Давно уже ледяная Гренландия не упоминалась в таком количестве новостных материалов, как за последнюю неделю. История началась с полушутливого твита 47-го избранного президента Соединенных Штатов Дональда Трампа, где он высказывал повышенный интерес к самому большому в мире острову, а ныне уже вышла к стадии, когда идет раскачка местного населения, а датские власти начинают постепенно прогибаться под бурным напором энергичной новой администрации Белого дома. До этого американцы довольствовались станцией раннего обнаружения старта ракет, а сейчас готовы вновь вернуть прежнее значение базы Туле (ныне Питуффик), ставшей именем нарицательным в разгар "Холодной войны". В годы противостояния двух Сверхдержав остров имел куда большее геостратегическое значение, чем во времена "конца истории" после крушения СССР. И достаточно вспомнить роль Гренландии в послевоенную эпоху, как сразу становятся понятны все нынешние телодвижения Трампа и его команды.
Ещё в 1946 году, когда авторитет СССР в освобожденной от нацизма Европе был почти непререкаемым, Советский Союз предложил Дании крупную компенсацию за выкуп части острова. Там планировалось организовать аэродром подскока для стратегических бомбардировщиков Ту-4, не имевших возможности долетать до территории США и обратно. Американцы встретили эту новость яростным отрицанием и пригрозили ввести войска, если хоть одно судно с красным флагом пристанет к берегам Гренландии, с целью обустройства военных объектов. На этом попытки Москвы прикупить часть ледяного острова завершились, зато идея военного использования Гренландии плотно засела у американцев в голове. Незадолго до начала Карибского кризиса они свои стратегические идеи попытались претворить в жизнь.
Сам по себе замысел был интересным и глобальным. Планировалось построить в вечных льдах Гренландии, а точнее, в слежавшемся снег с научным названием фирн, целую сеть тоннелей для будущих ракетных поездов. Её длина в конечном итоге должна была составить более 3000 км. В те годы фирма Боинг уже заканчивала работу над первой твердотопливной МБР "Минитмен". На её основе планировалось создать ракету средней дальности "Icemen", специально для работы в условиях крайнего севера. "Айсмены", размещенные на мобильных платформах на рельсах, и должны были стать главной ударной силой гренландской группировки. Их дальность мало чем отличалась от классической МБР, и по самым скромным прикидкам советской разведки составляла не менее 6000 км. С учетом того, что американцы планировали разместить на острове более 600 ракет, с моноблочной боевой частью мощностью в 2,5 мегатонн в тротиловом эквиваленте, можно оценить опасность этой затеи, получившей название Project Iceworm (проект "Ледяной червь"). В январе 1960 года началось полноценное строительство базы Camp Century и первых тоннелей, представлявших собой снежные коридоры, шириной до 8 метров и глубиной до 10 метров. Сверху они накрывались профилем и замаскировывались слоем не тающего никогда снега.
Казалось, ничто не может помешать строительству этого крайне опасного позиционного района, но внезапно вмешался "Генерал Мороз". А точнее, его ближайший подручный "Снег-батюшка". Фирн в ледяных коридорах слеживаться никак не хотел и регулярно обрушивал стены, из-за постоянного движения ледяных масс острова. Поборовшись с происками мороза и снега три года, американцы отказались и от затеи, и от базы, в которые вложили сотни миллионов ещё тех долларов. Опасность, что США безответно могут накрыть до 80% территории Советского Союза миновала. И снова "Генерал Мороз", как это часто бывало в истории, сыграл на нашей стороне.
Приглашаем всех друзей и читателей нашего канала в ТГ-канал "Зелёный край". Помимо статей и информационной ленты с самыми интересными видео в Телеграме, вы можете услышать наши статьи, озвученные профессиональным дикторским голосом. Очень вас ждём!
Читайте ещё: Призрак будущих арктических войн. Зачем Трамп настойчиво рвётся в Гренландию?