Найти в Дзене
КИНО.КНИГА

Книга «Ловушка для Золушки» Себастьяна Жапризо. Потерявшая лицо

Книга популярного французского писателя Себастьяна Жапризо вышла в 1963 году и стала вторым детективом, написанным этим автором. В том же году повесть удостоилась французской литературной премии «Grand Prix de Littérature policière», а ещё через год — была экранизирована. Это не спойлеры, об этом говорится во многих аннотациях. Итак, дано: три девушки. То ли кузины, то ли просто подруги детства, то ли и то, и другое: Ми (Мишель Изоля), До (Доменика Лои) и Ля (даже не знаем, какое было полное имя). У них имеется крёстная, фея-покровительница Мидоля (производное от сокращённых имён девушек), она же госпожа Рафферми. И она правит балом. Но наследство достанется только одной девушке. Начинается повесть в сказочном духе: ✍️ «Жили-были когда-то, давным-давно, три девочки. Первой считалась Ми, второй — До, третьей — Ля. Была у них крестная, душистая-предушистая, и она никогда не читала детям нотаций, и ее прозвали "крестная Мидоля". Самая красивая из трех этих девочек — Ми, самая умная —До, н
Оглавление

Книга популярного французского писателя Себастьяна Жапризо вышла в 1963 году и стала вторым детективом, написанным этим автором.

В том же году повесть удостоилась французской литературной премии «Grand Prix de Littérature policière», а ещё через год — была экранизирована.

👠 О чём книга «Ловушка для Золушки». Ми и До главные ноты интриги. Кратко о сюжете

Это не спойлеры, об этом говорится во многих аннотациях.

Кадр из фильма «Ловушка для Золушки»
Кадр из фильма «Ловушка для Золушки»

Итак, дано: три девушки. То ли кузины, то ли просто подруги детства, то ли и то, и другое: Ми (Мишель Изоля), До (Доменика Лои) и Ля (даже не знаем, какое было полное имя). У них имеется крёстная, фея-покровительница Мидоля (производное от сокращённых имён девушек), она же госпожа Рафферми. И она правит балом. Но наследство достанется только одной девушке.

Начинается повесть в сказочном духе:

✍️ «Жили-были когда-то, давным-давно, три девочки. Первой считалась Ми, второй — До, третьей — Ля. Была у них крестная, душистая-предушистая, и она никогда не читала детям нотаций, и ее прозвали "крестная Мидоля".
Самая красивая из трех этих девочек — Ми, самая умная —До, ну а Ля скоро умрет».
Отрывок из книги «Ловушка для Золушки» Себастьяна Жапризо
Отрывок из книги «Ловушка для Золушки» Себастьяна Жапризо

Ля действительно умирает в самом начале, поэтому никакой роли в дальнейшем не играет. Наверное, третья девушка была просто для гармонии трёх нот. Не случайно она стоит на третьем месте в имени феи (впрочем, ля — последняя из этих трёх нот и в нотном ряду).

Мишель (Мики, Ми) изначально растёт как принцесса, обласканная феей со всех сторон. Сорит чужими деньгами, развлекается с парнями, пьёт, гуляет на всю катушку, как будто у неё в запасе ещё девять жизней.

При этом, несмотря на не самый приятный и абсолютно непредсказуемый характер, Мики все любят. Или не все. Или не совсем любят. Потому что некоторые «её любят так сильно, что хотят убить». Одни — из ревности, другие — из зависти.

Кадр из фильма «Ловушка для Золушки»
Кадр из фильма «Ловушка для Золушки»

Судьба развела Ми и До. Мишель — красивая и богата, звезда светских вечеринок. Доменика — рядовая служащая в банке. И вот однажды в банк, где работает Доменика, приходит Мишель.

Доменика напоминает Мишель о себе. Прервавшаяся когда-то детская дружба переходит во взрослую. Покровительственную — со стороны Ми, и рабскую — со стороны До.

Но мы же не будем забывать, что до — первая нота? Постепенно До играет всё большую роль в жизни Ми, звучит в романе всё громче и вскоре выходит на первый план. Она-то и должна реализовать коварный замысел Жанны Мюрно, управляющей делами крёстной, Сандры Рафферми.

Жанна Мюрно, управляющая делами госпожи Рафферми
Жанна Мюрно, управляющая делами госпожи Рафферми

Повествование ведётся большей частью от первого лица. От имени одной из девушек. Той, что потеряла лицо и память после пожара, когда пыталась спасти свою подругу. Но теперь даже Жанна не может понять, кто перед ней — Ми или До. Кто же из девушек погиб в пожаре — Мишель или Доменика?

Сначала читатель ничего не понимает. Книга начинается с того, что выжившая девушка приходит в себя в больнице. У неё обожжены руки и лицо. И это — главная проблема, потому что только по лицу и рукам можно идентифицировать выжившую (анализа ДНК тогда ещё не было).

Девушке фактически создают новую внешность
Девушке фактически создают новую внешность

Ей делают пластическую операцию. Поскольку повреждения велики, фактически создают девушке новую внешность. И теперь она не похожа ни на До, ни на Ми.

Она силится вспомнить хоть что-то, но в памяти зияет огромная дыра. При этом элементарные общие понятия она помнит, например, как называются многие вещи в окружающем мире. Врач говорит, что это нормально и таких случаев много. И память вернётся к ней позже, а когда именно — никто не знает.

Теперь девушка с новым лицом возвращается в жизнь
Теперь девушка с новым лицом возвращается в жизнь

Все называют её Мишель. С новым лицом она возвращается в обычную жизнь, точнее — пытается её наладить, и найти себя и тех, кто её знал.

Но вдруг Жанна обращается к ней по имени, назвав её До. И теперь девушка окончательно не понимает, кто она такая…

Мои впечатления от книги. Страшная сказка о жадности

👍Что понравилось

Динамика. События развиваются стремительно. Читать не скучно, нет излишней затянутости, к тому же повесть сама по себе небольшая.

Похожа ли она на Мики?
Похожа ли она на Мики?

Идея сюжета. Несмотря на простоту сюжета, задумка хороша, ведь, как мы знаем, всё гениальное — просто. Однако глубокого психологизма и каких-то особо сильных переживаний в книге нет. Всё довольно поверхностно. Впечатление такое, что писатель куда-то спешил. Если бы автор поднажал на глубину переживаний, была бы очень сильная вещь. И более длинная. А так — сюжет книги можно пересказать буквально одним предложением.

Образы и отсылки к классике. Забавно, что не только название книги, но и сфера деятельности феи-крёстной отсылает к старой доброй сказке. Тётя, Сандра Рафферми, — не просто бизнесвумен, она владеет обувной фабрикой, выпускающей туфли. Конечно, не хрустальные, а вполне обычные, кожаные.

Или всё же она Золушка, занявшая не своё место?
Или всё же она Золушка, занявшая не своё место?

И ещё интересный приём с наименованием одеколона, который и вынесен в название книги. Он сыграет важную роль.

Научно-популярные диалоги о психологии памяти. Цитата:

✍️ «Она попросту отказывается что-то или кого-то вспоминать. Знаете, почему доктор Дулен пришел к такому заключению? Потому что даже до четырех- или пятилетнего возраста у нее в памяти уже есть провалы. Травматическое событие должно быть связано — прямо или косвенно — с таким количеством воспоминаний, начиная с самых ранних, что она по очереди вычеркнула их все, одно за другим. Понимаете, что я хочу сказать? Вы когда-нибудь кидали в воду камешки? Концентрические круги, которые от них расходятся, могут послужить иллюстрацией».
Концентрические круги от камня, упавшего в воду
Концентрические круги от камня, упавшего в воду

Что не понравилось

Герои. К сожалению, никто из героев романа не вызывает симпатии. Все так или иначе пользуются другими людьми, а кое-кто — пользуется ещё и тем, что им самим не принадлежит. Более того, желают ещё и заполучить это чужое себе.

Жадные все! Даже те, кто обладает бессметным богатством. Если бы итальянская бизнесвумен Рафферми, стоя на краю могилы, решила бы не жадничать, а разделить благосостояние между двумя своими крёстными, то не было никой трагедии.

Мики была капризной и своевольной
Мики была капризной и своевольной

Но богатая старуха, разбрасывающая чеки с крупными суммами направо и налево за пустячные услуги, почему-то даже не думает, что своим однобоким завещанием может внести раскол.

В общем, все герои неприятные. От завистливой До, высокомерной Ми, расчётливой Жанны до второстепенных и третьестепенных персонажей — того же сотрудника почты, который вроде и хочет помочь, но только за большие деньги. Все гонятся за выгодой. Любым путём. Но не только за выгодой. Ещё и за любовью. За настоящей любовью, готовой на всё.

И всё равно Мики все любили, несмотря на её характер
И всё равно Мики все любили, несмотря на её характер

Доменика жила не в нищете, работала в банке, неплохая зарплата, но миллионы, падающие подруге детства с неба, вскружили голову До. Она готова бросить всё, лишь бы стать ближе к Мишель, а затем — и занять место Золушки-принцессы. А ведь при этом у неё есть парень (кстати, единственный более-менее положительный персонаж книги — он потом ещё появится ненадолго), которого она тоже готова забыть в погоне за мечтой.

🔎 Не хватает загадки. Как и в предыдущей книге Жапризо, которую я читала («Дама в автомобиле, с ружьём и в очках»), здесь также не достаёт главного, ради чего, собственно, и читают детективы — ходов с загадками и разгадками. По сути, разгадывать нечего.

Детективы читают ради ходов с загадками и разгадками
Детективы читают ради ходов с загадками и разгадками

Всё слишком очевидно: был план, ему следовали, что-то пошло не так. Но ведь ясно, что если бы всё пошло по плану, то и книгу писать было бы незачем, поэтому сразу приходит единственная возможная разгадка. Для тех, кто вдруг ещё не читал, оставлю спойлер за кадром.

Думаю, простоту изложения и сюжета можно объяснить тем, что Жапризо был сценаристом, поэтому для него столь важна динамика, вовлечённость зрителя/читателя и яркая картинка, а не глубина переживаний, которую очень сложно экранизировать/показать в театре, практически — невозможно.

Даже читатель, не сильно искушённый детективами, ещё задолго до финала, может предположить исход истории. Но всё равно читать интересно.

Пожар унёс жизнь одной из девушек...
Пожар унёс жизнь одной из девушек...

Люблю психологические триллеры. И этот мне понравился. Да, в моём понимании, это всё же не детектив (распутывать нечего), а психологический триллер.

Это — вторая книга Жапризо, которую я прочитала. Первой была «Дама в автомобиле, с ружьём и в очках». Пожалуй, у «Дамы» более необычный сюжет, но всё же «Ловушка для Золушки» мне понравилась больше: из-за более натуралистического сюжета, неожиданного финала и не разжёванной интриги. Да и стиль здесь более ровный, повесть читается на одном дыхании. Она реально очень короткая и динамичная.

А главное — здесь есть над чем поразмышлять. Люблю книги, которые при всей видимой простоте, заставляют задуматься.

Кто она, выжившая в пожаре?
Кто она, выжившая в пожаре?

Ведь самое интересное в этой книге — не самое преступление. И даже — не кто выжил. Самое интересное здесь — страдания души, метания разума и чувств.

Знают ли окружающие нас? Знаем ли мы сами себя? Или мы, настоящие, всегда носим маску, и если сбросить её, то можно ли узнать того, кто за ней скрывался?

🎧📚Озвучка аудиокниги «Ловушка для Золушки» Себастьяна Жапризо

Хорошая аудиоверсия в исполнении Ксении Кутеповой от издательства Вимбо.

Обложка аудиоверсии книги книг «Ловушка для Золушки» Себастьяна Жапризо
Обложка аудиоверсии книги книг «Ловушка для Золушки» Себастьяна Жапризо

🕗 Длится запись 4 ч. 44 мин.

📖 В печатной версии 224 страницы.

🔞 Возрастные ограничения: у книги 18+, у аудиозаписи 12+. 😄

🏆Моя оценка: 7 из 10.

Книга «Ловушка для Золушки» Жапризо издаётся в России под разными названиями
Книга «Ловушка для Золушки» Жапризо издаётся в России под разными названиями

✅ Рекомендую книгу:

  • любителям психологических триллеров с лёгким саспенсом;
  • поклонникам французской литературы 60-х годов прошлого века.

Читали? Как вам?

❓❓И какая из этих двух книг Жапризо вам больше нравится? «Ловушка для Золушки» или «Дама в автомобиле, с ружьём и в очках»?

Автор статьи Галина Шефер😊💕Некоторые иллюстрации к отзыву созданы автором с помощью нейросети по собственным промтам.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ КИНО.КНИГА👍ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:

📚 Обзоры, рецензии, подборки книг – в рубрике Обзоры книг.