Найти в Дзене
Рецепты Джулии

Когда уже не о чем жалеть, остаётся только двигаться вперёд

Тишина. Она заполняет каждый угол квартиры, просачивается сквозь щели, оседает на старых фотографиях в рамках. Ольга сидит в своём любимом кресле, том самом, что когда-то выбирали вместе, и смотрит в окно. За стеклом — март, редкие снежинки кружатся в сером воздухе, словно пытаются нарисовать какой-то особенный узор. Телефон звонит неожиданно, нарушая привычную тишину. На экране высвечивается "Анечка". Ольга медлит несколько секунд, прежде чем ответить. — Мам, ну как ты там? — голос дочери звучит обеспокоенно, с той особой интонацией, которая появилась у неё за последний год. — Всё хорошо, доченька, — Ольга старается, чтобы голос звучал бодро. — Вот, смотрю в окно, снег идёт. — Мам, — Аня делает паузу, и Ольга уже знает, что последует дальше. — Я всё думаю... Может, приедешь ко мне? Хотя бы на пару недель? Квартира большая, места много. И Димка по бабушке скучает. Ольга прикрывает глаза. Внук. Ему уже двенадцать, в том сложном возрасте, когда мальчишки обычно стесняются проявлять чувст

Тишина. Она заполняет каждый угол квартиры, просачивается сквозь щели, оседает на старых фотографиях в рамках. Ольга сидит в своём любимом кресле, том самом, что когда-то выбирали вместе, и смотрит в окно. За стеклом — март, редкие снежинки кружатся в сером воздухе, словно пытаются нарисовать какой-то особенный узор.

Телефон звонит неожиданно, нарушая привычную тишину. На экране высвечивается "Анечка". Ольга медлит несколько секунд, прежде чем ответить.

— Мам, ну как ты там? — голос дочери звучит обеспокоенно, с той особой интонацией, которая появилась у неё за последний год.

— Всё хорошо, доченька, — Ольга старается, чтобы голос звучал бодро. — Вот, смотрю в окно, снег идёт.

— Мам, — Аня делает паузу, и Ольга уже знает, что последует дальше. — Я всё думаю... Может, приедешь ко мне? Хотя бы на пару недель? Квартира большая, места много. И Димка по бабушке скучает.

Ольга прикрывает глаза. Внук. Ему уже двенадцать, в том сложном возрасте, когда мальчишки обычно стесняются проявлять чувства. Но Димка другой — открытый, искренний.

— Анечка, ты же знаешь... Мне и здесь хорошо.

— Мама, — в голосе дочери появляются стальные нотки, так похожие на её собственные в молодости. — Прошёл год. Целый год, как ты заперлась в четырёх стенах. Ты даже в сад перестала выходить. Помнишь свои розы? Они же всегда были твоей гордостью.

Розы. Ольга невольно бросает взгляд в окно, туда, где под снегом спят её любимые кусты. Когда-то она могла часами возиться с ними, подрезать, укрывать на зиму, разговаривать. Теперь... теперь всё изменилось.

— Я подумаю, — тихо отвечает она, понимая, что дочь права. В квартире действительно слишком много тишины. И воспоминаний.

— Мам, — голос Ани смягчается. — Я завтра пришлю тебе билеты. Электронной почтой. Помнишь, я показывала, как их распечатать? На следующую неделю, хорошо? И не спорь, пожалуйста.

Ольга смотрит на своё отражение в тёмном экране телефона. Седые волосы, которые она перестала красить, морщинки вокруг глаз, уставший взгляд. Когда это она стала такой? Год назад она была другим человеком — красила волосы в красивый каштановый цвет, по утрам делала зарядку, возилась в саду...

Год. Целый год она провела, застыв во времени, окружённая фотографиями прошлого и воспоминаниями. Может быть, Аня права? Может быть, пришло время что-то менять?

— Хорошо, — её голос звучит неожиданно твёрдо. — Присылай билеты. Я приеду.

Город встретил Ольгу апрельским солнцем и гулом проспектов. После тихих улочек родного городка здесь всё казалось чужим и слишком быстрым. Аня встретила её на вокзале, крепко обняла, забрала чемодан. Всю дорогу до дома говорила без умолку — о работе, о Димке, о том, как здорово, что мама наконец-то приехала.

— Вот, смотри, это наш двор, — Аня махнула рукой в сторону уютного дворика с детской площадкой. — А вон там, видишь скамейку под липами? Летом там такая тень... Соседки часто собираются, чай пьют, разговаривают.

Ольга кивала, пытаясь представить себя на той скамейке. Получалось плохо.

— Мам, ты располагайся, отдыхай, — Аня открыла дверь квартиры. — А я в магазин сбегаю, холодильник пустой совсем. Димка из школы через час придёт.

Оставшись одна, Ольга медленно обошла просторную светлую комнату. Книжные полки, фотографии на стенах — Димка маленький, Аня с мужем, семейные праздники... Остановилась у окна. Внизу двор уже оживал после зимы: старушки выносили раскладные стульчики, дети гоняли на самокатах.

— Новенькая к дочке приехала, — донеслось снизу. — Видали? Седая такая, в синем плаще.

Ольга невольно отступила от окна. Да, она теперь седая. И что? Имеет право...

— Ольга? Ольга Сергеевна? — раздался вдруг удивлённый мужской голос за спиной.

Она обернулась. В дверях стоял высокий седой мужчина с пакетом продуктов.

— Извините, дверь была открыта... Я ваш сосед, занёс продукты, Аня просила. А вы... вы же Ольга Сергеевна? Из художественной школы?

Ольга растерянно смотрела на него, пытаясь понять, откуда он её знает.

— Миша? Михаил Петрович? — наконец выдохнула она. — Не может быть...

Перед ней стоял Мишка Воронцов. Тот самый, из её первого выпуска, когда она только начинала работать в художественной школе. Сколько же это лет прошло? Тридцать пять? Сорок?

— Надо же, какая встреча, — Михаил улыбнулся, и в этой улыбке вдруг проступил тот самый мальчишка с вихром на макушке, вечно перепачканный красками. — А я как увидел вас во дворе, думаю — не может быть. Но это же вы!

Он поставил пакет на стол и продолжал смотреть на неё с какой-то детской радостью:

— А помните, как вы нам про импрессионистов рассказывали? Я тогда впервые понял, что живопись — это не просто картинки. Вы так говорили... будто сами там были, в том Париже, с теми художниками...

Ольга почувствовала, как к глазам подступают слёзы. Конечно, она помнила. Те первые уроки, горящие глаза учеников, их неумелые, но такие искренние работы. Память вдруг накрыла её теплой волной: вот она стоит у мольберта, показывает, как правильно держать кисть, рассказывает про игру света и тени. Тогда она носила волосы, собранные в высокий хвост, чтобы не мешали у мольберта, а на занятия всегда надевала своё счастливое синее платье — строгое спереди, но с неожиданным вырезом на спине.

У неё до сих пор перед глазами эти моменты: сидит такой мальчишка или девчонка над листом, хмурится, мучается... И вдруг — раз! — поднимает голову, и лицо светится, будто солнышко выглянуло. "Ольга Сергеевна, я понял! Понял!" И руки уже летают над бумагой, и глаза горят, и самой хочется прыгать от радости вместе с ними.

Сколько их было таких — робких, неуверенных, а потом вдруг раскрывались, будто цветы по весне. И ведь что главное — не то важно было, что они там рисовали. А то, как менялись, когда вдруг начинали замечать: вот как свет играет на стакане с водой, вот какие тени ложатся на снег, вот какого цвета бывает обычная лужа после дождя...

— А вы... вы так и остались здесь жить? — спросила она, чувствуя, как дрожит голос. Слишком много воспоминаний, слишком много всего накатило разом.

— В соседнем подъезде. Преподаю в художественном колледже. Представляете? Всё благодаря вам, — он улыбнулся. — Слушайте, а давайте я вам город покажу? Тут столько всего интересного — выставки, галереи... Вам понравится, обещаю.

На следующий день Михаил позвонил ровно в одиннадцать. Ольга как раз стояла у окна, рассматривая незнакомый двор, когда Аня протянула ей телефон: — Мам, тебя Михаил Петрович к картинной галерее приглашает. Представляешь, он мне столько про тебя рассказал! Говорит, ты его любимой учительницей была.

Ольга растерялась. Первым порывом было отказаться — зачем ей эта галерея? Но что-то в голосе дочери, какая-то затаённая радость, заставило её согласиться.

— Только ненадолго, — предупредила она, доставая из чемодана светлый шарф.

День выдался тёплым, почти летним. Они шли по улицам, и Михаил рассказывал про город — где какой дом построили, какие выставки проходят, куда лучше заглянуть вечером. Ольга слушала вполуха, больше наблюдая за своим спутником. Как он оживлённо жестикулирует, когда говорит об искусстве, как по-мальчишески взмахивает руками, описывая какую-то картину.

— А помните Сашку Зверева? — вдруг спросил он, останавливаясь у светофора. — Который вечно у вас на уроках засыпал?

— Того самого, что рисовал исключительно космические корабли? — Ольга невольно улыбнулась. — Конечно, помню. Вы же с ним за одной партой сидели.

— Он сейчас в NASA работает! Представляете? Дизайнером. Говорит, именно ваши уроки композиции ему больше всего в жизни пригодились.

Она покачала головой. Надо же, Сашка Зверев... А ведь и правда, у него космические корабли всегда какие-то особенные получались, не как у всех.

В галерее было тихо и прохладно. Михаил вёл её от картины к картине, и Ольга вдруг поймала себя на том, что говорит — взахлёб, как раньше на уроках. О композиции, о цвете, о том, как важно найти правильный ракурс...

— А вот здесь художник явно перемудрил с перспективой, — она остановилась у одной из работ. — Смотрите, линия горизонта...

— Ольга Сергеевна! — Михаил рассмеялся. — Вы совсем не изменились. Тот же взгляд, те же интонации. Помните, как вы нам про перспективу объясняли? На примере железной дороги?

— С игрушечным паровозиком, — подхватила она. — Который мне сын притащил. А вы всё никак не могли понять, почему рельсы сходятся...

Они проговорили до самого закрытия. Выйдя на улицу, Ольга с удивлением обнаружила, что уже стемнело. В парке напротив зажглись фонари, отражаясь в лужах после недавнего дождя.

— Может, по чашечке кофе? — предложил Михаил. — Тут недалеко есть замечательное место. Там такие пирожные...

Она хотела отказаться — привычка последнего года избегать людных мест, но что-то в его взгляде остановило её. Искренний интерес? Надежда? Или просто отражение тех давних, школьных лет, когда всё было проще и понятнее?

— А почему бы и нет? — неожиданно для себя ответила Ольга. — Только давайте где-нибудь у окна сядем. Я люблю смотреть на вечерний город.

Кафе оказалось совсем маленьким — всего пять столиков у окна и длинная стойка вдоль стены. Они устроились в самом углу, откуда открывался вид на вечернюю площадь. К их столику подошла официантка — совсем девчонка, с растрёпанной рыжей чёлкой и россыпью веснушек на носу.

Поставила на стол свечу, старательно расправила салфетки. Ольга проводила её взглядом — вот такими же неуверенными были её первые ученицы, когда только-только начинали рисовать.

— А сложно сейчас с учениками? — спросила она, отпивая горячий кофе. — Мне иногда кажется, что я бы уже не смогла. Они ведь сейчас другие совсем — то в телефон уткнутся, то в планшет...

Михаил усмехнулся, откинувшись на спинку стула: — А знаете, они не так уж сильно изменились. Да, гаджеты, да, интернет... Но когда речь заходит о настоящем искусстве — у них те же глаза загораются. Вот недавно повёл группу в мастерскую к своему другу-скульптору. Думал, заскучают. А они три часа не могли оттуда уйти! Глину месили, пробовали что-то лепить... Представляете, сами телефоны убрали, без всяких просьб.

Ольга смотрела, как пламя свечи отражается в оконном стекле, создавая причудливые тени.

— Миша, а вы... вы почему так и не женились?

Вопрос вырвался сам собой, неожиданно даже для неё самой. Михаил помедлил с ответом, глядя куда-то поверх её плеча.

— Знаете... — он провёл пальцем по краю чашки. — Всё как-то некогда было. Сначала учёба, потом работа, выставки... А потом... Потом был один человек. Но не сложилось. Она уехала в Питер, звала с собой. А я не смог всё бросить — учеников, проекты. Малодушие, наверное.

— Не малодушие, — тихо возразила Ольга. — Верность своему делу. Это сейчас редкость.

— А вы... — он запнулся. — Простите, если лезу не в своё дело. Но вы ведь тоже одна сейчас? Аня говорила...

Ольга вздрогнула. Год. Прошёл всего год. Она опустила глаза, разглядывая узор на скатерти.

— Знаете, что самое сложное? — её голос стал глуше. — Не тишина по утрам. Не пустая половина кровати. А привычки... Я до сих пор покупаю два пакета молока, хотя живу одна. До сих пор готовлю на двоих. До сих пор иногда оборачиваюсь, чтобы что-то рассказать... А рассказывать некому.

Она замолчала. За окном мягко падал весенний снег, тут же тая на тёплой брусчатке. Михаил осторожно накрыл её руку своей:

— Время не лечит, Ольга. Это неправда. Время просто учит жить иначе. Я после отъезда Наташи — той самой, питерской — два года не мог смотреть на Невский проспект даже на фотографиях. А потом... потом научился. И вы научитесь.

Она не отняла руки. Его ладонь была тёплой и шершавой — руки художника, вечно испачканные красками, карандашной пылью, глиной.

— Знаете, что я вам скажу? — вдруг улыбнулся он. — Завтра в художественной школе день открытых дверей. Приходите. Посмотрите на детей, на их работы. Может, даже проведёте мастер-класс? Тряхнём стариной, а?

Ольга хотела возразить — какие мастер-классы, она столько лет не преподавала... Но что-то в его взгляде, какая-то отчаянная надежда, заставило её промолчать.

Художественная школа пахла краской, пластилином и свежезаваренным чаем — запах, от которого у Ольги защемило сердце. Сколько же лет прошло? А ничего не изменилось: те же пятна краски на полу, те же этюдники у стен, те же солнечные зайчики на потолке от банок с водой.

Михаил провёл её по коридору, распахивая двери классов: — Вот здесь у нас младшая группа занимается. А тут — уже старшие. Знаете, в прошлом году трое наших в академию поступили!

Ольга остановилась у одного из классов. Девочка лет двенадцати, закусив губу, выводила кистью тонкую линию. Рядом с ней на подоконнике примостился толстый рыжий кот, лениво щурясь на весеннее солнце.

— Это Рыжик, — шёпотом пояснил Михаил. — Наш главный натурщик. Третий год живёт при школе, всех учеников знает.

В этот момент девочка подняла голову и заметила их. Вскочила, чуть не опрокинув банку с водой: — Михаил Петрович! Смотрите, я почти закончила! Только вот тут никак не получается передать фактуру шерсти...

— А можно? — неожиданно для себя спросила Ольга, делая шаг в класс.

Она сама не поняла, как оказалась рядом с девочкой. Взяла кисть, легонько провела по бумаге: — Видишь, если так, короткими мазками... И цвет чуть теплее возьми. Смотри, у него же шерстка не просто рыжая — она золотистая на свету, а в тени почти коричневая...

Девочка смотрела во все глаза, как заворожённая. А Ольга говорила и говорила — про светотень, про композицию, про то, как важно поймать характер, даже если рисуешь кота. Руки сами вспоминали забытые движения, будто и не было этих лет молчания.

— Ольга Сергеевна... — в голосе Михаила что-то дрогнуло. — Останьтесь. Проведите мастер-класс. Дети должны это видеть, должны чувствовать...

Она обернулась. Дверь в класс тихонько скрипнула. Ольга обернулась — в проёме теснились ребята из соседних классов, подталкивая друг друга локтями и привставая на цыпочки, чтобы лучше видеть. Кто-то шептался, кто-то пытался пробраться поближе. В их глазах она увидела то самое, забытое — жадный интерес, желание поскорее попробовать самим, детскую уверенность, что вот сейчас откроется какой-то важный секрет.

Рыжик потянулся, спрыгнул с подоконника и, подойдя к Ольге, требовательно мяукнул. Девочка рассмеялась: — Он так делает, когда хочет, чтобы его погладили. Он у нас очень разборчивый — не ко всем идёт.

Ольга наклонилась, провела рукой по тёплой шерсти. Кот заурчал, выгибая спину.

— Ну что, — она выпрямилась, оглядывая притихших ребят, — кто ещё хочет научиться рисовать портрет этого прекрасного натурщика?

Лица детей вспыхнули улыбками. Кто-то уже тащил новый лист бумаги, кто-то спешно протирал кисти...

И вдруг Ольга поняла — впервые за этот бесконечный год она не думает о пустой квартире. О тишине. О том, что было и что уже не вернуть. Она здесь, в настоящем моменте, среди этих детских улыбок, запаха красок и солнечных зайчиков на потолке. И, кажется, именно здесь ей сейчас самое место.

После занятий они с Михаилом шли по вечерним улицам. Фонари только начали зажигаться, окрашивая мокрый после дождя асфальт в золотистые тона. Ольга чувствовала странное опустошение и одновременно — полноту жизни, какой не испытывала уже давно.

— В вашем возрасте я тоже чуть не бросила преподавать, — она нарушила молчание, глядя на проезжающие машины. — После развода казалось — всё, не смогу больше. А потом вернулась в школу, и знаете... Дети вытащили. Им ведь неважно, что у тебя на душе, им важно то, что ты можешь дать. И постепенно начинаешь жить их радостями, их открытиями.

Михаил остановился у небольшого сквера: — Давайте присядем? Тут хорошая скамейка, сухая.

Он смахнул последние капли дождя с деревянного сиденья. Они устроились под старым клёном, и какое-то время просто молчали, глядя, как последние лучи солнца окрашивают облака в розовый цвет.

— Ольга Сергеевна, — Михаил повернулся к ней. — Я серьёзно говорил про работу. У нас не хватает преподавателей для младших групп. Знаете, сколько сейчас детей хотят рисовать? Больше, чем в наше время. Может быть...

Она подняла руку, останавливая его: — Миша, я не могу. У меня дом там, квартира, сад...

— А здесь у вас дочь, внук. И дети, которым вы нужны. Вы же видели сегодня их глаза? — он говорил горячо, с той же страстью, с какой когда-то доказывал ей, что обязательно станет художником. — Знаете, что мне сказала Маша, та девочка с рыжим котом? "Михаил Петрович, а когда ещё такой урок будет?"

Ольга почувствовала, как к горлу подступает ком. Сегодняшний день словно встряхнул её, вернул к жизни что-то давно забытое. Она вспомнила, как дрожали руки, когда показывала, как правильно держать кисть. Как перехватывало дыхание, когда видела, что ученик начинает понимать.

— Я... я подумаю, — тихо сказала она. — Мне нужно время.

— Конечно, — он мягко коснулся её руки. — Время у нас есть. Знаете что? Давайте я завтра покажу вам наш ботанический сад. Там сейчас сирень цветёт — целая аллея. И такие закаты... Вы же всегда говорили, что закаты лучше всего рисовать в саду.

Она кивнула, чувствуя, как внутри что-то оттаивает, раскрывается, тянется к свету — совсем как те весенние цветы, что она когда-то любила рисовать с учениками. Может быть, Аня права? Может быть, пришло время начать новую главу?

Ботанический сад оказался настоящим откровением. Огромная сиреневая аллея утопала в цвету, воздух был пропитан сладким ароматом. Они неспешно шли по петляющей дорожке, и Ольга то и дело останавливалась, разглядывая причудливые соцветия.

— Представляете, какая натура для рисования? — Михаил осторожно коснулся ближайшей ветки. — Летом мы сюда детей приводим на пленэр. Они тут с ума сходят от красоты.

Ольга достала телефон, хотела сфотографировать особенно пышный куст, но вдруг опустила руку: — Нет, это не то. Такое нужно рисовать. Вот здесь, видите, как свет играет? И тени... такие глубокие, фиолетовые почти.

Её руки сами начали двигаться в воздухе, будто держали невидимую кисть. Столько лет она не позволяла себе даже думать о рисовании. А сейчас... сейчас она видела каждый оттенок, каждый переход цвета.

— Знаете, о чём я часто думаю? — Михаил присел на скамейку в тени раскидистого куста. — О том, как странно складывается жизнь. Вот живёшь-живёшь, идёшь по какой-то дороге, и кажется — всё, это единственный путь. А потом что-то происходит, и вдруг понимаешь — можно иначе.

Ольга смотрела, как солнечные лучи пробиваются сквозь листву, создавая на дорожке причудливый узор.

— Я вчера всю ночь не спала, — призналась она. — Всё думала о тех детях, об их глазах. Знаете, я ведь когда перестала преподавать... это как будто часть себя потеряла. А вчера она вернулась.

Она замолчала, собираясь с мыслями.

— Вчера я впервые за год почувствовала себя... собой. Не вдовой, не одинокой женщиной, а собой — той, которая умеет что-то важное, может научить, поделиться. Понимаете?

Михаил кивнул, не перебивая. А она вдруг начала говорить — быстро, взволнованно:

— Сегодня утром позвонила риелтору. Узнала про квартиры здесь, в районе. И про дом свой тоже спросила — сколько может стоить. Знаете, что она сказала? Что сейчас самое время продавать — цены поднялись. А потом Ане позвонила... — Ольга перевела дыхание. — Она так обрадовалась. Сказала, что рядом с ними, в соседнем доме, продаётся квартира. С балконом, представляете? Можно будет устроить там зимний сад...

Она остановилась, глядя на свои руки. Руки художника — чуткие, привыкшие держать кисть, объяснять, показывать. Неужели она правда забыла об этом на целый год?

— В моём возрасте, наверное, глупо всё менять... — начала она неуверенно.

— Глупо не менять, когда душа просит, — мягко перебил её Михаил. — Знаете, что я своим ученикам говорю? Что в искусстве, как и в жизни, главное — уметь начать заново. Чистый лист — это не пустота. Это возможность.

Прошло три месяца. Ольга стояла у окна своей новой квартиры, разглядывая пышные кроны деревьев во дворе. На подоконнике уже выстроились горшки с любимыми фиалками — часть прежней жизни, которую она решила взять с собой. На балконе появились первые ростки будущего зимнего сада.

В комнате пахло свежей краской и новыми обоями. Аня с мужем помогли с ремонтом, а Димка самолично выбирал цвет для бабушкиной спальни. "Только не бежевый, — заявил он. — У тебя глаза синие, значит, и стены должны быть красивого голубого цвета".

На столе лежали ученические работы — завтра первый просмотр у младшей группы. Тот самый рыжий кот с портрета теперь красовался на десятке рисунков, и каждый был по-своему хорош. Ольга провела рукой по пятну краски на рукаве блузки — следы сегодняшнего урока, когда она показывала детям, как правильно работать с акварелью.

Звонок в дверь застал её за разбором папок с работами. На пороге стоял Михаил, держа в руках букет полевых цветов: — Из ботанического сада. Только что с пленэра. Представляете, мои оболтусы сегодня такие этюды написали — хоть на выставку отправляй!

Его глаза сияли таким знакомым теперь светом — светом человека, влюблённого в своё дело. Ольга улыбнулась, пропуская его в квартиру: — А у меня сегодня Маша наконец-то поняла, как передавать объём в натюрморте. Помните, я вам рассказывала? Та девочка, которая всё никак не могла...

— Помню-помню, — он прошёл на кухню, привычно доставая вазу для цветов. — А я вам хотел сказать... В следующем месяце городская выставка детского творчества. Может, объединим наши классы? Сделаем что-нибудь необычное?

Ольга посмотрела в окно. Там, во дворе, на той самой скамейке под липами, сидели соседки. Теперь она знала их всех по именам, здоровалась по утрам, иногда присоединялась к их разговорам. Жизнь потихоньку наполнялась новыми красками, новыми лицами, новыми планами.

Старая жизнь не ушла совсем — она просто стала частью новой. Фотографии прошлого по-прежнему стояли на полках, память бережно хранила всё, что было дорого. Но теперь к ним добавлялись новые снимки: вот она с учениками на пленэре, вот Димка гордо показывает свой первый рисунок, вот они с Михаилом в любимом кафе у окна...

— Знаешь, — она впервые назвала его на "ты", — давай сделаем выставку про город. Только не просто виды, а как его видят наши дети. Их мечты, их фантазии... Помнишь, ты говорил — чистый лист это возможность? Вот пусть они и покажут свои возможности.

Михаил подошёл к окну, встал рядом. В лучах заходящего солнца их силуэты отразились в стекле — два человека, нашедшие друг в друге отголоски того, что казалось давно потерянным: способность видеть красоту, делиться ею и верить, что жизнь не заканчивается, пока ты можешь начать всё заново.

Лучшее из лучшего: