Найти в Дзене
УралLIVE

Зачем поэзия зимы?

Дмитрий Красноухов специально для УралLIVE

Телеканал RT подготовил новую поэтическую антологию — книгу «ПоэZия русской зимы». На сегодня это наиболее современный сборник Z-поэзии — весьма значимого явления в культурной жизни страны.

Удалась ли «зимняя» подборка? Поделюсь своими мыслями на этот счёт.

Само по себе появление новой военной волны (так ещё называют Z-поэзию) стало грандиозным открытием. И речь не столько про открытие новых имён и их творений, что, безусловно, тоже произошло.

Открылась перспектива существования современной русской поэзии вообще; существования не в качестве чего-то маргинального и вторичного — совершенно внезапно поэзию стали воспринимать как значимый фактор культурной и общественной жизни. И это поразительно.

(На немаргинальность «Z-поэзии» указывает и особое внимание к ней именно команды RT, чьи профессиональные стандарты весьма высоки — без скидок на патриотизм, чем грешат некоторые.)

Читатель впервые за десятилетия встретился со сверхсовременной русской поэзией. И это не зарифмованная патриотическая публицистика. И не наспех сконструированный пиар-продукт. И не графомания (хотя в любом течении найдутся как сильные, так и весьма слабые стихи). Русская поэзия просто продолжила себя, в то время как её продолжение считалось крайне проблематичным или даже невозможным.

Возможны ли новые открытия после того, уже случившегося? Вот какой вопрос стоит перед антологией «ПоэZия русской зимы». И если нет новых открытий — зачем вообще она нужна?

По прочтении могу сказать: да, новые открытия содержатся и здесь. Они могут показаться не столь значимыми на фоне предыдущих антологий, где новым было абсолютно всё (даже написанное до 2022 года, тогда ещё малоизвестное). Но тем не менее.

Теперь конкретика.

Не могу не выделить стихотворения 21-летнего фронтовика Амира Сабирова. И тут нет никакой «возрастной» или «фронтовой» квоты. Это просто сильные стихи.

По цепи окопов свистит, и
приглушит слегка;
сушился бушлат —
продырявили пулями;
хохлы выползут в поле,
отработают их снайпера:
убили других, а поэтому
сами не умерли.

Сабиров пишет в разных стилях, но в памяти остаются именно «обрывистые», его наиболее «дерзкие» строки.

Другое открытие — лирика 23-летней лауреатки премии «Слово» Софьи Юдиной. В каком-то смысле она (очень условно) «анти-Сабиров». Творения Юдиной вообще отличаются от многих военных стихотворений — военного быта там почти и нет. В остатке — подлинная поэзия, порой достигающая небесной вершины.

Я не исчезну, если не мигая
Смотреть — я не исчезну никуда,
И ласточка в ладонь перелетает,
И снег идёт, и горе не беда.
Давным-давно простыми именами
От снега мы с тобой произошли,
И смерть не возвращается за нами,
И небо — отражение земли.

(В антологии, однако, опубликовано другое стихотворение Юдиной — на мой взгляд, менее запоминающееся.)

Есть открытия и по тем авторам, которые были известны читателю ранее.

Так, у Натальи Денисенко (единственный автор с Урала в антологии) опубликовано программное «зимнее» стихотворение — и это самая настоящая отповедь.

С грохотом год 
врывается в зиму — 
громко!
Не осекается год,
не стелет соломку,
Не раздаёт 
от своих щедрот 
чудесами,
Только пинает:
«Сами, ребята, сами!» 
Только пеняет, 
что мягкотелы или,
Не послужив, 
победу не заслужили,
Только корит,
что медленно запрягаем,
Будто горит не дом,
а трава за краем.

Яростно и одновременно спокойно звучат творения Марии Ватутиной — речь идёт о стихотворениях «Украина, прощай!» и «Когда мы обратно в твой город войдём».

Украина, прощай! 
Умираешь не собственной смертью. 
Истекаешь, безногая, кровью, ворованной нефтью, 
Изрыгаешь проклятья, ракетами вместо морфина 
Обезболить пытаешься совесть. 
Прощай, Украина.

Не обошлась антология и без старых / новых стихов самых известных Z-авторов: Анны Долгаревой, Игоря Караулова, Анны Ревякиной и других ранее прогремевших поэтов.

Есть у сборника и недостатки, унаследованные от предыдущего сборника RT. Так, в книге нет никакой информации про опубликованных поэтов (включая даже погибших), а поток стихотворений и фамилий перемежается лишь иллюстрациями. Авторы расставлены пофамильно, в алфавитном порядке (обратный пример — великолепно скомпонованная антология «Великий Блокпост»). Ощущается несбалансированность: какие-то поэты представлены явно избыточно, а та же Софья Юдина — всего лишь одним стихотворением.

Впрочем, всё это не отменяет главного факта: Z-поэзия не только не выродилась, но продолжает оставаться открытием. Что демонстрирует и данный сборник.

Читайте колонки Дмитрия Красноухова:

Z-поэзия старше, чем мы думали 

Какой будет «ПоэZия русской осени»?

Нужно ли возвеличивать поэтов?

Больше, чем стихотворение. Чем «пробивает» Анна Ревякина

Метод Долгаревой

 «Вот так они стоят». Метод Долгаревой — 2

Чапай не выплывет? Метод Долгаревой — 3