Найти в Дзене

Те, кто не позировал мастеру. Живые существа на картинах Венецианова

Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847) часто называют гением и революционером в создании портрета и пейзажа, говоря об его близости к природе, одухотворенности и лиризме.

На пашне. Весна
На пашне. Весна
Гумно
Гумно

Пишут о поразительной зрительной памяти этого художника - Венецианов схватывал глазом всё, что было важно для создания целостного произведения, а потом переносил увиденные и запомнившиеся детали на холст. Здесь особая роль принадлежит образам живых существ - кошек, собак, лошадей, ягнят, телят и даже... насекомых. Все они не только дополняют картины, но и глубже раскрывают образы людей на них.

Крестьянские дети в поле
Крестьянские дети в поле

Две девочки и мальчик на весенней земле так же хрупки и беззащитны, как лежащие на ней ягнята.

А сколько доброты во взглядах простых девушек с телятами! На первой картине портретируемая пытается кормить теленка с ложки, как ребенка. Беспородный котенок на руках девочки-подростка имеет даже подобие характера - его взгляд самоуверен и нагл, а девочка, которая его гладит, трогательная, как беспородный, но явно дорогой для нее питомец на руках. К сожалению, оригинал картины не сохранился или ее местонахождение неизвестно.

Девушка с теленком
Девушка с теленком
Крестьянская девушка с теленком
Крестьянская девушка с теленком
Девушка с котенком
Девушка с котенком

Характер мы можем увидеть и у других братьев наших меньших. Баран, с которым забавляются дети, смотрит терпеливо и покорно, в его морде и глазах есть что-то человеческое (он даже кажется симпатичнее детей))

Портрет детей Путятина
Портрет детей Путятина

Собаки на двух следующих работах - настоящие друзья человека. Чувствуется, что лохматый пёс пытается по-своему утешить мальчика, который не сберег отцовский обед, а пятнистый напрасно пытается обратить на себя внимание вернувшегося с войны хозяина.

Вот-те и батькин обед!
Вот-те и батькин обед!
Возвращение солдата
Возвращение солдата

Конечно, крестьяне в венециановской России были далеки от сентиментального отношения к "скотам" - с животными в деревнях не церемонились, и уж тем более мало кому в голову тогда пришло бы "увековечивать" собаку или барана в картине. Алексей Гаврилович это сделал, да так, что мы улыбаемся от этих работ до сих пор.

Удивительно живые бабочки-шоколадницы на картине "Жнецы" были, к слову, написаны художником с... мертвых насекомых - экземпляров энтомологической коллекции. Вот такой парадокс, ведь бабочку, в отличие от человека, позировать не заставишь.

-10