Катя вошла в квартиру, поставила на стол в прихожей тяжёлые сумки с продуктами и с наслаждением сняла туфли. Очень хотелось переодеться в удобную домашнюю одежду и наконец-то присесть с чашкой горячего чая.
Но тут её ожидания рассыпались в прах. Ей навстречу выскочил Марсик, лизнул руку и ринулся к входной двери, нетерпеливо повизгивая. Все ясно. Собака опять не выгуляна.
Марсик был молодым спаниэлем, подвижным и энергичным, его выводить надо было не меньше трех раз в день. Купили собаку Насте ко дню рождения полтора года назад. Дочь очень хотела собаку и клятвенно уверяла, что будет гулять с ней сама. А что в итоге? Утром Настя еще спит, а собака уже на улицу просится. Катя, конечно, выводит минут на 15. Ну и вечером перед сном, часов в одиннадцать, тоже гуляет Катя. Не пошлёшь же ребёнка одиннадцати лет в темноте по двору шляться. На Настю возложена обязанность гулять с Марсиком после школы, часа в два-три. Но, чаще всего, Катя приходит домой к шести, а собака ещё не выгуляна.
— Настя! — крикнула она в глубь квартиры. — Ты опять Марсика не выводила?!
Из комнаты показалась расстроенная мордашка дочери:
— Привет, мам... — Настя выглядела так, будто сейчас заплачет.
— Что случилось? — обеспокоилась Катя.
— Да Ванька этот, Лебедев! — крикнула Настя. — Достал он меня. Мало того, что дразнится, за волосы дёргает, а сегодня еще двойку по сочинению получила из-за него!
Катя вздохнула. Жалобы на Ваню Лебедева — не новость. Все родители на него жаловались: дерется, на уроках мешает, а её Настю задирает постоянно. Катя даже ходила жаловаться классной руководительнице, Татьяне Борисовне, но та лишь пожала плечами:
— А что может сделать школа? Отчислить мы его не можем, сейчас такое не практикуется. Вот как вы воспитываете детей дома, так они и ведут себя в школе!
В итоге Катя вышла из класса в недоумении: то ли «классная» её утешала, что от Вани Лебедева не только её дочь страдает, то ли обвиняла в плохом воспитании...
Катя нахмурилась. Двойка за сочинение — не так и страшно, но дочь накануне вечером старательно писала свой «трактат» на тему «Лучшее событие прошедших летних каникул», советовалась с Катей. Потом они вместе проверили на ошибки. И вот — двойка! Из-за этого противного мальчишки.
— Что он ещё натворил? — устало спросила Катя.
— Мы сдавали сочинения, а Лебедев хотел выхватить у меня листок, я держала — он дёрнул — и листок пополам! А Татьяна Борисовна поставила мне двойку!
— Но ты же не виновата! Ты сказала ей, что это Ваня порвал сочинение?
— Нет, я сказала, что написала, но листок дома забыла...
— Что?! — Катя возмущённо вздохнула. — Почему? Надо было сказать правду.
Настя шмыгнула носом:
— Ага, чтобы меня ябедой обозвали!
Катя сжала губы.
— Так, надевай куртку. Сейчас выгуляем Марсика, а потом пойдём к этому Ване, поговорим с его родителями.
Настя недоверчиво посмотрела на маму и молча Натянула куртку и кроссовки. А Марсик, услышав заветное слово «гулять», подскочил и радостно запрыгал вокруг них.
Выгуляв собаку, Катя с Настей пошли в направлении дома, где жил Ваня Лебедев. Катя про себя произносила гневные монологи, готовясь высказать все претензии матери этого противного мальчишки.
На лестничной площадке между вторым и третьим этажами они увидели Ваню. Мальчик сидел на широком подоконнике, подложив под спину школьный рюкзак, и выглядел явно несчастным.
— Ты чего тут сидишь? — удивлённо спросила Настя.
Ваня вскинул на неё уставший взгляд и вздохнул:
— Дверь не открывается. Замок сломался.
Катя нахмурилась:
— Ты что же, так и сидишь здесь после занятий? — она прикинула, что прошло уже не менее четырех часов после школы. — А мама когда придёт?
— У неё вторая смена, до двенадцати.
— А папа где?
— Нигде! — буркнул мальчик и отвернулся.
Ладно, тему папы оставим в покое, сообразила Катя.
— И что, ты так и будешь сидеть здесь до вечера?
— А что мне делать? — пожал плечами Ваня.
Катя на секунду задумалась. Конечно, она шла сюда, чтобы разобраться и наругать вредного мальчишку и его мать, но вот так оставлять ребёнка в подъезде…
— Ты что же, и не обедал? — спросила она строго.
— Я не голодный, — хмуро сказал Ваня. Но в животе у него предательски заурчало, и мальчик стал нарочито возиться с рюкзаком, чтобы скрыть неловкость...
— Ладно, пойдём с нами. Мы тоже голодные, — сказала Катя. — Да и Марсика покормить пора.
Ваня удивлённо моргнул.
— Правда?
— Конечно, — кивнула Катя. — Пошли.
Дома она быстро сварила макароны и подогрела холодные котлеты, поставила на стол тарелки, насыпала в собачью миску корма, а затем заглянула в гостиную, где Настя «тусила» с гостем.
Дочь сидела на диване, скрестив по-турецки ноги, и заливалась смехом. А Ваня на ковре учил Марсика стоять на задних лапах и «служить».
— Идите есть, — позвала Катя.
На кухне пахло свежесваренными макаронами и котлетами. Вся компания, включая Марсика, принялась за еду. Ваня поначалу стеснялся, но потом немного расслабился и съел всё подчистую.
— У вас дома классно, — сказал он, почесав Марсика за ухом.
— Ты просто ещё не успел тут навести беспорядок, — пошутила Катя.
Настя фыркнула.
— Вань, а почему ты всегда меня задираешь?
Мальчик смутился.
— Да не знаю я… Просто ты всегда такая правильная.
— И что? Это повод портить мои сочинения?
— Да я не нарочно! — смутился Ваня.
Катя слушала их разговор и молча улыбалась. Пока дети возились с собакой, она вызвала мастера. Был у нее список телефонов для экстренных случаев. Затем сходила с мастером к Ваниной квартире, подождала — и через час замок был починен. Катя расплатилась за услугу, подумав, что, конечно, денег с Ваниной мамы не потребует.
— Всё, Ваня, пошли домой, — сказала Катя. Они с дочкой проводили мальчика до его дома по тёмному уже микрорайону. Марсика прихватили, конечно. Куда ж без него?
— Спасибо, тётя Катя… — смущённо пробормотал мальчишка, прощаясь. А потом добавил: — Классная у вас собака!
Прошла неделя. Катя, возвращаясь, как обычно, с работы, заметила странную вещь — каждый день Марсик был выгулян.
— Настя, — сказала она дочери за ужином. — Ты наконец-то вспомнила, что у нас есть собака?
— Эм… — замялась дочь. — Мы с Ваней Лебедевым его выгуливаем.
Катя удивлённо подняла брови.
— С Ваней?
— Ну да. Он сказал, что ему нравится гулять с Марсиком. Он вообще мечтает, чтобы у него была собака.
Катя удивлённо посмотрела на дочку, потом улыбнулась:
— Значит, противный мальчишка больше тебя не задирает?