ещё в раннем детстве, под воздействием крайне тяжёлых психологических травм - насилия, войн или катастроф. То есть, для появления настоящего раздвоения личности главным условием служит то, что травмирующее событие происходит с ребёнком, у которого собственная личность ещё не успела сформироваться. И вот тут Райнер немного не попадает - он, конечно, рос без отца и не в самой приятной обстановке, но ничего настолько серьёзного у него не было. Обучаться на воина он начал в пять лет, титана получил в десять (и примерно в этом возрасте начал участвовать в военных операциях), а на остров Парадиз отправился в 12 лет - и это, конечно, жуткий опыт для ребёнка, но вот для расщепления личности на несколько это уже слишком поздно.
Но что тогда происходит с Райнером? У него очень тяжёлая форма ПТСР, посттравматического стрессового расстройства. И отличие послевоенного ПТСР от обычного очень часто заключается в том, что столкновение с какими-то страшными вещами в мирной жизни чаще всего довольно ограничено по времени - какое-нибудь наводнение или какой-нибудь взрыв, всё это разовые и не продолжительные вещи, тогда как на войне подобные травмирующийся ситуации (их так и называют: БПТ - боевая психологическая травма) могут длиться без остановки месяцами, а то и годами, постепенно приобретая хронический характер.
Первая психологическая травма у Райнера случилась уже после попадания на остров - хоть военные и упоминают о том, что «эти дети» уже участвовали в боевых действиях, по четвёртому сезону мы знаем, что титанов берегли, что Бронированного использовали против стен и техники, и что до определённого момента Райнер при этом находился в безопасности.
Так что первой травмой для него стала потеря Марселя - ситуация, в которой впервые погиб его близкий друг, всё это произошло прямо на его глазах, и он ничего с этим не смог поделать (опять-таки, БПТ - ситуация, когда солдат прямо на поле боя теряет возможность нормально соображать и впадает в ступор; именно из-за этого Райнер просто убежал в итоге, а не превратился в титана, чтобы разобраться с Имир).
Но откуда тогда взялось то самое «раздвоение личности», которое мы видим в следующем эпизоде военных действий с его участием? Тут с Райнером происходит то, что довольно часто встречается со шпионами, людьми, работающими долгое время «под прикрытием» (и, возможно, с Александром Невским) - эти люди выстраивают вокруг себя мир, построенный на лжи. Но беда в том, что этот мир - реален, вокруг них реальные люди, у них реальные взаимодействия, реальные эмоции, и из-за этого у шпионов со временем могут появиться сомнения в ощущении реальности, мозг просто привыкает жить в ложном мире настолько, что начинает забывать «истинный мир» шпиона.
Из менее драматичных примеров можно вспомнить британское телешоу, в котором доверчивых людей, якобы, готовили к полёту в космос. В группе «космонавтов» было два подсадных актёра, и они после нескольких месяцев в подготовительном лагере признавались, что начали сомневаться в том, что это просто розыгрыш, и практически сами поверили в то, что готовятся к настоящему полёту, а один из них вообще начал подозревать, что розыгрыш проводится не над остальными, а над ним.
Но вот если современные шпионы учатся проходить самопроверки, то Райнеру никто особо помочь не мог, разве что Бертольд иногда старался мягко напоминать ему, где берега находятся.
И когда он сталкивается со второй травмирующей ситуацией - а именно практически своими руками убивает своего товарища Марко, его стресс усиливается настолько, что у него наступает ещё один симптом ПТСР - диссоциативная амнезия. Проще говоря, он совершает настолько ужасное действие, что его психика решает отстранится настолько, что почти полностью забывает об этом событии, что накладывается на вот эту потерю ощущения реальности, и в итоге создаёт такой эффект, как будто Райнер резко меняется в личности, когда ему кто-то напоминает о том, что он на самом деле - марлийский воин. То есть, в данном случае это не раздвоение личности (хотя, повторюсь, возможно, автор и хотел показать именно его), а именно посттравматичная амнезия, «Райнер-солдат» это не отдельная личность, а всё тот же Райнер, просто действительно забывший на время значительную часть своего прошлого.
После эпизода с Марко его сражения с титанами, а потом и с людьми не прекращаются, и его травма окончательно приобретает хронический характер. В начале четвёртого сезона мы уже видим почти максимальный набор симптомов тяжёлого ПТСР - флэшбэки, ночные кошмары, ощущение потерянности, чувство вины перед погибшими товарищами, да что там - практически галлюцинации с их участием, ну и в довесок ко всему - желание свести счёты с жизнью. Не хватает разве что вспышек агрессии и попытки залить горе алкоголем, что часто бывает в реальной жизни.
И если ситуация с внедрением во вражескую страну - это довольно большая редкость, то вот то, как Райнер справляется с ПТСР - на самом деле, может быть довольно актуально для довольно большого количества людей. Райнер самостоятельно проходит два первых и важных шага в своём «лечении», а именно - осознаёт наличие проблемы и, что называется, пытается «обрести почву под ногами». Он чётко формулирует для себя цель жизни - причём не что-то абстрактное, а максимально конкретное, существующее в реальном мире здесь и сейчас: помогать Фалко и его друзьям, это помогает ему концентрироваться не на мыслям о прошлом, а о том, что он реально может сделать в настоящем, причём для близких ему людей (и вообще, в ситуациях стресса оглянуться вокруг и осознать, что вокруг всё ещё есть важные и близкие люди - очень полезное дело). И совершенно не случайно он впервые полноценно чувствует хорошее настроение именно на фестивале - праздники, не омрачённые какой-то грустью, на самом деле, являются очень важной вещью для людей с ПТСР, потому что служат напоминанием о том, что вообще в мире есть вещи, которым можно радоваться, что тяжёлые события нельзя выкинуть из жизни, но можно хотя бы в теории на них не зацикливаться. Это происходит и с Райнером - даже косвенно участвуя в радости своих подопечных детей, он и сам начинает чувствовать причастность к этому, чувствует радость за них.
Дальнейшие переживания Райнера нам особо не показывают, но в реальности полностью избавиться от ПТСР невероятно сложно или даже невозможно. Но зато можно значительно снизить негативное влияние этого расстройства и вернуться к нормальной жизни. Хорошая новость же в том, что совершенно необязательно самостоятельно проходить весь путь Райнера после получения психологической травмы - в современном мире у психотерапевтов гораздо больше знаний и возможностей для помощи бывшим солдатам, чем во времена условного начала двадцатого века, когда происходят события «Атаки титанов», и главное - осознать наличие проблемы, и не стыдиться обращаться за помощью к специалисту.