Найти в Дзене
Антон Владимиров

Не любите насилие - не ходите в кино. Или нет ?

Не так давно шизо-блогер по имени Стас Решетников, а по кличке Рифлай, заморозил на балконе свою беременную подругу. Так многие узнали, о том, что такое треш-стрим. И ужаснулись.
Треш-стрим - современный жанр онлайн-трансляции, своего рода интерактивное шоу, в котором участники выполняют различные желания зрителей за деньги. Желания обычно состоят в том, что ведущий подвергает участникам

Не так давно шизо-блогер по имени Стас Решетников, а по кличке Рифлай, заморозил на балконе свою беременную подругу. Так многие узнали, о том, что такое треш-стрим. И ужаснулись.

Треш-стрим - современный жанр онлайн-трансляции, своего рода интерактивное шоу, в котором участники выполняют различные желания зрителей за деньги. Желания обычно состоят в том, что ведущий подвергает участников унижениям и издевательствам. Например, обливанию водой или зелёнкой, побоям и оскорблениям.

"Покажи, что ты топчик, и не словами, а делом" - сказала она. Блогер схватил девушку, и несколько раз ударил её головой об стол [из новостей]
"Топчик". Цель лайков: 90 000. Треш-блогер Андрей Бурим проводит стрим.
"Топчик". Цель лайков: 90 000. Треш-блогер Андрей Бурим проводит стрим.

Как человек искусства, я тоже ужаснулся (но раньше, поскольку видел треш-стримы еще до восхождения Решетникова). Нет, ребят, я не хочу изображать из себя критика и цензора. Не имею в виду, что я, поэт и композитор с тонкой душой, содрогнулся от жестоких сцен насилия. Нет.

Тут таится другая опасность. Треш-стримы появились не вчера, и существовали задолго до появления дешёвого кабельного Интернета. Один из ярких примеров - шоу под названием "Чудаки", вышедшее на MTV в 2000 году. Скажем, в одном из выпусков девушку по имени Кимберли завалили тухлой рыбой.

Само по себе изображение насилия в шоу или в кино - это нормально. Более того, насилие изображается с самых давних пор во всех формах искусства, от живописи до синематографа.

Для меня кинематографическое насилие всегда проходило по части эстетики. И я не вижу ничего постыдного в том, чтобы сказать: мне нравится насилие в кино, но я, естественно, не переношу его в жизни. Конечно, вы как зритель можете сказать, что вам не нравится на такое смотреть. И вы имеете на это полное право. [Квентин Тарантино, кинорежиссёр]
Квентин Тарантино в передаче BAFTA.
Квентин Тарантино в передаче BAFTA.

Вспомните "Три мушкетёра" - да ведь они вообще отморозки полные. Какой-то простолюдин что-то сказал про короля, они его схватили и задержали. А затем Портос схватил несчастного и убил ударом кулака. Как вам такое ?

"Три мушкетера", студия Уолта Диснея, 1993 г.
"Три мушкетера", студия Уолта Диснея, 1993 г.

Не говоря уже об "Острове Сокровищ", одном из самых популярных романов в мире, в действии которого мертвецы падают главному герою под ноги чуть не в каждой сцене пачками !

"Остров Сокровищ", киностудия "Ленфильм", 1971 г. Если вы не видели этой экранизации, очень советую посмотреть.
"Остров Сокровищ", киностудия "Ленфильм", 1971 г. Если вы не видели этой экранизации, очень советую посмотреть.

Однако есть большая разница между изображением насилия для трансляции идеи, истории кинофильма, и тем, когда само насилие является такой идеей.

В одном моём сценарии фильм начинается с захвата здания террористами и расстрела заложников. И эта монтажная фраза (то есть ряд сцен - А. В.) нужна для того, чтобы с её помощью связать главную персонажку и её подругу, показать их характеры. Связать на всю жизнь, потому что только они останутся в живых в этом страшном действии. Это пример воплощения творческой идеи через сцену насилия.
Или возьмём более известный пример - картину "Спасение рядового Райана". Начало фильма довольно жестокое. Но оно необходимо для того, чтобы зритель понял, куда попали герои истории, что происходит. Потому что именно это начало объясняет в дальнейшем весь сюжет.

Расстрел комиссара полиции во дворе больницы ["Спрут"], убийство жены и ребёнка главного героя ["Возмещение ущерба"], смертельный таран подводной лодки ["Реквием по конвою PQ-17"] - все эти сцены нужны для того, чтобы рассказать, показать, связать воедино все сцены и действия сценария.

Расстрел комиссара Каттани, финальная сцена. "Спрут", телерадиокомания RAI, 1989 г.
Расстрел комиссара Каттани, финальная сцена. "Спрут", телерадиокомания RAI, 1989 г.

Совсем другое дело - насилие ради изображения насилия. Это сродни кровавым сражениям в Колизее, или массовым казням на площадях средневекового Парижа, Лондона или Москвы, куда огромные толпы зевак являлись именно для того, чтобы посмотреть на жестокие сцены.

И даже те же "Чудаки", по сути, шоу комедийного содержания. Истязают себя сами участники передачи, да и уровень самой передачи достаточно высокий и дорогой. Чего не скажешь о треш-стримах. И не надо кричать, что это всё придумали подростки. Уверяю вас, что большинство подростков тоже осуждает подобный информационный мусор.

Игры, триллеры - да, там везде стреляют и взрывают. Но тронуться на почве этого могут только предрасположенные к этому люди. "Колумбайны" случались и до эпохи Интернета. Здесь же изобразительные средства, которые используют эти "творцы", не несут никакой художественной ценности. Но они, создатели, собирают огромные рейтинги, и получают доходы в миллионы рублей.

А высокий рейтинг и стоимость фильма, передачи или стрима определяет интерес к нему новых зрителей и рекламодателей. Таким образом, деньги к деньгам, зрители к зрителям. И за какой мусор ! Из которого не вынести ни знаний, ни морали, ни сверхзадачи - ничего. Только агрессию, и мотивацию делать так же, потому что "они" вот такие крутые, они богаты и знамениты.

Считаете ли вы, как и я, что подобные зрелища в принципе опасны для сознания людей ? Именно для общественного сознания. Возможно, их нужно запрещать ? Или запрещать ничего нельзя ?

Автор: [Антон Владимиров - подписка на канал]