Найти в Дзене
O K

Симфонический концерт в Большом зале Московской консерватории на Большой Никитской

В Большом зале Московской консерватории имени П. И. Чайковского мы были в преддверии Старого Нового года на вечернем концерте симфонического оркестра "Новая Россия". Солировал на концерте пианист Филипп Копачевский - лауреат международных конкурсов, который приобрёл популярность в разных странах, несмотря на свою молодость - он 1990 года рождения. Дирижировал оркестром ещё более молодой выпускник консерватории имени П. И. Чайковского - дирижёр Иван Никифорчин 1995 года рождения - основатель, художественный руководитель и главный дирижёр камерной капеллы «Академия Русской Музыки». Иван Никифорчин часто выступает с разными оркестровыми коллективами страны, в том числе и с симфоническим оркестром "Новая Россия", которым с 2002 года руководит прославленный российский альтист и дирижёр Юрий Башмет. Он, как главный дирижёр оркестра, тоже присутствовал на концерте, и выходил на поклон к публике. В первом отделении концерта прозвучали произведения Джорджа Гершвина: "Рапсодия в стиле блюз"

В Большом зале Московской консерватории имени П. И. Чайковского мы были в преддверии Старого Нового года на вечернем концерте симфонического оркестра "Новая Россия". Солировал на концерте пианист Филипп Копачевский - лауреат международных конкурсов, который приобрёл популярность в разных странах, несмотря на свою молодость - он 1990 года рождения. Дирижировал оркестром ещё более молодой выпускник консерватории имени П. И. Чайковского - дирижёр Иван Никифорчин 1995 года рождения - основатель, художественный руководитель и главный дирижёр камерной капеллы «Академия Русской Музыки». Иван Никифорчин часто выступает с разными оркестровыми коллективами страны, в том числе и с симфоническим оркестром "Новая Россия", которым с 2002 года руководит прославленный российский альтист и дирижёр Юрий Башмет. Он, как главный дирижёр оркестра, тоже присутствовал на концерте, и выходил на поклон к публике.

В первом отделении концерта прозвучали произведения Джорджа Гершвина: "Рапсодия в стиле блюз" и "Американец в Париже". "Рапсодия в стиле блюз" была написана Гершвиным в 1923 году как эксперимент по созданию нового музыкального стиля, сочетающего джаз и классическую музыку. Рапсодия была впервые исполнена автором 12 февраля 1924 года в Нью-Йорке, в концертном зале Эолиан-холл.
После успеха, который произвела "Рапсодия в стиле блюз", американский дирижёр Вальтер Дамрош попросил Гершвина написать для него полный концертный цикл. Гершвин, вдохновлённый поездкой в Париж, написал пьесу "Американец в Париже" для симфонического оркестра, дополнив стандартный состав музыкальных оркестровых инструментов саксофонами и автомобильными рожками парижского такси, привезёнными в Нью-Йорк специально для премьеры, которая состоялась 13 декабря 1928 года в Карнеги-холле, где Дамрош дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром. За прошедшее столетие произведения Гершвина не утратили своей актуальности, они часто исполняются разными симфоническими оркестрами во всём мире. Вполне современно прозвучали произведения Гершвина и в исполнении симфонического оркестра "Новая Россия".

Второе отделение концерта началось с исполнения "Рапсодии на тему Паганини" Сергея Рахманинова - знаменитого российского композитора, вынужденного эмигранта, переехавшего после Октябрьской революции 1917 года за границу. Свою Рапсодию Рахманинов написал на тему знаменитого двадцать четвёртого каприса Николо Паганини — прежде уже становившегося источником вдохновения для других композиторов, в числе которых Ференц Лист и Иоганн Брамс. Рахманинов работал над этим сочинением на вилле в Швейцарии, где он жил в 1934 году. Премьера состоялась 7 ноября 1934 года в Балтиморе - в Америке, где Рахманинов прожил последние годы своей жизни. Умер Рахманинов в 1943 году в Беверли-Хиллз, в Калифорнии, оставшись в сердцах своих поклонников русским композитором, пианистом и дирижёром.

Исполнив "Рапсодию на тему Паганини" Рахманинова, оркестр продолжил радовать публику праздничным фееричным исполнением увертюры из оперетты "Летучая мышь", вальса "На прекрасном голубом Дунае" Иоганна Штрауса - младшего, и "Марша Радецкого" Иоганна Штрауса - старшего. "Маршем Радецкого" традиционно завершаются все рождественские и новогодние симфонические концерты Венского филармонического оркестра под громкий топот и аплодисменты зрительного зала, которому помогает топать и хлопать в такт марша сам дирижёр. Вот также хлопали и топали все зрители полностью заполненного Большого зала консерватории имени Чайковского во время оркестрового исполнения в конце концерта "Марша Радецкого".

Большим концертный зал консерватории имени Чайковского называют не зря - он действительно большой, даже огромный, вмещающий 1737 зрителей. Нам удалось это оценить, взирая на зал с наших мест в ложе верхнего яруса. Мы всегда, если есть возможность, покупаем билеты на первые ряды балконов или лож в театрах, рассчитывая, что "сверху видно всё", как поётся в известной всем песне про пилотов из фильма "Небесный тихоход". Наша ложа на верхнем ярусе была под № 10, напротив была ложа - №9. У сцены с двух сторон на уровне партера расположены ещё две ложи, похожие на ложи бенуара, над ними в двух ложах стояли осветительные приборы. Рядом с двумя ложами бельэтажа, расположенными под балконом, ещё две ложи были заняты звуковым оборудованием. Возможно, так было не всегда. Многое могло измениться за 124 года - столько лет исполнится в этом году Большому залу консерватории имени Чайковского. Его открыли в 1901 году.

В годы советской власти был частично изменён "иконостас" Большого концертного зала - знаменитые ряды с медальонами - портретами великих композиторов. Первоначально по заказу директора Московской консерватории Сафонова они были написаны художником Николаем Бодаревским, и располагались в таком порядке (если смотреть со сцены): с левой стороны - Глинка, Бах, Моцарт, Гайдн, Мендельсон, Вагнер, Бородин (мы сидели в ложе рядом с Бородиным); с правой стороны - Чайковский, Бетховен, Гендель, Шуберт, Шуман, Глюк, Рубинштейн.
Дополнительно стоит рассказать о последнем медальоне - на нём изображён портрет Антона Григорьевича Рубинштейна - русского композитора, пианиста и дирижёра, старшего брата пианиста, основателя Московской консерватории и первого её директора Николая Григорьевича Рубинштейна, чей барельеф расположен над сценой Большого концертного зала.

В 1953 году портреты Мендельсона, Глюка, Гайдна и Генделя были заменены на изображения Римского-Корсакова, Шопена, Даргомыжского и Мусоргского, соответственно, выполненные советскими художниками. Снятые портреты Мендельсона и Гайдна были спустя много лет обнаружены, отреставрированы и сейчас выставлены перед входом в партер. Портреты Глюка и Генделя утрачены.

Ещё был утрачен - уничтожен во время Великой Отечественной войны при бомбёжках Москвы витраж "Святая Цецилия", изготовленный бесплатно в мастерских Северного стекольно-промышленного общества для фойе Большого концертного зала. Но, к счастью, в 2010–2011 годах витраж воссоздали по дореволюционным фотографиям и эскизам.

Истории Московской консерватории посвящена экспозиция, размещённая в холлах Большого концертного зала.
Московская консерватория была основана в 1866 году. Первое время занятия проводили в доме баронессы Черкасовой на Воздвиженке. В 1868—1873 годах в том доме работал П. И. Чайковский. Дом, к сожалению, не сохранился, он был разрушен при бомбёжках во время Великой Отечественной войны. В 1871 году Московская консерватория арендовала особняк, возведённый на Большой Никитской в 1790-е годы по проекту Василия Баженова для самой Екатерины Романовны Дашковой - соратницы императрицы Екатерины II. В 1810 году здание унаследовал племянник, граф и генерал-губернатор Михаил Семёнович Воронцов, будущий герой войны, участник Бородинского сражения, затем губернатор Новороссии и Бессарабии, наместник Крыма и Кавказа. Именно он построил в Алупке знаменитый
Воронцовский дворец. Дом в Москве на Большой Никитской Воронцов сдавал в аренду. В 1812 году дом горел, но был восстановлен к 1824 году. В 1878 году Московская консерватория выкупила арендованный дом Дашковой - Воронцова за 185 тысяч рублей и перестроила его в конце XIX века по проекту архитектора Василия Петровича Загорского в здание для Большого концертного зала. Проект Загорский выполнил бесплатно. На собственные деньги архитектор купил и мрамор, из которого затем изготовили ступени Большого зала. Для строительства император Александр III выделил Московской консерватории 400 тысяч рублей. Купец Гаврила Солодовников пожертвовал 200 тысяч рублей, а пианист Антон Рубинштейн — 9 тысяч.
Специально для Большого зала Московской консерватории предприниматель и меценат Сергей фон Дервиз заказал во Франции орган. А всю мебель для Московской консерватории оплатили купцы Морозовы и промышленник Павел Харитоненко.
После завершения реконструкции здания Московской консерватории Загорский попросил
«сохранить за собой пожизненно и безвозмездно должность архитектора при здании консерватории». До своей смерти в 1912 году он отвечал за реставрацию и ремонт всех помещений здания.
В 1932—1933 годах трёхэтажное здание Московской консерватории на Большой Никитской было надстроено по проекту Ильи Бондаренко.

Несмотря на перестройки, здание Московской консерватории с флигелями сохранило облик старинного особняка с внутренним двориком, в котором у Большой Никитской в 1954 году установили памятник П. И. Чайковскому работы прославленной Веры Мухиной.

Вход в Большой зал Московской консерватории со стороны Большой Никитской улицы
Вход в Большой зал Московской консерватории со стороны Большой Никитской улицы

Большая Никитская улица при социализме в 1920 - 1993 годах называлась улицей Герцена. Историческое название улицы, которое она носит и сейчас, происходит от находившегося в этой местности Никитского монастыря, упразднённого в 1929 году и практически полностью разрушенного в 30-е годы XX века в период активной борьбы с религиозным культом, называемым "опиумом для народа". К счастью, в Москве было достаточно храмов, многие из которых сохранились до наших дней. На Большой Никитской, на углу с Моховой, есть храм Мученицы Татианы при МГУ, который хоть и закрывался в годы богоборчества, и в нём было полностью уничтожено церковное убранство, зато архитектурный облик храма не пострадал. В 1995 году храм Мученицы Татианы был возвращён Русской православной церкви и полностью отреставрирован.
Сегодня - 25 января. Ежегодно в этот день вся страна отмечает Татьянин день - праздник всех студентов. В 1755 году, именно в Татьянин день, императрица Елизавета издала указ об учреждении Московского университета. Ему, выходит, сегодня исполняется уже 270 лет. Про храм Мученицы Татианы я расскажу подробнее как-нибудь в другой раз. А сегодня я поздравляю всех Татьян и всех студентов - с праздником!!!