Найти в Дзене
Школьный логопед+

Пояснительная записка к авторской программе

Бадзиева Л. М./ L- Badziti
Бадзиева Л. М./ L- Badziti

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ)

Программа адресована практикующим учителям-логопедам, дефектологам в системе дошкольного и начального общеобразовательного и специального обучения, педагогам, занимающимся подготовкой детей к школе, учителям начальных классов, репетиторам

Предлагаемый подход не ориентирован на конкретную базовую программу обучения грамоте.

Настоящий подход не ориентирован на определённое речевое заключение.

Детям 3-10 лет

Предлагаемый материал ни в коей мере не дублирует и не подменяет собой основную общеобразовательную систему обучения, а лишь выполняет функцию сопровождения в процессе обучения грамоте детей с определёнными проблемами в речевом развитии.

Условно можно выделить три категории учащихся, которые являются объектом обучения в первом классе:

1. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

2. Дети с незначительными (невыраженными) речевыми нарушениями.

3. Дети, у которых уровень развития устной речи соответствует возрастным нормам.

В существующих реалиях, когда общее образование построено по системе д/сад – школа, данный подход позволяет учащимся гармонично и плавно справляться со сложностями восприятия и понимания базовых понятий русской фонетики, графики и орфографии сначала в дошкольном, а затем и в начальном звене школы как продолжении процесса обучения.

Поэтапное построение общей речевой деятельности позволяет анализировать и мониторить степень обучаемости и обученности как группы, так и индивидуально каждого ученика в отдельности.

С 3-х до 6 лет программа реализуется в рамках подготовки к школе детей с ОВЗ разной сложности.

(В т. ч. и так называемого «запуска речи»)

Как известно, начало занятий в более поздние сроки с данной категорией детей чревато нежелательными последствиями и неутешительным прогнозом.

В отдельных случаях это также относится к деткам из второй категории в соответствии с их индивидуальными особенностями и способностями.

Кроме того, профилактическая направленность программы реализуется в блоке

«Подготовительная группа – 1 класс»

(Как показывает практика, для детей с относительно незначительными проблемами в речевом развитии одного учебного года подготовки к школе недостаточно, а посему целесообразней начать занятия за полтора – два года до 1 класса)

Начиная со 2 класса, мы уже будем рассматривать обучение как коррекционный аспект воздействия.

Основная целевая установка настоящего подхода –

Активизация и развитие «ЧУВСТВА ЯЗЫКА»

За основную единицу письменной речи (и чтения, и письма) используется

СЛОГ на этапе подготовки к школе и обучения в 1 классе

Данный подход показал себя весьма эффективным в случаях т. н.

«ЗАПУСКА РЕЧИ» и при различных формах нарушения структуры слова, которое часто встречается при выраженной задержке развития речи ребёнка разной симптоматики

Задачи программы:

· Формировать письменную речь в условиях общего и речевого онтогенеза и дизонтогенеза;

· Способствовать успешности учащихся в овладении навыками грамотной письменной речи при любых формах организации учебного процесса с учётом возраста, актуального и потенциального уровня развития ребёнка.

Решению данной задачи служит профилактическая направленность авторской программы;

· Раскрыть практическое многообразие возможностей в организации обучающих и коррекционных занятий с использованием прописей и пособий с учетом разных этапов обучения или коррекции, организации индивидуальных или групповых занятий (не более 4 уч-ся); и т. д.

Анонс: Далее планирую публикацию ПРЕДИСЛОВИЯ К БЛОКУ «Подготовительная группа».