Основные вехи биографии
Любовь Орлова родилась, по официальным данным, 11 февраля 1902 г. в городе Звенигороде Московской губернии, в дворянской семье. Некоторые биографы даже выводят её род от графа Григория Орлова – фаворита Екатерины II.
Отец Любы служил в военном министерстве, а мать была дальней родственницей Льва Толстого. Писатель даже подарил маленькой Любе свою книгу «Кавказский пленник» с именной надписью. В гости к Орловым заходил и Фёдор Шаляпин. Увидев Любочку в домашнем спектакле, он предрёк ей успешную артистическую карьеру.
По окончании в 1919 г. средней школы, Люба поступила в московскую консерваторию, затем в театральный техникум. Параллельно с учёбой подрабатывала тапёром в московских кинотеатрах. В 1926 г. вышла замуж за Андрея Берзина – сотрудника Наркомата земледелия. В том же году Орлова была принята хористкой, затем актрисой Театра Немировича-Данченко.
В 1930 г. её муж был арестован. В 1932 г., после успешного воплощения роли Периколы в одноимённой оперетте Оффенбаха, Орлову выдвинули в солистки театра.
В этом качестве в 1933 г. её увидел кинорежиссёр Григорий Александров, и пригласил на роль Анюты в готовящемся фильме «Весёлые ребята». Профессионально певшая, игравшая на фортепиано, танцевавшая Орлова сама выполняла в нём акробатические трюки.
Фильм принёс актрисе триумфальную популярность. После выхода картины Орлова стала женой Александрова.
Не меньший успех выпал на долю следующих фильмов режиссёра, в которых она играла главные роли – «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».
Для достоверного воплощения своих героинь она сама разносила письма и работала ткачихой. Орлова стала широко известной и за рубежом, куда часто командировалась. Однажды Чарли Чаплин предпочёл встречу с ней бельгийской королеве, перед которой он должен был выступить.
Любовь Орлова стала олицетворением советской женщины – обаятельной, энергичной, целеустремлённой. Во время войны она постоянно выступала перед советскими солдатами на фронтах и передовой.
Из послевоенных картин Александрова с участием Орловой выделяется прекрасный фильм «Весна». Другие картины были менее удачны, особенно последний – «Скворец и Лира», в котором попытка постаревшей Орловой сыграть молодую женщину не удалась. В 1975 г. она скончалась.
Легенды и факты
Народная артистка и дважды лауреат Сталинской премии была любима народом. Уважая себя и своё окружение, Орлова никогда не выставляла напоказ личную жизнь, как это сейчас принято. Тем не менее, имя любимой актрисы всегда окружали слухи, разобраться в которых мы и попробуем.
1. По понятным причинам Любовь Петровна не афишировала своё дворянское происхождение. В анкетах она писала, что родилась в семье служащих.
2. Скорее всего, Орлова была старше своего официального возраста. По воспоминаниям Фаины Раневской, при выдаче советских паспортов в начале 30-х годов, возраст записывался со слов получателя, без проверки. Она утверждала, что Любовь Петровна скостила себе целый десяток лет.
3. После ареста в 1930 г. Андрея Берзина, Орлова больше не видела его. Она узнала о его ссылке в Казахстан от Сталина, в ответ на свой вопрос. Берзин вернулся в Москву после войны, а затем жил в Риге до смерти в 1951 г.
4. В 1932–33 гг. Орлова состояла в незарегистрированных отношениях с австрийским инженером Францем, фамилия которого неизвестна. Они прекратились после съёмок фильма «Веселые ребята» в Гаграх, после которых Александров и Орлова не разлучались до смерти последней.
5. По сценарию этого фильма на быка должен был вскочить Утёсов, наотрез отказавшийся от этого. Трюк выполнила Орлова, но, бык, «подождавший» снятия кадра, всё-таки сбросил её. Любови Петровой после этого пришлось месяц провести в больнице.
6. Следующий фильм – «Цирк», снимался специально под Орлову. По сюжету она танцевала на стеклянной площадке под жерлом пушки, в которой был прожектор.
Никому не пришло в голову, что его лучи раскалят стекло, на которое героиня должна была сесть по окончании танца, продолжая при этом петь. После успешной съёмки эпизода Любовь Петровну увезли на скорой помощи в больницу, где диагностировали ожог третьей степени.
7. В свои отношения Орлова и Александров никого не посвящали. При посторонних супруги всегда обращались друг к другу на «вы». Все 42 года они не уставали писать друг другу записки и письма с признаниями в любви.
8. Внешний вид Любови Орловой был безупречен почти всю жизнь. В фильмах Александрова актрису снимали под определенными ракурсами и с подсветкой снизу для сглаживания теней и морщин на лице. Режиссёр брал за образец знакомую ему по американской командировке актрису Марлен Дитрих: шатенку Орлову он сделал блондинкой.
9. Всенародная популярность не сделала актрису надменной и равнодушной к простым людям. Как-то она получила письмо с просьбой от женщины из небольшого города, потерявшей на войне мужа и двух сыновей.
Посаженные в их память тополя стали мешать прокладке новой дороги, и городские власти решили их срубить. Любовь Петровна за несколько дней организовала встречу со зрителями этого города, и прямо со сцены обратилась к чиновникам: тополя были сохранены.
10. Как-то в театре Моссовета, где работала актриса, рабочий сцены накрыл стол в репетиционном зале в честь своего юбилея, позвав отметить его артистов театра. Поздравить простого коллегу пришла единственная народная артистка – Любовь Орлова. Другие титулованные артисты не снизошли до него.
11. Ходили слухи о том, что она регулярно летала во Францию делать пластические операции, которые якобы оплачивал хорошо знакомый с супружеской парой Чарли Чаплин. В действительности была только одна такая операция – в московском Институте красоты у хирурга Шмелёва.
12. Тем не менее, старость не удаётся перехитрить никому. В 1972 г., когда ей официально исполнилось 70 лет, она попросила советское руководство не упоминать в прессе её возраст: просьба была выполнена.
13. Любовь Орлова была любимой актрисой Сталина, а фильм «Волга-Волга» – его любимым фильмом. А как относилась к Сталину она?
У её биографов есть две взаимоисключающих версии. Согласно первой, она была возмущена клеветнической кампанией Хрущёва против Сталина, и посвятила вождю свои мемуары «О Сталине с любовью». Об их характере можно судить по следующему короткому отрывку из них:
«Сталин был прост в общении, нисколько не рисовался, но все сразу же видели в нём Вождя. Огромная сила исходила от Него, но эта сила не угнетала, не давила, а, наоборот, вдохновляла, окрыляла, побуждала делать что-то хорошее, побуждала к свершениям. То был совершенно особенный человек, человек исключительных дарований, исключительной силы.
Такие рождаются редко, раз в сто лет, а то и реже. И при всех своих величайших (не побоюсь этого слова) достоинствах Сталин был исключительно, удивительно скромен. Культ, о котором нынче столько говорят, создавал не Он, а разные подхалимы.»
Ясно, что такие воспоминания не могли появиться в СССР в период оголтелой хрущёвской десталинизации. Незадолго до смерти, в 1974 г. Орлова передала их в китайское посольство. Сейчас мемуары общедоступны в Интернете.
Другие биографы Орловой отказывают воспоминаниям в достоверности, и пишут о её негативном отношении к Сталину, сформировавшемся после ареста первого мужа.
А какие ещё интересные факты про Любовь Орлову вы знаете? Подписывайтесь на канал и давайте обсудим в комментариях.
Вам может быть интересно: