Найти в Дзене
В чем смысл?

Ценности организации в корпоративной культуре

Сегодня хочу поговорить о ценностях. Ценности - это основа: бизнеса, жизни. Они стоят во главе всего. Но что же это такое? Давайте разберемся. Ценности - это прежде всего принципы, которыми мы руководствуемся в жизни, в работе, при принятии решений. Это то, что мы не можем не учитывать и то, на что мы всегда опираемся. Мы можем менять стратегию, цели, методы, все, кроме ценностей. Они незыблемы и постоянны. Помните, мы говорили ранее с вами о хороших руководителях? Что прежде всего для нас хороший руководитель - это хороший человек, т.е. человек с адекватными и понятными нам ценностями. Идеально, если ценности наши совпадают с ценностями руководителя и всей организации в целом. Очень часто про ценности вспоминают в различных политиках. Звучат они красиво, прям читаешь и думаешь: хочу работать в этой компании, они такие классные! Но когда приходишь и видишь всю «кухню» изнутри, понимаешь, что это лишь слова на экране или на бумаге. На самом деле никаких общих ценностей в компании

Сегодня хочу поговорить о ценностях. Ценности - это основа: бизнеса, жизни. Они стоят во главе всего. Но что же это такое? Давайте разберемся. Ценности - это прежде всего принципы, которыми мы руководствуемся в жизни, в работе, при принятии решений. Это то, что мы не можем не учитывать и то, на что мы всегда опираемся. Мы можем менять стратегию, цели, методы, все, кроме ценностей. Они незыблемы и постоянны. Помните, мы говорили ранее с вами о хороших руководителях? Что прежде всего для нас хороший руководитель - это хороший человек, т.е. человек с адекватными и понятными нам ценностями. Идеально, если ценности наши совпадают с ценностями руководителя и всей организации в целом. Очень часто про ценности вспоминают в различных политиках. Звучат они красиво, прям читаешь и думаешь: хочу работать в этой компании, они такие классные! Но когда приходишь и видишь всю «кухню» изнутри, понимаешь, что это лишь слова на экране или на бумаге. На самом деле никаких общих ценностей в компании не существует. У каждого работника они свои и далеко не факт, что руководители руководствуются теми, которые описаны в организации. Заметьте, я не говорю «приняты», потому что если они описаны и ими руководствуются руководители, да и весь персонал, то можно считать, что они приняты. Может быть даже так, что они описаны, ими руководствуются, но они не совпадают с нашими. Долго ли можно так работать? Это зависит от человека, от условий, в которые он поставлен, но часто такое несоответствие приводит к выгоранию. Каждый раз назревает внутренний конфликт, который добавляет стресс и ускоряет выгорание. Вряд ли в таком случае можно получить полное удоволетворение от работы, от процесса и результата. Вообще люди такие создания, которым важен результат. Давайте признаем, что мы ходим на работу ради зарплаты, но не только ради нее. В большинстве случаев всем хочется признания, видеть результат своей деятельности, осознавать важность и ценность выполненных задач, своего вклада в достижение общих целей.

Частая картина в организации: ценности описаны, утверждены, но никто их не учитывает, т.е. они просто имеют декларативный характер, они не приняты.

Пример из интернета
Пример из интернета

В таком случае описанными ценностями регулярно пренебрегают все, кому выгодно это здесь и сейчас, просто все кому не лень. Чем больше организация, тем больше вероятность несоответствия действий этим ценностям. И какое же наступает разочарование, когда работники видят, что все описанные ценности - это не более, чем просто слова и создаваемая иллюзия. Под угрозой репутация не только руководителя, но и всей организации. Но какое это имеет значение, правда? Это ведь мнение одного человека против целой огромной и успешной организации? Я же там просто песчинка. Но ведь организация существует, пока в ней есть люди. В этой ситуации возникают риски текучести персонала, а порой бывает так, что когда один прекрасный руководитель-лидер уходит, то может за собой увести свою команду, тоже прекрасных специалистов. А это уже могут быть ощутимые потери, как для коллектива, так и для бизнеса. Может показаться, что я говорю о том, что новая кровь в организации- это плохо. На самом деле наоборот полезно, когда появляются и новые взгляды, видения, подходы и методы. Так мы все развиваемся, иначе все может превратиться в болото. Но эта самая текучесть персонала должна быть небольшой. Если она будет высокой, то выиграть в этом случае не получится. Опыт будет утекать. Но и это не всегда верное утверждение. Возможно в каких-то конкретных случаях мы можем пренебречь какими-то правилами и не обращать внимания на текучесть. Считая, что потери невелики. Но не стоит пренебрегать принципами.

Когда мы встречаем руководителя и коллектив, с которыми разделяем эти ценности, то не задумываемся, что это один из элементов нематериальной мотивации, который заставляет нас оставаться на этой работе, даже если предлагают зарплату чуть повыше, но в другой организации или коллективе. При условии конечно, что изначально все базовые потребности удовлетворены на работе. Но если по каким-то причинам это не так, то работник может и не ощущает это сразу, но постепенно начинает выгорать на работе. Это не единственная причина выгорания, но одна из многих. А выгорание сказывается не только на работнике, его здоровье и больничных, но и на качестве выполнения задач, на общей атмосфере в коллективе.

Ценности - эфемерная материя, но очень важная. Поэтому если предстоит подбирать коллектив, то лучше это делать с учетом ценностей. Только тогда удастся завоевать авторитет, повысить лояльность и снизить выгорание.

Мы с вами в одном разговоре про ценности затронули сразу несколько тем, о которых уже говорили или еще будем говорить: лидерство, выгорание, нематериальная мотивация, вовлеченность, текучесть (утечка умов), корпоративная культура. Сколько казалось бы не очень тесно связанных между собой вопросов, но, как мы видим оказывающих влияние друг на друга.

Ценности, если они приняты, формируют корпоративную культуру организации. Они могут быть не описаны, но если они едины и приняты (напомню:ими руководствуются при принятии решений), то и корпоративная культура уже есть. Отсутствие корпоративной культуры - говорит об отсутствии единых ценностей, а это создает трудности при взаимодействии между сотрудниками, между подразделениями и между организациями.

Люди охотнее идут на контакт, если наши ценности совпадают. Поэтому не мешало бы уделять вот таким вот вопросам внимание для создания климата в коллективе. Как там в песне: «важней всего погода в доме». Когда коллектив вовлечен, то многое можно достичь или пережить с минимальными потерями, а бывает так, что паршивая овца все стадо портит. Стоит одному человеку не вписаться в коллектив и он будет тормозить весь локомотив коллектив. Идеально, когда удается "навязать" свои ценности, в хорошем понимании этого слова. Чтобы каждый проникся и принял на подсознательном уровне.

-3

Немного разобрались с ценностями и на что влияют, теперь давайте поговорим, а что же делать и как их транслировать? Всё как всегда до банального просто, примерно как с воспитанием детей: только своим примером. Можно бесконечно рассуждать о ценностях, о том, как надо, но если действия будут расходиться со словами, то авторитет будет утерян безвозвратно, а с ним и все ценности. Хорошо, когда в организации есть какие-то тренинги или регулярное внутреннее обучение, но начать можно с процесса адаптации, когда новый работник попадает в организацию, он еще почти ничего не знает о внутренней кухне. Чтобы ему было проще и он быстрее адаптировался, можно включить в адаптационный процесс информацию про ценности, чтобы убедиться, что мы друг другу подходим. В процесс адаптации работника, часто его приравнивают к испытательному сроку, можно включить много полезной и нужной корпоративной информации, провести внутренне обучение. Начинать надо с главного, в процессе работник втянется. Перегруз информации и информационными письмами в период адаптации и работы - это не лучшее решение, я бы даже сказала, что очень вредное. Работодатель себя хочет обезопасить, собрать еще и подписи, о том, что ознакомлен работник. Но такой подход быстро превратиться в информационный шум и не более. Лучше сделать акцент на важном и главном. И еще один важный момент, если выбирать между 2 вариантами:

  • Ценности описаны (утверждены), доведены до персонала, но ими не руководствуются.

ИЛИ

  • Ценности не описаны, но их придерживаются на интуитивном уровне (так тоже бывает в организациях).

то я бы выбрала 2. В первом случае теряется лояльность к компании, усиливается выгорание, падает авторитет руководителей, в общем много негативных последствий, которые вытекают одно из другого. Во втором случае вижу минус лишь в том, что вы не знаете совпадают ли ваши ценности, совпадет ли ожидание и реальность, но если вдруг повезло, то бумажки тут не играют особой роли.

Поэтому лучше не растекаться красноречием в различных документах и политиках, а писать только то, что выстрадано кровью и потом. Пусть это будет 1-2 пункта, но они будут не просто для красного словца, а рабочие и всеми принятые, т.е. разделяемые ценности, которыми руководствуется персонал, чем какая-то «писулька» не имеющая значения.

Помните, что падать всегда больнее! Красивые, но бессмысленные документы не только пользы не приносят, но могут и навредить!