Найти в Дзене
Первым делом самолёты

О ситуации с «Байкалом». Паны спорят, а у холопов чубы трещат

Ситуация с проектом легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал» становится все более напряженной, вызывая активные обсуждения между Минпромторгом и Минтрансом России. Эти министерства взяли на себя обязанность ускорить реализацию данного проекта.

На Восточном экономическом форуме 2024, который проходил во Владивостоке с 3 по 6 сентября, специалисты рассматривали вопросы, касающиеся актуального состояния и будущего авиаперевозок на Дальнем Востоке, включая внутренние пассажирские и грузовые рейсы. В ходе форума было много разговоров о ЛМС-901 «Байкал», а на выставке, организованной в его рамках, также проходила демонстрация этого самолета.

На ВЭФ-2024 вице-премьер и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил о необходимости смены подрядной организации, ответственной за проект многоцелевого самолёта «Байкал». Он подчеркнул, что текущие исследования показывают неэффективность проекта в его прежнем формате, а сроки разработки как самого самолёта, так и двигателя ВК-800СМ (ЕМ-610) значительно затягиваются.

По словам Трутнева, стоимость одной единицы «Байкала» на данный момент составляет приблизительно 500 миллионов рублей, что в три раза превышает изначально озвученные цифры. При этом речь идет лишь о девятиместном воздушном судне.

По мнению представителя главы государства, существует еще одна актуальная проблема — это длина взлетно-посадочной полосы, необходимая для успешной посадки самолета. В данный момент для модели "Байкал" требуется ВПП длиной не менее 1 км. Юрий Трутнев отметил, что на Дальнем Востоке в удаленных районах таких длинных полос крайне мало.

Антон Алиханов, министр промышленности и торговли, добавил, что если произойдет замена главного подрядчика, то сроки разработки самолета "Байкал" только увеличатся. Он подчеркнул, что необходимость в смене подрядчика неразумна, так как это может вызвать штрафные санкции и судебные тяжбы, что существенно ухудшит ситуацию для производителя.

Неизбежные новые конкурсные процедуры приведут к ухудшению финансового состояния производителя, который выполняет не только гражданские контракты, но и заказы в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ). Это также окажет негативное влияние на сроки реализации проекта по созданию самолета ЛМС-901.

Президент Владимир Путин уточнил на ВЭФ-2024, что необходимо ускорить вход ЛМС-901 в серийное производство. Он акцентировал внимание на том, что параметры и стоимость самолета должны быть конкурентоспособными, а цена перелета на «Байкале» — приемлемой для граждан. Однако на деле зачастую наблюдается расхождение между заявленными намерениями президента и реальной ситуацией.

Сроки завершения проекта ЛМС-901 перенесены с 2025 года на 2026 год. Об этом сообщил первый вице-премьер Денис Мантуров на форуме. По его словам, изначально проект подразумевал использование американских двигателей и винтов, однако в условиях санкций появилась необходимость в их замене,

Вторая редакция Программы развития авиационной отрасли России до 2030 год («наверху» не ожидали, что санкции будут столь многочисленными и суровыми) и уже вносила изменения в сроки поставок и объем серийного производства: запуск машин для авиакомпаний сдвинулся с 2024 на 2025 год, а количество поставок сократилось с 154 до 139 единиц.

-2

Авиазавод, расположенный в окрестностях Екатеринбурга и являющийся частью Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), готовится к завершению сборки самолета модели ЛМС-901. В то же время, в начале 2024 года АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ)» начало возведение нового завода для сборки самолетов «Байкал» на территории Хабаровска, которая относится к территории опережающего социально-экономического развития (ТОР).

Эта зона, созданная в 2014 году, предоставляет уникальные условия для ведения бизнеса благодаря специализированному правовому режиму. Ранее подобные зоны были известны как Особые экономические зоны (ОЭЗ).

Компания АО «КРДВ» собирается возвести авиационный завод «под ключ», после чего передаст готовую инфраструктуру в льготную аренду компании «Спецавиатехника», которая является дочерним предприятием АО «УЗГА» (Уральского завода гражданской авиации). Завершение всех строительных и монтажных работ на производственном корпусе для сборки самолетов модели ЛМС-901 «Байкал» запланировано на середину 2025 года.

В текущем году на заводе УЗГА под Екатеринбургом планируется построить второй опытный образец самолета ЛМС-901, который будет использоваться для летных испытаний. На этом самолете должен быть установлен перспективный отечественный турбовинтовой двигатель (ТВД) ВК-800СМ.

Уже к концу 2024 года ожидалась сертификация ТВД ВК-800СМ для самолета ЛМС-901 «Байкал». Первый полет этого самолета с новым двигателем был запланирован на третий квартал 2024 года. Но по официальным данным, серийный выпуск ВК-800СМ на УЗГА начнется лишь в 2025 году.

В настоящее время мотор ВК-800СМ (ЕМ-610) проходит стендовые испытания, и существуют большие сомнения, что разработчики смогут уложиться в заявленные сроки. Пассажирскую версию ЛМС-901 с ВК-800СМ также планируют сертифицировать до конца 2025 года. В том же году программой предусмотрена поставка первых пяти серийных самолетов ЛМС-901 «Байкал» заказчику

ЛМС-901 был представлен на форуме ВЭФ 24
ЛМС-901 был представлен на форуме ВЭФ 24

Масса пустого однодвигательного самолета ЛМС-901 «Байкал» составляет 2,04 тонны, а максимальный взлетный вес — 4,8 тонны. Расчетная максимальная скорость полета — 300 км/ч, максимальная дальность полета — 3000 км, а дальность полета с нагрузкой 2 тонны — 1500 км. Первый полет самолет совершил 30 января 2022 года.

Самолет ЛМС-901 предназначен для эксплуатации в широком диапазоне температур от -50°C до +55°C и может использоваться на грунтовых аэродромах. Максимальная длина разбега и пробега составляет 250 метров. Планируется, что с базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования самолет будет летать до 73° северной широты.

Разработкой самолета ЛМС-901 занимается дочерняя фирма Уральского завода гражданской авиации — «Байкал Инжиниринг». УЗГА входит в состав госкорпорации «Ростех».