Книга популярного французского писателя Себастьяна Жапризо вышла в 1963 году и стала вторым детективом, написанным этим автором.
В том же году повесть удостоилась французской литературной премии «Grand Prix de Littérature policière», а ещё через год — была экранизирована.
👠 О чём книга «Ловушка для Золушки». Ми и До — главные ноты интриги. Кратко о сюжете
Это не спойлеры, об этом говорится во многих аннотациях.
Итак, дано: три девушки. То ли кузины, то ли просто подруги детства, то ли и то, и другое: Ми (Мишель Изоля), До (Доменика Лои) и Ля (даже не знаем, какое было полное имя). У них имеется крёстная, фея-покровительница Мидоля (производное от сокращённых имён девушек), она же госпожа Рафферми. И она правит балом. Но наследство достанется только одной девушке.
Начинается повесть в сказочном духе:
✍️ «Жили-были когда-то, давным-давно, три девочки. Первой считалась Ми, второй — До, третьей — Ля. Была у них крестная, душистая-предушистая, и она никогда не читала детям нотаций, и ее прозвали "крестная Мидоля".
Самая красивая из трех этих девочек — Ми, самая умная —До, ну а Ля скоро умрет».
Ля действительно умирает в самом начале, поэтому никакой роли в дальнейшем не играет. Наверное, третья девушка была просто для гармонии трёх нот. Не случайно она стоит на третьем месте в имени феи (впрочем, ля — последняя из этих трёх нот и в нотном ряду).
Мишель (Мики, Ми) изначально растёт как принцесса, обласканная феей со всех сторон. Сорит чужими деньгами, развлекается с парнями, пьёт, гуляет на всю катушку, как будто у неё в запасе ещё девять жизней.
При этом, несмотря на не самый приятный и абсолютно непредсказуемый характер, Мики все любят. Или не все. Или не совсем любят. Потому что некоторые «её любят так сильно, что хотят убить». Одни — из ревности, другие — из зависти.
Судьба развела Ми и До. Мишель — красивая и богата, звезда светских вечеринок. Доменика — рядовая служащая в банке. И вот однажды в банк, где работает Доменика, приходит Мишель.
Доменика напоминает Мишель о себе. Прервавшаяся когда-то детская дружба переходит во взрослую. Покровительственную — со стороны Ми, и рабскую — со стороны До.
Но мы же не будем забывать, что до — первая нота? Постепенно До играет всё большую роль в жизни Ми, звучит в романе всё громче и вскоре выходит на первый план. Она-то и должна реализовать коварный замысел Жанны Мюрно, управляющей делами крёстной, Сандры Рафферми.
Повествование ведётся большей частью от первого лица. От имени одной из девушек. Той, что потеряла лицо и память после пожара, когда пыталась спасти свою подругу. Но теперь даже Жанна не может понять, кто перед ней — Ми или До. Кто же из девушек погиб в пожаре — Мишель или Доменика?
Сначала читатель ничего не понимает. Книга начинается с того, что выжившая девушка приходит в себя в больнице. У неё обожжены руки и лицо. И это — главная проблема, потому что только по лицу и рукам можно идентифицировать выжившую (анализа ДНК тогда ещё не было).
Ей делают пластическую операцию. Поскольку повреждения велики, фактически создают девушке новую внешность. И теперь она не похожа ни на До, ни на Ми.
Она силится вспомнить хоть что-то, но в памяти зияет огромная дыра. При этом элементарные общие понятия она помнит, например, как называются многие вещи в окружающем мире. Врач говорит, что это нормально и таких случаев много. И память вернётся к ней позже, а когда именно — никто не знает.
Все называют её Мишель. С новым лицом она возвращается в обычную жизнь, точнее — пытается её наладить, и найти себя и тех, кто её знал.
Но вдруг Жанна обращается к ней по имени, назвав её До. И теперь девушка окончательно не понимает, кто она такая…
Мои впечатления от книги. Страшная сказка о жадности
👍Что понравилось
✅ Динамика. События развиваются стремительно. Читать не скучно, нет излишней затянутости, к тому же повесть сама по себе небольшая.
✅ Идея сюжета. Несмотря на простоту сюжета, задумка хороша, ведь, как мы знаем, всё гениальное — просто. Однако глубокого психологизма и каких-то особо сильных переживаний в книге нет. Всё довольно поверхностно. Впечатление такое, что писатель куда-то спешил. Если бы автор поднажал на глубину переживаний, была бы очень сильная вещь. И более длинная. А так — сюжет книги можно пересказать буквально одним предложением.
✅ Образы и отсылки к классике. Забавно, что не только название книги, но и сфера деятельности феи-крёстной отсылает к старой доброй сказке. Тётя, Сандра Рафферми, — не просто бизнесвумен, она владеет обувной фабрикой, выпускающей туфли. Конечно, не хрустальные, а вполне обычные, кожаные.
И ещё интересный приём с наименованием одеколона, который и вынесен в название книги. Он сыграет важную роль.
✅ Научно-популярные диалоги о психологии памяти. Цитата:
✍️ «Она попросту отказывается что-то или кого-то вспоминать. Знаете, почему доктор Дулен пришел к такому заключению? Потому что даже до четырех- или пятилетнего возраста у нее в памяти уже есть провалы. Травматическое событие должно быть связано — прямо или косвенно — с таким количеством воспоминаний, начиная с самых ранних, что она по очереди вычеркнула их все, одно за другим. Понимаете, что я хочу сказать? Вы когда-нибудь кидали в воду камешки? Концентрические круги, которые от них расходятся, могут послужить иллюстрацией».
Что не понравилось
❌ Герои. К сожалению, никто из героев романа не вызывает симпатии. Все так или иначе пользуются другими людьми, а кое-кто — пользуется ещё и тем, что им самим не принадлежит. Более того, желают ещё и заполучить это чужое себе.
Жадные все! Даже те, кто обладает бессметным богатством. Если бы итальянская бизнесвумен Рафферми, стоя на краю могилы, решила бы не жадничать, а разделить благосостояние между двумя своими крёстными, то не было никой трагедии.
Но богатая старуха, разбрасывающая чеки с крупными суммами направо и налево за пустячные услуги, почему-то даже не думает, что своим однобоким завещанием может внести раскол.
В общем, все герои неприятные. От завистливой До, высокомерной Ми, расчётливой Жанны до второстепенных и третьестепенных персонажей — того же сотрудника почты, который вроде и хочет помочь, но только за большие деньги. Все гонятся за выгодой. Любым путём. Но не только за выгодой. Ещё и за любовью. За настоящей любовью, готовой на всё.
Доменика жила не в нищете, работала в банке, неплохая зарплата, но миллионы, падающие подруге детства с неба, вскружили голову До. Она готова бросить всё, лишь бы стать ближе к Мишель, а затем — и занять место Золушки-принцессы. А ведь при этом у неё есть парень (кстати, единственный более-менее положительный персонаж книги — он потом ещё появится ненадолго), которого она тоже готова забыть в погоне за мечтой.
🔎 Не хватает загадки. Как и в предыдущей книге Жапризо, которую я читала («Дама в автомобиле, с ружьём и в очках»), здесь также не достаёт главного, ради чего, собственно, и читают детективы — ходов с загадками и разгадками. По сути, разгадывать нечего.
Всё слишком очевидно: был план, ему следовали, что-то пошло не так. Но ведь ясно, что если бы всё пошло по плану, то и книгу писать было бы незачем, поэтому сразу приходит единственная возможная разгадка. Для тех, кто вдруг ещё не читал, оставлю спойлер за кадром.
Думаю, простоту изложения и сюжета можно объяснить тем, что Жапризо был сценаристом, поэтому для него столь важна динамика, вовлечённость зрителя/читателя и яркая картинка, а не глубина переживаний, которую очень сложно экранизировать/показать в театре, практически — невозможно.
Даже читатель, не сильно искушённый детективами, ещё задолго до финала, может предположить исход истории. Но всё равно читать интересно.
Люблю психологические триллеры. И этот мне понравился. Да, в моём понимании, это всё же не детектив (распутывать нечего), а психологический триллер.
Это — вторая книга Жапризо, которую я прочитала. Первой была «Дама в автомобиле, с ружьём и в очках». Пожалуй, у «Дамы» более необычный сюжет, но всё же «Ловушка для Золушки» мне понравилась больше: из-за более натуралистического сюжета, неожиданного финала и не разжёванной интриги. Да и стиль здесь более ровный, повесть читается на одном дыхании. Она реально очень короткая и динамичная.
А главное — здесь есть над чем поразмышлять. Люблю книги, которые при всей видимой простоте, заставляют задуматься.
Ведь самое интересное в этой книге — не самое преступление. И даже — не кто выжил. Самое интересное здесь — страдания души, метания разума и чувств.
Знают ли окружающие нас? Знаем ли мы сами себя? Или мы, настоящие, всегда носим маску, и если сбросить её, то можно ли узнать того, кто за ней скрывался?
🎧📚Озвучка аудиокниги «Ловушка для Золушки» Себастьяна Жапризо
Хорошая аудиоверсия в исполнении Ксении Кутеповой от издательства Вимбо.
🕗 Длится запись 4 ч. 44 мин.
📖 В печатной версии 224 страницы.
🔞 Возрастные ограничения: у книги 18+, у аудиозаписи 12+. 😄
🏆Моя оценка: 7 из 10.
✅ Рекомендую книгу:
- любителям психологических триллеров с лёгким саспенсом;
- поклонникам французской литературы 60-х годов прошлого века.
❓Читали? Как вам?
❓❓И какая из этих двух книг Жапризо вам больше нравится? «Ловушка для Золушки» или «Дама в автомобиле, с ружьём и в очках»?
Автор статьи Галина Шефер😊💕Некоторые иллюстрации к отзыву созданы автором с помощью нейросети по собственным промтам.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ КИНО.КНИГА👍ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
📚 Обзоры, рецензии, подборки книг – в рубрике Обзоры книг.