Не так давно шизо-блогер по имени Стас Решетников, а по кличке Рифлай, заморозил на балконе свою беременную подругу. Так многие узнали, о том, что такое треш-стрим. И ужаснулись.
Треш-стрим - современный жанр онлайн-трансляции, своего рода интерактивное шоу, в котором участники выполняют различные желания зрителей за деньги. Желания обычно состоят в том, что ведущий подвергает участников унижениям и издевательствам. Например, обливанию водой или зелёнкой, побоям и оскорблениям.
"Покажи, что ты топчик, и не словами, а делом" - сказала она. Блогер схватил девушку, и несколько раз ударил её головой об стол [из новостей]
Как человек искусства, я тоже ужаснулся (но раньше, поскольку видел треш-стримы еще до восхождения Решетникова). Нет, ребят, я не хочу изображать из себя критика и цензора. Не имею в виду, что я, поэт и композитор с тонкой душой, содрогнулся от жестоких сцен насилия. Нет.
Тут таится другая опасность. Треш-стримы появились не вчера, и существовали задолго до появления дешёвого кабельного Интернета. Один из ярких примеров - шоу под названием "Чудаки", вышедшее на MTV в 2000 году. Скажем, в одном из выпусков девушку по имени Кимберли завалили тухлой рыбой.
Само по себе изображение насилия в шоу или в кино - это нормально. Более того, насилие изображается с самых давних пор во всех формах искусства, от живописи до синематографа.
Для меня кинематографическое насилие всегда проходило по части эстетики. И я не вижу ничего постыдного в том, чтобы сказать: мне нравится насилие в кино, но я, естественно, не переношу его в жизни. Конечно, вы как зритель можете сказать, что вам не нравится на такое смотреть. И вы имеете на это полное право. [Квентин Тарантино, кинорежиссёр]
Вспомните "Три мушкетёра" - да ведь они вообще отморозки полные. Какой-то простолюдин что-то сказал про короля, они его схватили и задержали. А затем Портос схватил несчастного и убил ударом кулака. Как вам такое ?
Не говоря уже об "Острове Сокровищ", одном из самых популярных романов в мире, в действии которого мертвецы падают главному герою под ноги чуть не в каждой сцене пачками !
Однако есть большая разница между изображением насилия для трансляции идеи, истории кинофильма, и тем, когда само насилие является такой идеей.
В одном моём сценарии фильм начинается с захвата здания террористами и расстрела заложников. И эта монтажная фраза (то есть ряд сцен - А. В.) нужна для того, чтобы с её помощью связать главную персонажку и её подругу, показать их характеры. Связать на всю жизнь, потому что только они останутся в живых в этом страшном действии. Это пример воплощения творческой идеи через сцену насилия.
Или возьмём более известный пример - картину "Спасение рядового Райана". Начало фильма довольно жестокое. Но оно необходимо для того, чтобы зритель понял, куда попали герои истории, что происходит. Потому что именно это начало объясняет в дальнейшем весь сюжет.
Расстрел комиссара полиции во дворе больницы ["Спрут"], убийство жены и ребёнка главного героя ["Возмещение ущерба"], смертельный таран подводной лодки ["Реквием по конвою PQ-17"] - все эти сцены нужны для того, чтобы рассказать, показать, связать воедино все сцены и действия сценария.
Совсем другое дело - насилие ради изображения насилия. Это сродни кровавым сражениям в Колизее, или массовым казням на площадях средневекового Парижа, Лондона или Москвы, куда огромные толпы зевак являлись именно для того, чтобы посмотреть на жестокие сцены.
И даже те же "Чудаки", по сути, шоу комедийного содержания. Истязают себя сами участники передачи, да и уровень самой передачи достаточно высокий и дорогой. Чего не скажешь о треш-стримах. И не надо кричать, что это всё придумали подростки. Уверяю вас, что большинство подростков тоже осуждает подобный информационный мусор.
Игры, триллеры - да, там везде стреляют и взрывают. Но тронуться на почве этого могут только предрасположенные к этому люди. "Колумбайны" случались и до эпохи Интернета. Здесь же изобразительные средства, которые используют эти "творцы", не несут никакой художественной ценности. Но они, создатели, собирают огромные рейтинги, и получают доходы в миллионы рублей.
А высокий рейтинг и стоимость фильма, передачи или стрима определяет интерес к нему новых зрителей и рекламодателей. Таким образом, деньги к деньгам, зрители к зрителям. И за какой мусор ! Из которого не вынести ни знаний, ни морали, ни сверхзадачи - ничего. Только агрессию, и мотивацию делать так же, потому что "они" вот такие крутые, они богаты и знамениты.
Считаете ли вы, как и я, что подобные зрелища в принципе опасны для сознания людей ? Именно для общественного сознания. Возможно, их нужно запрещать ? Или запрещать ничего нельзя ?
Автор: [Антон Владимиров - подписка на канал]