«Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10).
Почему Иисус пришел в этот мир? Данный стих содержит Его ответ: Он пришел для того, чтобы люди имели жизнь с избытком.
В 3 Цар. 20 мы находим важный вопрос, который можно применить к жизни. Между северным царством Божьего народа, Израилем, и Сирией шла война. Казалось, Сирия побеждала, и выглядело так, что впереди Израиль ожидало лишь поражение. Тогда к израильскому царю Ахаву пришел пророк. Он сказал царю: «Так говорит Господь: “Видишь ли всё это большое полчище? Вот, Я сегодня предам его в руку твою, чтобы ты знал, что Я Господь”» (3 Цар. 20:13). Ахав спросил: «Через кого?» Пророк ответил: «Так говорит Господь: “Через слуг областных начальников”». Ахав спросил: «Кто начнёт сражение?» — и пророк ответил: «Ты» (3 Цар. 20:14).
Ахав задал вопрос: «Кто начнёт сражение?» Должно быть, пророк пристально посмотрел на нечестивого царя Ахава и сказал: «Ты! Ты будешь командовать битвой».
Этот же вопрос встает сегодня перед каждым, кто хотел бы попробовать иметь жизнь с избытком. Впервые в течение продолжительного времени находясь далеко от дома, студент узнаёт, что он должен командовать сражением. Новобранец, находящийся со своей частью далеко от тех, кого он когда-либо любил и знал, видит, что он должен командовать сражением. Ответ всегда один и тот же: «Ты!»
Это не значит, что нам подконтролен абсолютно каждый аспект нашей жизни, так как многое из происходящего не подвластно нам. Мы не управляем погодой, окружающей средой или поступками других.
Недавно, думая о начале семестра у студентов, я вспомнил об одном знакомом молодом человеке из другой страны. У него было всё. Он был красив и умен. Он отказался от полной стипендии для обучения в Йельском университете, чтобы поступить в небольшой колледж Дэвида Липскомба. Он был превосходный оратор и однажды победил в конкурсе ораторского искусства. Я так и вижу его перед собой: самый красивый юноша в университетском городке, идущий с самой привлекательной девушкой по коридору в старом здании. Однако он не стал одним из величайших проповедников нашего поколения. Однажды вечером спустя не так много лет его красивая молодая жена оставила его и ушла к другому. Хотя он какое-то время учил, проповедовал и совершал добрые поступки, сейчас он страдает болезнью Альцгеймера и находится в доме для хроников. Он примерно моего возраста, но его жизнь можно считать законченной.
Мы не можем всё в жизни держать под контролем. Среди нас нет настолько наивных и оторванных от реальности, чтобы подумать, что мы можем управлять всеми битвами. Но кое-чем в жизни мы можем управлять, и в тех пределах, в каких мы это делаем, у нас будет жизнь с избытком. «Кто начнёт сражение?» — спросил Ахав, и пророк ответил: «Ты».
НАШЕ ВРЕМЯ
Мы можем управлять временем. Я, конечно, не имею в виду, что мы можем повернуть время вспять или каким-то образом остановить течение его. Одно из странных утверждений, сделанных Альбертом Эйнштейном, которое мы не понимаем, заключалось в следующем: «Если бы человек мог полететь в космос и двигаться с невероятной скоростью, он бы не так быстро старел». Он имел в виду, что если бы космонавт преодолевал космос в космическом корабле, двигаясь с невероятной скоростью, то, когда он возвратился бы на землю, оказалось бы, что он не состарился так, как те из нас, кто остался на земле. Мы не знаем, правда ли это (несмотря на замеры разные замеры и наблюдения эта теория пока остается всего лишь теорией). Но нам точно известно, что, пока мы находимся на этой земле, мы все стареем.
Но мы можем управлять временем до некоторой степени. Мы можем решать, как будем использовать свое время — сколько часов будем работать и сколько часов будем беспокоиться, сколько часов будем молиться и сколько часов будем играть. Мы командуем этой битвой.
Слово, означающее «время», встречается в Библии 535 раз. Например, там сказано: «Наступил уже час пробудиться нам» (Рим. 13:11); «Дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:16); «Вспомни, какой мой век» (Пс. 88:48). Как же всем нам необходимо сегодня принять решение по поводу того, как использовать время.
Если человек проводит свое время, занимаясь безрассудными, пагубными делами, у него будет полная разочарований жизнь. Если он тратит время на всецело эгоистичные занятия, его жизнь будет абсолютно незначительной.
В большинстве случаев когда воскресным утром я иду в церковь, то вижу, как некоторые мужчины отправляются на какие-либо спортивные мероприятия. Помимо того, что это Господень День, и грех оставлять собрание Божьего народа, я ловлю себя на том, что думаю о семьях тех мужчин. Сколько из них оставили своих жен одних проводить день с детьми? Пока мужчины эгоистично проводят время для себя и развлекаются, их жены занимаются малышами, одни готовят завтрак, одни одевают детей, одни идут на богослужение и одни коротают послеобеденные часы.
«Кто будет управлять сражением?» — спросил Ахав. Ответом было: «Ты будешь управлять сражением». Мы можем управлять своим временем.
НАШИ ЗНАКОМСТВА
Мы можем в определенной мере управлять своими знакомствами. Мы будем решать, с какими людьми нам общаться. Ахав изображен как самый нечестивый царь тысячелетия. Его женой была Иезавель, и Писание говорит, что она побудила Ахава творить зло. Во время своей жизни он завел странную дружбу. Никто не понимает, как это произошло. Можно тысячу раз читать Библию и, возможно, так и не понять, почему эти люди стали друзьями. Один был Иосафат, царь Иудеи, который был хорошим человеком. Библия говорит, что он взыскал Бога отца своего (2 Пар. 17:4) и возвысился на путях Господних (2 Пар. 17:6). Но в юности он отправился на войну против Рамофа Галаадского вместе с Ахавом, царем Израиля. После этого к Иосафату пришел пророк и сказал ему: «Следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа?» (2 Пар. 19:2). Смелый вопрос пророк задал Иосафату, не так ли? Но почему-то Иосафата нельзя было повернуть назад, и его дружба с Ахавом, видимо, продлилась до конца жизни. В той битве, в которой Ахав погиб, участвовал и Иосафат.
К чему все это привело? Иорам, сын благочестивого царя Иосафата, женился на Гофолии, дочери нечестивого царя Ахава и царицы Иезавели. Гофолия оказала настолько сильное влияние на сына Иосафата, что, когда он после своего отца взошел на престол, то первым делом убил шестерых своих братьев. В Библии говорится, что когда он умер, то «отошёл неоплаканный» (2 Пар. 21:20). Он был таким порочным человеком, что, когда он умер, ни одной слезинки не было пролито по поводу его смерти. Вскоре после смерти Иорама Гофолия стала царицей. Она царствовала восемь лет. Если бы не вмешательство Бога, спасшего одного ребенка, она погубила бы всех потомков Давида мужского пола.
Как это все произошло? Благочестивый человек, Иосафат, завязал дружбу с очень плохим человеком, Ахавом. Он погубил своих детей, свою семью и свой народ.
Давид сказал: «Возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду» (Пс. 25:5); «Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне» (Пс. 100:6). Мы можем решить, надо ли нам проводить дни и ночи своей жизни с теми людьми, которые, подобно Ахаву и Иезавели, не имеют любви к Богу.
НАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Мы можем управлять своими представлениями, своими мыслями: «Каковы мысли в душе его [человека], таков и он» (Прит. 23:7). Несомненно, вся беда мира — это наши мысли. В Рим. 1, рассуждая о том, что произошло с Римской империей, Павел сказал: «Предал их Бог превратному уму» (ст. 28). Проблема Римской империи, сказал он, состояла в том, что мышление людей было спутанным.
Во 2 Кор. 4:4 Павел писал: «Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы». Почему люди не веруют? Причина их неверия кроется в их мышлении. Бог этого мира ослепил их разум.
Мне представилась замечательная возможность увидеть останки и находки в гробнице царя Тутанхамона в Египте. Я помню головной убор царя Тутанхамона. Он сделан из чистого золота. Его украшают два объекта: кобра и гриф. Никак не ожидаешь увидеть, что на голове фараона разместятся кобра и гриф. Но это украшение символично: ранней египетской цивилизации было известно, как известно и нам, что человека губят его мысли. Идея состояла в том, что кобра должна была отвращать дурные мысли, прежде чем они проникли бы в голову фараона. Гриф должен был пожирать все скверные мысли, прежде чем они проникли бы в ум фараона. Если мы будем наполнять свой ум всяким мусором, то и жизнь у нас будет похожа на мусор.
Ни у кого нет ответа, как решить проблему мусора. Статен-Айленд, находящийся прямо напротив Манхэттена и входящий в состав Нью-Йорка, представляет собой самую большую мусорную свалку в мире. Ежедневно на Статен-Айленд вывозили тысячи тонн мусора (свалка закрылась в 2001 году). Издалека виднеется 150-метровая гора мусора. Но даже хуже мусора, который скапливается на улицах наших городов, — мусор в наших умах. Мы являемся тем, о чем думаем. Если у нас безнравственные мысли, мы станем безнравственными людьми; если у нас гнетущие мысли, мы станем унылыми людьми.
Когда кто-то разъезжает на машине, думая о сексе, когда кого-то гнетут мысли о деньгах, когда кто-то думает о низких, подлых и жестоких вещах, то вскоре этот человек удивит себя тем, как далеко он может зайти.
НАША ПРИВЕРЖЕННОСТЬ
Мы можем управлять своей приверженностью, тем, чему мы посвящаем свою жизнь — свое время, свои деньги или свою энергию. Так легко порхать по жизни, распыляясь на многие дела, не имеющие большого значения.
В середине XIX в. в лондонском Гайд-Парке королева Виктория провела выставку под названием «Достижения промышленности». Совсем недавно пар был поставлен на службу человеку. Повсюду в Гайд-Парке были выставлены паровые двигатели, паровые экскаваторы, паровые пушки и паровые органы. Машина, получившая первый приз, состояла из семи тысяч деталей. Она приводилась в движение паром и имела шкивы, колокольчики и свистки. Но знатоки истории утверждали, что никто так никогда и не нашел применения этой машине.
Жизнь тоже может быть такой. Я могу посвящать себя всему шумному, что происходит в мире. Я могу проявлять большой интерес ко всему происходящему в округе, кроме одного, что всегда будет иметь значение. Павел сказал: «Поэтому преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 3:14). Чему был предан Павел? Что это было за дело? Это было дело Иисуса Христа.
Я могу управлять своей приверженностью в жизни или я могу пренебрегать тем, чему предан Бог. Надеюсь, что вы вкладываете свою жизнь во что-то большее, чем дома, земли и вещи, которые падут, как комья земли, на ваше мертвое тело, когда вы умрете. Вы делаете вклад во что-то, что всегда будет иметь значение?
Несколько лет назад умер человек из США. У него были родственники, но он оставил все свое имущество в 270 000 долларов федеральному правительству с указанием использовать его для погашения американского национального долга. Что должен подумать Бог, когда мы, умирая, оставляем все, что у нас есть, этому миру и ни одного рубля для дела, за которое умер Иисус?
А вот противоположный пример. Несколько лет назад произошел взрыв в магазине в Калифорнии. Во время этого несчастного случая сильно пострадал наш брат во Христе Элмер Джеймс, член Церкви Христа. Этот трагический взрыв унес несколько жизней. На Элмере Джеймсе не было живого места. Его ноги были в открытых переломах. Его руки, ребра и лицо были раздроблены, как разбитое зеркало. Элмер собирался основать новую общину в растущем районе Сан-Хосе, но понятия не имел, где найти средства. Когда пришло известие о том, что ему выплатят крупную сумму страхового возмещения, Элмер решил, что он использует эти средства на строительство церковного здания. За два дня до того, как в Сан-Хосе был открыт новый дом собраний, Элмер Джеймс перешел в вечность.
Все дело в нашей приверженности. Всегда находятся десять тысяч дел, которыми нужно заняться, тысяча мест, куда нужно пойти, тысяча вещей, требующих наших денег, тысяча дел, требующих нашего времени, и тысяча дел, претендующих на наши силы, но мы управляем своей приверженностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Желающий иметь жизнь с избытком должен управлять своим временем, знакомствами, представлениями и приверженностью. Если этого не будет, то человек будет жить совершенно неуправляемой жизнью. Сражением управляем мы.
Вы хотите отвести Иисусу Христу роль главнокомандующего? Силы командовать сражением берутся от силы Иисуса Христа. Любые победы, которые мы одерживаем, это победы, приходящие благодаря милости и силе нашего Господа Иисуса.