1) «…великий толкач дела электрификации». Роль Ленина в электрификации страны.
«Коммунизм – это Советская власть плюс электрификация всей страны.»
В.И. Ленин
После революции, к концу 1917 года в стране (особенно в Москве и в Петрограде) сложилось катастрофическое положение с топливом: бакинская нефть и донецкий уголь оказались недоступны. Поэтому в ноябре Владимир Ленин по предложению инженера Ивана Ивановича Радченко (1874-1942), имевшего опыт работы на торфяной электростанции, дал указание о строительстве Шатурской торфяной электростанции. В тоже время Ленин заинтересовался работой Генриха Осиповича Графтио (1869-1949) по проектированию Волховской ГЭС под Петроградом.
Примечание: ГЭС - электростанция, использующая в качестве источника энергии движение водных масс в русловых водотоках и приливных движениях.
В январе 1918 года состоялась I Всероссийская конференция работников электропромышленности, предложившая создать орган для руководства энергетическим строительством. Такой орган — Электрострой — появился в мае 1918 года, а одновременно с ним был образован ЦЭС (Центральный электротехнический совет) — преемник и продолжатель всероссийских электротехнических съездов. В декабре 1918 года ЦЭС организовал Бюро по разработке общего плана электрификации страны, а примерно через год Кржижановский послал Ленину свою статью «Задачи электрификации промышленности», и получил на нее восторженный отклик, а также просьбу написать об этой проблеме популярно — с целью увлечь ею «массу рабочих и сознательных крестьян». Написанная буквально за неделю брошюра была сразу издана, а еще через пару недель Совет рабоче-крестьянской обороны утвердил, а Ленин подписал положение о Комиссии ГОЭЛРО — Государственного плана электрификации России. Ленин стал, по выражению Кржижановского, «великим толкачом дела электрификации».
Название плана электрификации согласовывалось в ожесточенных спорах. Предлагались следующие аббревиатуры: ЭЛЕРОС, КОПЭРО, ГОСКОПЭЛЬ, ГОСУДАКЭР, ГРЭК… В итоге остановились на ГОЭЛРО.
План ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России) был принят 22 декабря 1920 года на VIII Всероссийском съезде Советов, утверждён СНК 21 декабря 1921 года. Разрабатывался по инициативе В. И. Ленина, в первую очередь для восстановления и дальнейшего развития электроэнергетики.
2) Церковь против.
Не всё духовенство было против электрификации, но в историографии существует такой факт. Письмо епископа Самарского и Ставропольского графу Российской Империи Орлову-Давыдову
«Конфиденциально. Стол № 4, № 685. Депеша. Италия, Сорренто, провинция Неаполь. Графу Российской Империи его сиятельству Орлову-Давыдову. Ваше сиятельство, призывая на вас Божью благодать, прошу принять архипастырское извещение: на ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить божий мир в Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии. С истинным архипастырь ским уважением имею честь быть вашего сиятельства защитник и богомолец. Епархиальный архиерей преосвященный Симеон, епископ Самарский и Ставропольский. Июня 9 дня 1913 года».
3) Утопия или реальность.
В конце 20-х годов было много сомневающихся в успехе эксперимента ГОЭЛРО. Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс план ГОЭЛРО называл «утопией электрификации». «Можно ли представить себе более дерзновенный проект, — писал он в книге «Россия во мгле», — в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего…»
Однако к 1931 году план ГОЭЛРО по электростроительству был выполнен. Всего за два года (с 1930 по 1931) производство электрической энергии в СССР выросло на 30 %. К 1935 году вместо запланированных 30 электростанций было построено около 40.
Изначально комиссия ГОЭЛРО ставила целью к 1930 году спроектировать 1,75 млн кВт, но в итоге этот показатель был превышен благодаря грамотно выстроенной работе. Итоговая цифра в 1931 году остановилась на показателе 2,56 млн кВт.
4) Помощь западных специалистов.
На протяжении всего периода реализации плана ГОЭЛРО (до 1935 года), Советский Союз закупал импортное оборудование. Передовые по тем временам энергетические технологии стране поставляли американские «Дженерал Электрик», «Ньюпорт-Ньюс», «Бабкок-Вилкокс», английская «Метрополитен Виккерс», немецкие «Ганомаг», «Сименс», «Штейн-Мюллер».
Руководили сооружением электростанций советские специалисты, но при монтаже и наладке импортных энергетических машин без инженерной поддержки зарубежных специалистов было не обойтись. Их вклад в осуществление плана ГОЭЛРО очень велик. Достаточно сказать, что главный консультант строительства Днепрогэса — американский полковник Хью Купер (1865-1937) — был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
5) Влияние электрификации на советский авангард.
Терменвокс, изобретенный в 1919 году Львом Терменом. Терменвокс – это единственным в мире бесконтактным музыкальным инструментом. Французский композитор и один из пионеров электронной музыки Жан-Мишель Жарр назвал терменвокс «страдивари в мире электронных инструментов». Механизм его действия сам Термен описывал так: «исполнение на этом новом музыкальном электроинструменте производилось не механическим способом, как на обычных инструментах, а посредством свободного движения рук и пальцев на расстоянии от инструмента, посредством воздействия на его электрическое поле».
Первая презентация его возможностей широкой публике состоялась в октябре 1921 года на VIII Всероссийском электротехническом съезде, на котором обсуждался план ГОЭЛРО. В 1922 году с терменвоксом и его создателем познакомился Владимир Ленин. После выступления Термен даже устроил небольшой мастер-класс для вождя, во время которого, управляя руками Ленина, исполнил романс «Жаворонок» Михаила Глинки. Ильича изобретение впечатлило — по его распоряжению Термен отправился в концертный тур по Советскому Союз для пропаганды электрификации.