Найти в Дзене
Живопись

Художник Николай Кузнецов: самый необычный передвижник

Николай Дмитриевич Кузнецов (1850, Степановка, Херсонская губерния — 1929, Сараево) — русский живописец, портретист и жанрист, автор ставшего хрестоматийным портрета композитора Петра Чайковского. Академик Императорской Академии художеств. Член Товарищества передвижников, один из основателей Товарищества южнорусских художников.

Казак с картины Ильи Репина

Илья Ефимович Репин, «Запорожцы», 1880—1891, холст, масло. 203 × 358 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Ефимович Репин, «Запорожцы», 1880—1891, холст, масло. 203 × 358 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Ефимович Репин, «Запорожцы», 1880—1891, фрагмент
Илья Ефимович Репин, «Запорожцы», 1880—1891, фрагмент

Колоритная внешность художника Николая Дмитриевича Кузнецова Вам определённо знакома, дорогой читатель. Он — тот самый казак с забинтованной головой, хранящий серьёзное выражение лица средь веселья лихих рубак, пишущих письмо турецкому султану. Он же предстаёт пред нами в образе палача, оставшегося не у дел стараниями Николая Чудотворца.

Илья Ефимович Репин, «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». 1888, холст, масло. 215 × 196 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Ефимович Репин, «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». 1888, холст, масло. 215 × 196 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Ефимович Репин, «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». 1888, фрагмент
Илья Ефимович Репин, «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». 1888, фрагмент

А Чайковскому понравилось

Как видите, Репин обожал вставлять героя нашего рассказа в свои фигуративные композиции. А сам Николай Дмитриевич признавался, что почерпнул немало профессиональной пользы из общения с мастером. Вот кто терпеть не мог (считая сие пустым и глупым делом) позировать художникам, так это легендарный Пётр Ильич Чайковский. Однако великий композитор в своё время сделал-таки исключение для Кузнецова, и портрет кисти нашего героя пришёлся ему по душе...

Николай Дмитриевич Кузнецов, «Портрет Петра Ильича Чайковского», 1893, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Дмитриевич Кузнецов, «Портрет Петра Ильича Чайковского», 1893, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Дмитриевич Кузнецов, «Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова», 1897, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Дмитриевич Кузнецов, «Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова», 1897, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тем читателям, которые давно и хорошо знакомы с моими статьями, должно быть удивительно читать подобное вступление. Ведь один из моих главных блогерских принципов — не подменять собою Википедию. Не излагать детали биографий художников, если можно в пару кликов отыскать их на просторах сети. Приглашать Вас к размышлениям о том, что хорошо забыто, малоизвестно, неоднозначно или даже спорно, а не «косплеить» капитана Очевидность. В конце концов, есть великое множество иных каналов нашей любимой платформы, которые только тем и занимаются😄 .

Николай Дмитриевич Кузнецов, «Спящая девочка», 1893, холст, масло, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Николай Дмитриевич Кузнецов, «Спящая девочка», 1893, холст, масло, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Николай Дмитриевич Кузнецов, «В отпуску», 1882, холст, масло, 66 х 94 см, Государственный Русский музей
Николай Дмитриевич Кузнецов, «В отпуску», 1882, холст, масло, 66 х 94 см, Государственный Русский музей

Самый необычный передвижник

Вот только в разговоре о творчестве необычного, яркого, не помещающегося в привычные категории живописца, каким был Николай Кузнецов, не выходит поступать как всегда. Приходится наступать на горло собственному самолюбию. Ну посудите сами, уважаемый читатель: перед нами — работы художника, который поступил в Академию, а не в кавалерийский полк лишь потому, что так случайно стеклись обстоятельства. Перед нами — полотна «самородка», которому отсоветовали продолжать обучение в Академии не кто-нибудь, а Шишкин с Крамским собственными персонами! И это при том, что, будучи учеником Императорской Академии художеств, Кузнецов трижды (!) удостаивался награждения серебряными медалями. В учёбе наш несостоявшийся улан был откровенно ленив. Но взгляните на любое из его «зрелых» произведений, уважаемый читатель, и киньте в меня «дизлайком», если за ними не прослеживается не только природный дар, но и блестящий навык опытного, мастеровитого рисовальщика. Знаю: среди коллег весьма популярна версия о том, что Иван Николаевич и Иван Иванович прогнали лентяя Кузнецова прочь с глаз и вон из сердца по неким личным мотивам. Но лично мне видится более правдоподобной иная версия событий: оба великих живописца попросту не представляли, как растить огромный и очень самобытный талант студиозуса Кузнецова в стенах Академии без риска поломать уже вполне состоявшийся авторский стиль художника... Ну как тут удержаться от «сползания» в «википедийность»?

Николай Дмитриевич Кузнецов, «Натюрморт с виноградом и яблоками», до 1929, холст, масло
Николай Дмитриевич Кузнецов, «Натюрморт с виноградом и яблоками», до 1929, холст, масло
Николай Дмитриевич Кузнецов, «Портрет А.Г. Ашкинази», до 1929, холст, масло, 176×96 см, Художественный музей имени В.В. Верещагина
Николай Дмитриевич Кузнецов, «Портрет А.Г. Ашкинази», до 1929, холст, масло, 176×96 см, Художественный музей имени В.В. Верещагина

Далее. Происходя из более чем обеспеченной семьи и не имея ни замысла, ни потребности работать с остросоциальной тематикой, Кузнецов ухитрился-таки войти в элиту «закрытого клуба» передвижников! Где не получал и десятой доли морализаторской критики коллег, которую за тот же антисоциальный «грех» имели в свой адрес некоторые «размякшие» реалисты. «Прилетало» даже таким мэтрам, как Григорий Перов и Константин Маковский! Но только не всеобщему любимцу Николаю Кузнецову. Его любили и уважали все. Ему было можно всё.

Николай Дмитриевич Кузнецов, «В праздник», 1879—1881, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея
Николай Дмитриевич Кузнецов, «В праздник», 1879—1881, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея
Николай Дмитриевич Кузнецов, «Мировой судья», 1887, холст, масло, Художественный музей Дэвида Оусли, Манси, штат Индиана
Николай Дмитриевич Кузнецов, «Мировой судья», 1887, холст, масло, Художественный музей Дэвида Оусли, Манси, штат Индиана

Рецепт успеха

Обратите внимание, дорогой читатель: крайне разнообразные по стилю и жанру полотна Кузнецова схожи в главном: концентрации на «здесь-и-сейчас» при полном игнорировании широких контекстов. На этих полотнах днём с огнём не сыскать того самого «духа эпохи», которым пронизаны творения большинства тогдашних реалистов. С другой стороны, «отвязанные» от сложных подтекстов полотна Николая Дмитриевича в наши дни не выглядят морально устаревшими. Ибо не перегружены многослойной символикой, в которой не всякий носитель современной культуры больно-то захочет разбираться. Кузнецов писал то, что любил. Дорожил человеком, чей образ переносил на холст, а не его позицией. Радовал зрителя красотой ускользающего мгновения жизни, а не эхом его падения в гулкий колодец Истории... Такой вот рецепт успеха, ставшего возможным благодаря удивительным стечениям биографических обстоятельств.

Николай Дмитриевич Кузнецов, «После обеда», 1888, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея
Николай Дмитриевич Кузнецов, «После обеда», 1888, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея
Николай Дмитриевич Кузнецов, «Рынок в городе Вршац», 1926,холст, масло, 33 х 39 см, Вршацкий музей
Николай Дмитриевич Кузнецов, «Рынок в городе Вршац», 1926,холст, масло, 33 х 39 см, Вршацкий музей

Работы Николая Кузнецова — случается — критикуют за бесхитростность. За «лобовые» ракурсы. За предсказуемость композиционных и цветовых решений. За отсутствие эмоциональной «коды» и относительно слабое раскрытие букета чувств, остающееся после просмотра картины. Попробую выступить адвокатом мастера и возразить нижеследующее:

все вышеуказанные эффекты вполне имеют место быть после знакомства не с отдельными полотнами, но с циклами работ Николая Дмитриевича, объединёнными схожей тематикой. Отдельновзятые произведения нашего героя не пытаются «заманить» Вас в пучины каких-то невероятных переживаний. Или заставить Вас встать на позиции автора по тому или иному вопросу. Зато они способны поворачивать многожды виденные взыскательной аудиторией типажи, пейзажи и ситуации под выгодным эстетическим и психологическим углом за счёт считанных по пальцам одной руки технических приёмов. Оставляя вопрос о степени погружения в самоё себя на откуп каждого нового зрителя. А полюбоваться и поразмыслить в этих картинах есть о чём и над чем. При всей их «однослойности» и, так сказать, заниженном пороге вхождения, характерном более для картин мастеров импрессии, нежели для творений сторонников реализма. Да хотя бы о том, как много всего изменилось и сколь многое осталось неизменным на наших с Вами необъятных просторах с тех самых пор, как на них жил и творил самый нетипичный художник-передвижник за всю историю этого легендарного творческого объединения...

Николай Дмитриевич Кузнецов, «Весенний пейзаж», 1892, холст, масло, 37,5 х 26,5 см, Государственное автономное учреждение культуры Московской области «Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского»
Николай Дмитриевич Кузнецов, «Весенний пейзаж», 1892, холст, масло, 37,5 х 26,5 см, Государственное автономное учреждение культуры Московской области «Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского»

Приятного Вам просмотра, уважаемый читатель!

Автор: Лёля Городная