Найти в Дзене
Логопед Анна Полякова

Как правильно ставить грамматику речи ребенку со сложным речевым диагнозом.

Здравствуйте, дорогие подписчики! Стараюсь хотя бы раз в неделю что-то писать на канал. Времени сейчас, к сожалению, не так много, а написание статей на самом деле одна из самых приятных для меня частей работы. За неделю пытаюсь собрать материал и определиться с темой для новой статьи. Хочется все-таки быть наиболее актуальной и полезной. Но давайте ближе к делу. Сегодняшняя тема интересует практически всех детей с особенностями развития и без них. Тема эта достаточно проста и доступна, говорить мы будем о постановке грамматической стороны речи. Нужно ли вообще ставить грамматику сложному ребенку? Периодически листая страницы своих коллег в социальных сетях, то и дело попадаются задания на отработку грамматической стороны речи. Вот специалист ставит множественное число существительных, а вот отрабатывает склонение окончаний частей речи по падежам. Иной раз данная работа ведется вообще достаточно странно. Логопед сажает ребенка с моторной сенсорной, сенсорно-моторной алалией, аутизмом в

Здравствуйте, дорогие подписчики! Стараюсь хотя бы раз в неделю что-то писать на канал. Времени сейчас, к сожалению, не так много, а написание статей на самом деле одна из самых приятных для меня частей работы. За неделю пытаюсь собрать материал и определиться с темой для новой статьи. Хочется все-таки быть наиболее актуальной и полезной.

Но давайте ближе к делу. Сегодняшняя тема интересует практически всех детей с особенностями развития и без них. Тема эта достаточно проста и доступна, говорить мы будем о постановке грамматической стороны речи. Нужно ли вообще ставить грамматику сложному ребенку?

Периодически листая страницы своих коллег в социальных сетях, то и дело попадаются задания на отработку грамматической стороны речи. Вот специалист ставит множественное число существительных, а вот отрабатывает склонение окончаний частей речи по падежам. Иной раз данная работа ведется вообще достаточно странно. Логопед сажает ребенка с моторной сенсорной, сенсорно-моторной алалией, аутизмом в анамнезе и весело и борзо начинает устанавливать подобные грамматические связи ссылаясь на высокий уровень речевого развития- ОНР3-4 степени. Но корректен ли он в своей работе, и насколько обоснован подробный псевдонаучной подход? А самое главное вообще, как подобному логопеду пришла в голову данная мысль?

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Итак, давайте разбираться с данной проблемой. Начнем с азов. Современные логопеды в большинстве своем базируют свои знания на старой-советской школе. Если Вы отправитесь в педагогический университет, что обучает педагогов-логопедов, то Вам обязательно расскажут о трудах Л.С.Выгодского, А.Н Леонтьева, Р.Е. Левиной. Все эти советские педагоги и психологи были действительно выдающимися деятелями, но их объединяли весьма существенные и важные черты- все они работали с относительно здоровыми детьми.

Думаю не секрет, что многие бабушки сложных детей до сих пор не могут осознать масштабов заболевания их внуков. Кажется им, что лечить ребенка нужно только натуральными средствами, а таблетки и химию минимизировать, ведь в их детстве их мамы именно так заботились о них самих. Вот только время очень сильно изменилось.

Десять лет назад мы с сыном лежали в отделении патологии новорожденных Филатовской больницы г. Москвы. Студенты-медики за глаза называли наше отделение детской-кунсткамерой, некоторые даже опасались заглядывать к нам на этаж, боясь увидеть ребенка с выраженными аномалиями. Вот только отделение было не просто наполнено сложными детьми, уже тогда оно было переполнено настолько, что родителям не доставалось даже стула рядом с кроваткой, часто мамы сидели на одном стуле вдвоем, не говоря уже о том, что не менее 30-40% деток, лежащих здесь, были отказниками и вообще не имели мам. Как-то одна из мамочек всплеснув руками от тесноты и духоты возмущенно спросила: "Откуда столько сложных детей"? - "Выживаемость высокая", - отозвалась медсестра. "Раньше из тех же деток с синдромом Дауна мы выхаживали только половину, а сейчас почти всех". За 10 лет данная тенденция стала еще выше, сейчас медицина бежит вперед семимильными шагами, вот только педагогическая сфера все так же не поспевает за ней и все больше отстает. Не смотря на это, логопедов все так же как и 20-30-40 лет назад обучают именно в педагогических, а не в медицинских университетах, и большинство подобных специалистов не считает нужным повышать квалификацию в медицинской среде, пытаясь адаптировать и прилепить педагогические знания к тем, к кому они изначально по определению были не применимы.

Вернемся к нашей градации системы ОНР. Когда я поступила в магистратуру на второе высшее образование, то темой своей диссертации выбрала работу по системе преодоления эхолалии у сложных детей. Дети с которыми я работала в основном были именно говорящие, но говорили они некорректно, некрасиво и неправильно. Чаще всего в их медицинских документах весело стояло соответствие третьему или четвертому уровню речевого развития. Базируясь на медицинской документации, я составила таблицу по работе с данными малышами, описав их речевое развитие, однако мой научный руководитель быстро пресекла подобные оплошности. "Система ОНР была создана исключительно для здоровых детей с речевой задержкой. Выставлять данный уровень развития ребенку с алалией, дисфазией, аутизмом-просто неуместно и некорректно, так как методика и близко не соответствует работе с подобными детьми, да и сама ее создатель Р.Е. Левина не раз указывала на это. Научно верно выставить таким детям диагноз ЗПР, не зависимо от объема слов, которые они могут сказать, и распространенности фразы, которую могут построить ". - "Но как же так, вот выписки, вот стоит аутизм и ОНР в диагнозах"-Удивлялась я.- "Это совершенно псевдонаучно и некорректно, как составляются подобные документы вопрос отдельный и весьма открытый"...

Скажу, что мне далеко не все нравится в современной системе логопедического образования, но в данном случае я была совершенно согласна со своим научным руководителем. Более того ее мнение было корректно и верно, в первую очередь по отношению к самим сложным детям. Попробую объяснить почему же, она была так права в своем замечании.

Дети с алалией, аутизмом, дисфазией -чаще всего это дети поражением нервной системы. Их нарушения возникают в силу неврологических-органических, а также обменных нейропсихологических причин. Сейчас всех этих детей официально отнесли в группу психиатрической патологии. Педагоги официально признали, что у всех малышей данных групп наблюдается нарушения процесса получения, обработки и построения информации, процесса мыслительной деятельности и формирования мышления. Если Вы загляните на сайт института коррекционной педагогики, то увидите противопоказания к лечению в виде психиатрической патологии. Профессионалы, дабы не попасть в просак и не брать на себя завышенную ответственность просто умывают руки, отказывая подобным детям. Те же кто не отказывает, но не стремиться в область клинической-медицинской науки рискуют попасть в конфуз с терминологией и выбором рабочих методик бесчисленное множество раз.

Попробуем разобрать данные проседания на примере внедрения системы грамматического построения речи у сложных детей. Что такое речь? В первую очередь это возможность коммуникации. Как складывается коммуникация? Чаще всего она представляет собой систему выстраивания логичных и связных суждений и умозаключений. Суждения могут быть простыми, представляя собой просьбу или утверждение. Например, указка на мяч и озвучивание предмета-есть простой вывод о соотнесении видимого и произнесенного. Глагол дай так же говорит нам о простом суждении о том, что ребенку что-то надо. Дай мяч, уже более сложное суждение. Вот мы вытроили простую фразу. А теперь специалист начинает строить фразу мяч круглый, мяч резиновый, мяч зеленый. Многим логопедам-педагогам искренне кажется, что можно просто взять и отработать систему выстраивания слов на речевом конструкторе, невдомёк им, что в первую очередь важно тут запустить не фразу, а понимание. Ребенок весело выучил штамп «мяч круглый», иногда он даже использует его, вот только не понимает он что круглой бывает и луна, и тарелка, и головка сыра. Здоровый ребенок, тот для кого писались логопедические методики построения фразовой речи сам перенесет данные аналогии на окружающие предметы, а вот больной нет. Его система так и останется штамповой. Тоже происходит и с использованием склонения по падежам и окончаниям. Если здоровые дети с легкостью усваивают грамматические аспекты, то у больных они теряются в разнообразных огрехах понимания. Достаточно частое явление, когда совершенно чисто говорящий ребенок с аутизмом или умственной отсталостью просто не понимает значения читаемых приставок, предлогов в абстрактном выражении, склонений окончаний и падежей, при этом речь его, выстроенная на штамповом произнесении, остается чистой.

Кажется абсурдным и сложным, но факт остается фактом. Ребенок выхватывает слова из потока, говорит и строит фразу правильно, вот только система понимания так и остается недоработанной, что и вылезает в семантическую форму патологии мышления, или нарушения чтения на основании слияния и синтеза.

Почему же это происходит? Уже много раз писала, что в аспекте работы с детскими патологиями важно понимать и учитывать систему источников сенсорного восприятия. Произносительная сторона речи-речевой кинетический штамп- это отдельный вид системы мыслительного процесса. Кинетика речи в среднем у любого ребенка, как больного с нарушением мышления, так и здорового без него встает за два года активной речи. Не важно будет Ваш специалист целенаправленно отрабатывать с ребенком понимание слоговой структуры и окончаний падежей или нет. Красивая речь встанет на основании активной речевой практики, однако ее понимание так и останемся повисшим в воздухе. Так как узконаправленная штамповость формирования суждения просто физически не даст ребенку перенести и распространить заученный механизм на другие объекты.

Приведу пример. Вот перед нами мальчик 10 лет, он красиво и чисто говорит. Нет у него никаких ОНР, когда-то давно в выписке стояли подобные диагнозы, была даже дизартрия, но сейчас все это снято и забыто. Ведь с ребенком поработал специалист и откорректировал произнесение речи. Впрочем откорректировал, или оно встало само понять уже сложно. Мама не придавала особого значения речи сына. Да он рос гиперактивным, у него не стояло несколько звуков, но никаких особых проблем до школы никто не замечал. Но вот уже буквально с первого класса трудности полетели, как снежный ком. Оказалось, что несмотря на то, что сын говорит чисто и красиво он не может нормально читать и воспринимать речь на слух. Все математические диктанты он пишет на двойки, не может уследить за мыслью учителя. Ребенку что увеличить, что уменьшить в значении подразумевает примерно одно и то же слово для понимания, долго он думает над заданным условием вопроса. Тоже же происходит и в значениях уплыл. заплыл, не доплыл, переплыл, меняется значение слова, меняется и условие задачи, а для нашего ребенка все едино и непонятно. Стали отрабатывать чтение в слух и выяснилось, что ученик додумывает окончания слов, а порой и целые слова, подчиняя процесс какой-то своей бессвязной логике.

Ну как же так недоумевает мама? Вот же он чисто говорит, идеально построены склонения, отработана грамматика фразы, почему же он не переносит это на иной материал? Проблема в том, что говорить мальчик научился штампово-зазубрено, а вот понимание и перенос этих штампов так и не пришло и стоит вырвать их из потока и дать на них мыслительную нагрузку, как они теряются в общем логическом хаусе.

Что делать в подобной ситуации? Привязывать логику суждения к грамматической нагрузке, не логику фразы и произнесения, а именно суждения и понимания. Распространять данное суждение из узкого речевого произносительного оборота в оборот логический и осмысленный.

Клиническая логопедия в принципе не отрабатывает систему построения грамматической стороны речи. Нет в ней заданий на склони слова по количеству, или отработай окончания в соответствии с выбранным местоимением. Эту функцию мозг вполне может освоить самостоятельно на базе речевого опыта в течение двух активных лет использования произносительной стороны речи. Не интересно медицинской логопедии все это. Зато она очень любит отрабатывать окончания, приставки, склонения на системе построения логичной фразы и оборота. Например: "Если _чить число на 2, оно станет на 2 единицы __ше". Или: "Весна __(на, от) тупила. Быстрые ручьи ___(при, у)бежали, ( через, по, до, из-за) полей, дабы _(на, за, вы) полнить собой глубокие реки".

Как видите, важно не просто использовать логопедический прием работы, но и понимать для чего и как он нужен. Какому ребенку с какой патологией он окажется эффективным, а для кого лишь скроет видимые проявления симптоматики нарушений, спрятав их глубоко внутри.

Скажу честно, лично я не занимаюсь грамматическим построением речи у маленьких малышей. Меня куда больше волнует не красивое произнесение фразы, а ее понимание. Особенно когда в анамнезе у ребенка прослеживается поздний старт активной произносительной речи и есть еще временной зазор наработку данной стороны.

А Вы сталкивались с подобными проблемами у своих детей, и как относитесь к тому, что аспекты работы, прописанные для здоровых, ненаучно предлагаются и переносятся на системы патологии больных и сложных, лишь маскируя проявления недуга?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.