ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ)
Программа адресована практикующим учителям-логопедам, дефектологам в системе дошкольного и начального общеобразовательного и специального обучения, педагогам, занимающимся подготовкой детей к школе, учителям начальных классов, репетиторам
Предлагаемый подход не ориентирован на конкретную базовую программу обучения грамоте.
Настоящий подход не ориентирован на определённое речевое заключение.
Детям 3-10 лет
Предлагаемый материал ни в коей мере не дублирует и не подменяет собой основную общеобразовательную систему обучения, а лишь выполняет функцию сопровождения в процессе обучения грамоте детей с определёнными проблемами в речевом развитии.
Условно можно выделить три категории учащихся, которые являются объектом обучения в первом классе:
1. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
2. Дети с незначительными (невыраженными) речевыми нарушениями.
3. Дети, у которых уровень развития устной речи соответствует возрастным нормам.
В существующих реалиях, когда общее образование построено по системе д/сад – школа, данный подход позволяет учащимся гармонично и плавно справляться со сложностями восприятия и понимания базовых понятий русской фонетики, графики и орфографии сначала в дошкольном, а затем и в начальном звене школы как продолжении процесса обучения.
Поэтапное построение общей речевой деятельности позволяет анализировать и мониторить степень обучаемости и обученности как группы, так и индивидуально каждого ученика в отдельности.
С 3-х до 6 лет программа реализуется в рамках подготовки к школе детей с ОВЗ разной сложности.
(В т. ч. и так называемого «запуска речи»)
Как известно, начало занятий в более поздние сроки с данной категорией детей чревато нежелательными последствиями и неутешительным прогнозом.
В отдельных случаях это также относится к деткам из второй категории в соответствии с их индивидуальными особенностями и способностями.
Кроме того, профилактическая направленность программы реализуется в блоке
«Подготовительная группа – 1 класс»
(Как показывает практика, для детей с относительно незначительными проблемами в речевом развитии одного учебного года подготовки к школе недостаточно, а посему целесообразней начать занятия за полтора – два года до 1 класса)
Начиная со 2 класса, мы уже будем рассматривать обучение как коррекционный аспект воздействия.
Основная целевая установка настоящего подхода –
Активизация и развитие «ЧУВСТВА ЯЗЫКА»
За основную единицу письменной речи (и чтения, и письма) используется
СЛОГ на этапе подготовки к школе и обучения в 1 классе
Данный подход показал себя весьма эффективным в случаях т. н.
«ЗАПУСКА РЕЧИ» и при различных формах нарушения структуры слова, которое часто встречается при выраженной задержке развития речи ребёнка разной симптоматики
Задачи программы:
· Формировать письменную речь в условиях общего и речевого онтогенеза и дизонтогенеза;
· Способствовать успешности учащихся в овладении навыками грамотной письменной речи при любых формах организации учебного процесса с учётом возраста, актуального и потенциального уровня развития ребёнка.
Решению данной задачи служит профилактическая направленность авторской программы;
· Раскрыть практическое многообразие возможностей в организации обучающих и коррекционных занятий с использованием прописей и пособий с учетом разных этапов обучения или коррекции, организации индивидуальных или групповых занятий (не более 4 уч-ся); и т. д.
Анонс: Далее планирую публикацию ПРЕДИСЛОВИЯ К БЛОКУ «Подготовительная группа».