Найти в Дзене
Музкультура

Подблюдные песни и страшны́е вечера: традиции крещенских гаданий

Оглавление

Великий праздник Рождества! Семья собирается вместе, потому что всем известно: как Новый Год встретишь, так его и проведёшь. Наступает время святых вечеров, колядований. Но знаете ли вы, что такое «страшны́е вечера»?

О старинной традиции гадания и особенных подблюдных песнях, которые пели люди, стремясь узнать своё будущее, рассказывает студентка СПбГК, этномузыколог Александра Троян.

Карл Брюллов, «Гадающая Светлана», 1836г.
Карл Брюллов, «Гадающая Светлана», 1836г.

Несмотря на запреты со стороны церкви, в народном представлении иной мир не был абсолютным злом. Страшно заглядывать за завесу будущего, но ведь как интересно! С потусторонними силами можно и договориться, хотя действовать нужно, конечно, с большой опаской. Поэтому именно на страшные вечера девушки гадали.

Каждый, кто внимательно читал школьную программу, сталкивался с таким понятием. Наверняка кто-нибудь вспомнит Жуковского с его балладой «Светлана», но в этой статье речь пойдёт о подблюдных песнях, про которые писал Александр Сергеевич Пушкин в одной из глав романа в стихах «Евгений Онегин». Помните такие строки:

Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей [Татьяне]
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!» Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.

Но почему же песня, в которой «мужики гребут лопатой серебро» сулит Татьяне утраты? Должно же быть наоборот? И почему кошурка так мила девичьему сердцу? Давайте разбираться.

Что такое «подблюдные песни»

Начнём с названия. С этимологией здесь всё довольно просто: слово «подблюдные» действительно происходит от корня «блюдо» и связано с контекстом исполнения этих песен – они звучали во время гадания на кольца, которые девушки клали в глубокую посуду, а затем получали их назад под ту или иную песню-гадание. Причем далеко не обязательно в посуде должна была быть вода. Например, в Псковской области, где Пушкин провёл несколько лет, в двадцатом веке таких подробностей зафиксировано не было.

Наиболее широко этот обычай распространён на Русском Севере (в Вологодской, Новгородской, Костромской, Тверской, Владимирской областях), в центральных регионах (в Смоленской, Московской, Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской областях), а также в некоторых районах Западной Сибири, так как на той территории очень много переселенцев из центральной части России. Но имеются основания полагать, что подобная традиция была распространена повсеместно, просто в других местах она, к сожалению, забылась.

Исполнялись подблюдные песни на «страшны́е вечера», то есть после Святок, которые длились с 6 по 13 января. А дальше, до 19 января, то есть, до Крещения, шло время гаданий – так называемые крещенские или Васильевские вечера (13 января, в «старый Новый Год», почитали святого Василия). Считалось, что именно в это время граница между нашим и иными миром наиболее размыта и можно очень точно узнать своё будущее.

На что же девушки гадали? Конечно, на суженого! Девушки, замужние и пожилые женщины приходили в дом к той, которая знает все подблюдные песни (эту ведающую женщину называли «старшухой»), и начинали вечерять. Сидели при свете лучины долгой зимней ночью, когда тайна проникала в жизнь деревни, и всё замирало в ожидании чуда.

Иллюстрация художника Александры Гореловой
Иллюстрация художника Александры Гореловой

Обряд гадания

Сам обряд проходил следующим образом. Каждая девушка снимала с пальца кольцо и клала его в глубокое блюдо, которое старшуха затем накрывала платком. И начиналось гадание: девушки пели песни, а старшуха потрясывала блюдо. Всякая песня-гадание имела особый смысл, причём трактовка зависела от того, кому она пелась. Важное уточнение – такое предсказание действует на весь ближайший год.

Структура самой песни очень проста: в первых двух, трёх или четырех строчках заключён сам смысл, а последние несколько строк были просто обещанием, что напев не исполняется во вред тому, кому вынется кольцо («кому поём, тому с добром, кому сбудется, не минуется»). В конце каждой строчки есть припев, например, слова вроде «лады», «ой, слава», «илею», или просто междометия типа «ой, яв-лё», «ой ли, лёли».

После того, как песня была исполнена, старшуха доставала сквозь платок одно кольцо (или несколько колец, как повезёт), отдавала владелице и разъясняла, что же ей уготовила судьба. Смысл песням придавали так называемые слова-символы, и они могли быть как благоприятные, так и неблагоприятные. И вот тут мы подходим к самому интересному.

Вернёмся к тексту романа Пушкина. Почему же песня, спетая Татьяне, сулила ей потери? Для этого нужно разобраться со словами-символами.

Благоприятные символы

Начнём с благоприятных. Ими являются:

  • хлеб, зерно, печь;
  • драгоценные металлы, меха, камни;
  • когда поётся о внесении чего-то в дом или увеличении количества, парности (например, два кубка, кот и кошка и т. д.);
  • вьющиеся растения (такие как вьюнок);
  • животные с густым мехом (к плодородию);
  • кузнец, мельник, пастух (так как они являются некими колдунами деревни);
  • дорога, сани, мост, границы, перемещение (но здесь они неоднозначны. Если такие песни поются девушкам, то для них это означает свадьбу на чужой стороне, а вот если пожилым женщинам – смерть).

Самым неоднозначным символом было слово «золото». Если рядом с ним стоят благоприятные слова или нет других символов вообще, то такое предсказание сулит богатство. Но как только в песне появятся неблагоприятные символы (о которых сейчас пойдет речь), золото будет означать грядущую смерть.

Русские святки. Гадание. «Всемирная иллюстрация», №52, 1885г.
Русские святки. Гадание. «Всемирная иллюстрация», №52, 1885г.

Неблагоприятные символы

Какие же неблагоприятные слова-символы могут встречаться в песнях? Ими являются слова, которые вызывают ассоциации с похоронами, такие как яма, ящик, коробка, лопата. А ведь именно лопата фигурировала в песне, предназначенной Татьяне. Значит, она, действительно, сулит утраты, несмотря на то, что на первый взгляд может показаться, что смысл её совсем в другом. И тогда становится понятно, почему «кошурка» (кошка) милей сердцу дев – упоминание кошки в песне предсказывает будущую свадьбу.

Однако уже в двадцатом столетии смысл подобной песни трансформировался. Теперь такое предсказание стало залогом грядущей богатой жизни. Видимо, это было связано с тем, что лопата перестала ассоциироваться исключительно с могильщиком. Напротив, профессии шахтёров, геологов, солдатов, роющих окопы на передовой, стали ценными и почётными, поэтому и первоначальный негативный смысл слова исчез.

Нейтральные символы

Были и песни, означавшие, что в течение года у девушки ничего не изменится. В них могли быть, например, такие строчки:

Я на бочке сижу, я и пиво гоню,
Я ещё посижу, я ещё погоню.

Или:

Ой, как венички пошумельнички,
Ой, ещё повисят да ещё пошумят.

Здесь особых комментариев и не нужно – в самих метафорах сказано всё.

Первая и последняя песни

Осталось упомянуть ещё о первой и последней песнях. В некоторых регионах первой песней гадали не девушкам, а на то, каким будет год. Для этого в блюдо клали камень, уголь и хлеб. Если вынимался камень, значит, год будет неурожайным. Уголь предвещал многочисленные пожары. А вот хлеб сулил плодородие и обилие. Здесь и тексты были другие, например:

Ой, Пречистая Мать бласлови песни играть, ой яв-лё.
А святой Илья по межам ходил, ой яв-лё.
По межам ходил, чтобы хлеб родил, ой яв-лё.
Бласлови, Господь, и землю, и воду, ой яв-лё.
И землю, и воду, и меня молоду, ой яв-лё.
Ой, кому поём да тому с добром, ой яв-лё.
Кому выйдется, тому лучше всего, ой яв-лё.

Или вот другой вариант первой песни:

Святой вечер Васильевский,
Ой ли, лёли, Васильевский,
Бласлови, Боже, перстнёчки тресть,
Ой ли, лёли, перстнёчки тресть.
Кому споём, тому с добром,
Ой ли, лёли, тому с добром.
Кому вытрясется, тому и выдастся,
Ой ли, лёли, тому и выдастся.

Послушать, как звучит первая подблюдная песня, можно здесь:

ВКонтакте | ВКонтакте

Последняя песня называлась «завалень». Вернее, это даже не название песни, а тот перстень, что остался одним-единственным, который не вынулся ни на одно гадание. На него ничего и не пели. И это логично – ведь это уже будет не предсказание, не воля случая. И так понятно, чьё кольцо осталось. Значит, у владелицы ничего существенного за год не произойдет.

Пример гадания

В замечательном фильме «Снега» 1982 года можно наглядно увидеть, как проходил обряд гадания – фрагмент начиная с 12:54. Однако тем, кто интересуется разными традициями, песнями и плясками в святочные дни, рекомендуем посмотреть фильм целиком (его длительность меньше двадцати минут).

Послушать, как поются подблюдные песни, можно здесь:

ВКонтакте | ВКонтакте

Самое удивительное, что в народном сознании не возникало противоречия между православными святынями и традициями, идущими с незапамятных времён, корни которых несомненно уходят в язычество (первоистоков, к сожалению, узнать не удаётся и навряд ли удастся). Но это не говорит о пренебрежении или поверхностном рассуждении. Скорее, наоборот, доказывает глубокую внутреннюю связь этих двух верований, которую русскому народу удалось пронести сквозь века, несмотря ни на что.

Традиция верить в чудеса

Да, много невероятного происходит на Святках. Это было самое светлое и, в то же время, самое магическое время для людей. И с какой любовью, с какой поразительной точностью и чистотой сумел сохранить народ в памяти своей старинные гадания и обычаи. Ведь сама вера в подобные чудеса является лучшим доказательством, что они случаются.

Только с такими вещами следует быть осторожнее. Всё же, как никак, возникает непосредственная и довольно опасная связь с иным миром. Если подходить к таким вещам как к шутке, то и предсказание не сбудется, и духи потустороннего мира будут не рады такому отношению.

Поэтому главное – верить, всем сердцем верить! Без чудес неужели может существовать жизнь?

Тексты подблюдных песен со значениями гаданий

Кот кошурочку звал в печурочку, ой яв-лё.
Там и тёпленько, там и мягонько, ой яв-лё.
Ой, кому поём да тому с добром, ой яв-лё.
Кому выйдется, тому лучше всего, ой яв-лё.
(К счастливой жизни и скорому замужеству)

Ай, саночки малюваночки,
Ой ли, лёли, малюваночки,
Подкатилися под богатый двор,
Ой ли, лёли, под богатый двор.
Кому споём, тому с добром,
Ой ли, лёли, тому с добром.
Кому вытрясется, тому и выдастся,
Ой ли, лёли, тому и выдастся.
(К богатому замужеству на чужой стороне)

Лежит медведь на погребице,
Ой ли, лёли, на погребице,
Откинул хвост на семь же вёрст,
Ой ли, лёли, на семь же вёрст.
Кому споём, тому с добром,
Ой ли, лёли, тому с добром.
Кому вытрясется, тому и выдастся,
Ой ли, лёли, тому и выдастся.
(К ленивому мужу)

За рекой мужики богатые,
Ой ли, лёли, богатые,
Гребут золото лопатами,
Ой ли, лёли, лопатами.
Кому споём, тому с добром,
Ой ли, лёли, тому с добром.
Кому вытрясется, тому и выдастся,
Ой ли, лёли, тому и выдастся.
(Раньше – к смерти, сейчас – к богатству)

Идёт котик по лавочке,
Ой ли, лёли, по лавочке,
Ведёт кошечку за лапочки,
Ой ли, лёли, за лапочки.
Кому споём, тому с добром,
Ой ли, лёли, тому с добром.
Кому вытрясется, тому и выдастся,
Ой ли, лёли, тому и выдастся.
(К счастливому замужеству)

Года добрые, хлебородные, ой ля, яв-лё,
Ай, кому поём, да тому с добром, ой ля, яв-лё.
Кому выйдется, тому лучше всего, ой ля, яв-лё.
(К хорошей жизни)

Ты журавушка, ты не умная, ой ля, яв-лё,
Да пора ж тебе да и ум собирать, ой ля, яв-лё,
Ай, кому поём, да тому с добром, ой ля, яв-лё.
Кому выйдется, тому лучше всего, ой ля, яв-лё.
(Неумной девке пора браться за ум)

Клубок синенький, клубок беленький, ой ля, яв-лё,
Они котются, не раскотются, ой ля, яв-лё,
Ай, кому поём, да тому с добром, ой ля, яв-лё.
Кому выйдется, тому лучше всего, ой ля, яв-лё.
(К счастливой совместной жизни)

Заинька, ковыляинька,
Ковыляй, ковыляй по чужой стороне,
Кому вынется, тому сбудется,
Правда сбудется, не минуется.
(К замужеству на чужой стороне)

Медведь-плывтун по реке плывёт,
К кому вплывнет во двор, тому взять в терём,
Кому вынется, тому сбудется,
Правда сбудется, не минуется.
(К старому и богатому жениху)

Венчики, пошуменьчики,
Ещё повисят, ещё пошумят,
Кому вынется, тому сбудется,
Правда сбудется, не минуется.
(Ничего не изменится)

Стоит сосна, сосна колючая,
Кто прислонится, тот исколется,
Кому вынется, тому сбудется,
Правда сбудется, не минуется.
(Если девушка будет отказывать женихам в этом году, замуж вообще не выйдет)

Куда панева, то моя свекрова,
Кому вынется, тому сбудется,
Правда сбудется, не минуется.
(В замужестве не повезёт со свекровью)

Мышь пищит, каравай тащит,
Ещё попищит, другой притащит,
Кому вынется, тому сбудется,
Правда сбудется, не минуется.
(Девушка не только выйдет замуж, но ещё и родит)

На печке сучок – это мой старичок,
Завалюсь за него, не боюсь ничего,
Кому вынется, тому сбудется,
Правда сбудется, не минуется.
(Тот, кто ухаживает за девушкой, добьётся своего)

Бегать телушка по задворью, лады,
Ищет телушка быка третьяка, лады,
Кому поём, тому с добром, лады,
Кому сбудется, не минуется, лады.
(Девушка будет бегать за парнем)

Растворю я квашоночку на донышке, лады,
Кисни, квашоночка, с краям ровне, лады,
Кому поём, тому с добром, лады,
Кому сбудется, не минуется, лады.
(Прибавок к семье)

Чашечка-поплавушечка, лады,
Куда приплыла, там и расцвела, лады,
Кому поём, тому с добром, лады,
Кому сбудется, не минуется, лады.
(Девка выйдет замуж в хорошую семью)

Вышло пузище на репище, лады,
Вынесло пузище кошель большей, лады,
Кому поём, тому с добром, лады,
Кому сбудется, не минуется, лады.
(Девушка выйдет замуж и родит ребенка)

Автор статьи: Александра Троян Студентка СПбГК, этномузыколог