Найти в Дзене
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Виды связи между примерами и тексты ЕГЭ

Оглавление

Почти год назад я написала свою лучшую статью о видах логических связей между примерами:

А сегодня мне хочется дополнить этот материал конкретными текстами, на примерах которых можно отработать каждый вид связи. Список получился внушительным! Зато у вас точно получится подобрать текст по душе, чтобы поработать с ним на уроках или самостоятельно 💜

Старалась расположить тексты от простых к сложным и сгруппировать их тематически. Буду рада вашим идеям, какими текстами можно дополнить список!

Противопоставление

Противоположные мнения разных людей:

  1. Можаев о тайге «Мы вытянулись гуськом, шли молча след в след, словно по сторонам было минное поле...» (Вариант 2 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Почему люди по-разному относятся к природе?»
  2. Рожнёва о взглядах на жизнь «Ветер странствий гулял по шумному автовокзалу...» (Вариант 21 сборника под редакцией Н.А. Сениной ЕГЭ-2025, 25 тренировочных вариантов). Проблема «Что влияет на восприятие человеком разных жизненных событий?»
  3. Лебеденко о нравственном выборе на войне «Ганс Вирт не мог понять, что с ним происходит...» (Вариант 5 сборника под редакцией Н.А. Сениной ЕГЭ-2025, 25 тренировочных вариантов). Проблема «Перед каким нравственным выбором оказывается человек на войне?»
  4. Януш Корчак о правах ребёнка «—Что из него будет, кем вырастет? — спрашиваем мы себя с беспокойством....» (Вариант 3 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Как надо относиться к правам ребёнка?»

Противоположные явления:

  1. Гоголь о писателях «Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги...» (Вариант 25 сборника ФИПИ-2025, 36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько). Проблема «Как писатели понимают жизнь и изображают её в произведениях?»
  2. Салтыков-Щедрин о писателях «Для всякого убеждённого и желающего убеждать писателя (а именно только такого я имею в виду) вопросы о том, есть ли у него читатель...» (Вариант 16 сборника ФИПИ-2025, 36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько). Проблема «Как проявляется связь писателя с читателем?»
  3. Липатов о природе «Шла середина ноября, снега начали выпадать всего три недели назад...» (ЕГКР 2024-2025). Проблема «Каковы последствия губительного отношения к природе?»

Контрастные состояния одного человека:

  1. Вересаев о Сикстинской мадонне «Сегодня утром я шёл по улицам Старого Дрездена. На душе было неприятно и неловко...» (Вариант 27 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Что даёт человеку восприятие шедевров живописи?»
  2. Успенский об искусстве «Я исходил по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе груз горького, подлого и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра...» (Вариант 27 сборника ФИПИ-2025, 36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько). Проблема «Искусство… в чём его сила?»
  3. Дашевская о музыке «Мама ходила к директору, спорила, доказывала — бесполезно...» (Вариант 17 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Как музыка влияет на человека?»
  4. Толстой о весне «Погода после мокрого снега уже дня три стояла тихая, тёплая и ясная...» (Вариант 12 сборника ФИПИ-2025, 36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько). Проблема «Какое влияние природа оказывает на человека?»
  5. Юз Алешковский о настроении «Как я и думал, мамы не было дома...» (Вариант 21 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Как обстоятельства могут повлиять на эмоциональное состояние человека?»
  6. Овчинников о лосе «Я раскрыл ружьё, достал из патронташа два патрона, зарядил оба ствола, закрыл ружьё...» (ЕГЭ 2024). Проблема «Как человек должен относиться к природе?»
  7. Катаев о поэзии «Я уже давно писал стихи и находился, как все молодые поэты, в состоянии вечного душевного смятения...» (ЕГЭ 2024). Проблема «Какими качествами должен обладать подлинный поэт?»
  8. Вигдорова о влюблённости «Саша сидела во дворе и готовилась к выпускным экзаменам: она учила физику...» (Вариант 13 сборника ФИПИ-2025, 36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько). Проблема «Как зарождается любовь в сердце человека?»

Сопоставление, сравнение

  1. Юз Алешковский о настроении «Как я и думал, мамы не было дома...» (Вариант 21 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Как обстоятельства могут повлиять на эмоциональное состояние человека?»
  2. Рожнёва о взглядах на жизнь «Ветер странствий гулял по шумному автовокзалу...» (Вариант 21 сборника под редакцией Н.А. Сениной ЕГЭ-2025, 25 тренировочных вариантов). Проблема «Что влияет на восприятие человеком разных жизненных событий?»
  3. Каверин о великом «Почему с такой силой запомнилась мне эта ночь, о которой и даже не знаю, что и как рассказать?» (Вариант 1 сборника под редакцией Н.А. Сениной ЕГЭ-2025, 25 тренировочных вариантов). Проблема «Кто способен создавать великое?»
  4. Тендряков про взаимоотношения родителей и детей «Уже взявшись за ручку двери, Женька услышал густой перекатывающийся бас...» (Вариант 43 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Какими должны быть взаимоотношения родителей и детей?»
  5. Кривин о Дыме и Тучке «В топке была жаркая работа, и Дым после смены захотел немного проветриться...» (Вариант 22 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Что может стать причиной душевных страданий?»
  6. Богат о моделях поведения «В том разнообразии конфликтных ситуаций, с которыми жизнь почти ежедневно сталкивает меня по роду работы...» (ЕГЭ 2024). Проблема «В чём проявляется ответственность общества, должностных лиц за судьбу человека?» ИЛИ «Какую модель поведения может выбрать личность при попадании в нравственно ненормальный микроклимат?»
  7. Богат о счастье «Нет, – и, наверное, не было никогда в мире, – человека который не хотел бы быть счастливым...» (ЕГЭ 2024). Проблема «На основании чего формируется наше отношение к другому человеку?» ИЛИ «Что изменилось в системе жизненных ценностей в современном обществе?»
  8. Паустовский о редактуре «Зимой 1921 года я работал секретарём в газете...» (СтатГрад 2024-2025). Проблема «Что, кроме таланта, необходимо писателю, чтобы создать произведение высокого художественного уровня?»

Аналогия

  1. Богат о творчестве «Волнующая это вещь — ощутить великую этику...» (ОБЗ ФИПИ 2024). Проблема «Какого человека можно назвать творцом?» (аналогия между одарёнными, знаменитыми людьми и простыми тружениками)
  2. Богат о литературе (нелётной погоде) «В XIX веке не было понятия лётной и нелётной погоды, но именно нелётная погода вернула меня в XIX столетие...» (ЕГЭ 2024). Проблема «Какую роль в жизни людей играет семейное чтение?» (аналогия между прошлым и настоящим: и тогда, и сейчас литература объединяет людей, дарит им спокойствие и помогает справиться с трудностями)
  3. Нагибин о красоте «Что такое красота? Людям кажутся красивыми совсем разные лица, вещи, явления...» (ОБЗ ФИПИ 2024). Проблема «Что такое красота?» (аналогия между литературой и живописью)
  4. Алексин о мимозе «Андрей туманно представлял себе, что дарить женщинам к празднику...». Проблема «В чём проявляется любовь к близкому человеку?» (аналогия в поступках мужа и жены: оба готовы постараться, чтобы порадовать любимого человека подарком)
  5. Кривин о волшебнике «Жил-был добрый волшебник. Он мог превращать песок в сахар, а простую воду в молоко, но он ничего этого не делал...» (ЕГЭ 2024, резерв). Проблема «Можно ли стать счастливым, следуя чужим идеалам?» (аналогичное поведение героев ДО преображения и ПОСЛЕ; аналогичные судьбы Петуха, Медведя, Человека)
  6. Экзюпери о дружбе «Лис долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал...» (Вариант 33 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Как надо относиться к друзьям?» (аналогия между отношением Маленького принца к Лису и к розе)
  7. Лесков о музыке «Тётя Полли и Гильдегарда взяли крошечный карманный фонарик...» (Вариант 23 сборника ФИПИ-2024, 36 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Что даёт человеку мечта?» (аналогичное воздействие музыки на тётю Полли, Гильдегарду, рассказчика)

Причинно-следственная связь

  1. Толстой о весне «Погода после мокрого снега уже дня три стояла тихая, тёплая и ясная...» (Вариант 12 сборника ФИПИ-2025, 36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько). Проблема «Какое влияние природа оказывает на человека?»
  2. Амлинский о влиянии взрослых на подростков «Возвращаясь к своему детству, я вспоминаю маленькую, ныне уже не существующую библиотеку имени Достоевского, неподалёку от Чистых прудов...» (ЕГКР 2024-2025). Проблема «Какова роль взрослых в формировании личности подростка?»
  3. Куприн о фортификации «Однажды вечером, подготовляясь к завтрашнему уроку по проклятой фортификации...» (Вариант 10 сборника ФИПИ-2025, 36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько). Проблема «Что помогает человеку прийти к успеху в освоении сложных тем и предметов?»
  4. Яковлев про память о войне «Сперва я не понял, что заставило меня остановиться перед зданием школы и внимательно посмотреть по сторонам...» (Вариант 9 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Память о войне… Почему важно её хранить?»
  5. Олеша о детских воспоминаниях «Удивительная работа — воспоминания. Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине...» (Вариант 14 сборника ФИПИ-2025, 36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько). Проблема «Какова роль детских воспоминаний?»
  6. Дашевская о музыке «Мама ходила к директору, спорила, доказывала — бесполезно...» (Вариант 17 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Как музыка влияет на человека?»
  7. Бунин о косцах «Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё...» (Вариант 23 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Как русская песня воздействует на душу человека?»
  8. Успенский об искусстве «Я исходил по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе груз горького, подлого и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра...» (Вариант 27 сборника ФИПИ-2025, 36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько). Проблема «Искусство… в чём его сила?»
  9. Алигер о Чуковском «Взрослые взяли меня с собой в гости...» (ЕГЭ 2024). Проблема «Как чтение книг влияет на ребёнка?»
  10. Катаев о поэзии «Я уже давно писал стихи и находился, как все молодые поэты, в состоянии вечного душевного смятения...» (ЕГЭ 2024). Проблема «Какими качествами должен обладать подлинный поэт?»
  11. Бруштейн о полёте «Возвещённый афишами полёт Древницкого на воздушном шаре перебудоражил весь город...» (ЕГЭ 2024). Проблема «Как ощущение чуда влияет на человека?»
  12. Айтматов о манкуртах «Жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами...» (ЕГКР 2024-2025). Проблема «В чём значимость памяти для человека?»

Уступительная связь

  1. Бруштейн о безруком художнике «На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом...» (ЕГЭ 2024). Проблема «Как человек должен относиться к своему таланту?»
  2. Катаев о наводчике Ковалёве «Солдаты, расположившиеся вокруг пушки, были заняты каждый своим делом...» (Демоверсия ЕГЭ 2025). Проблема «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?»
  3. Катаев о моряках «Одна в тёмном нетопленом доме, Ольга Ивановна, как обычно, коротала бесконечно длинную декабрьскую ночь...» (Вариант 47 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «В чём проявляется героизм человека на войне?»
  4. Распутин о счастье «Всё чаше и дотошней стал раздумывать Иван Петрович: что надо человеку, чтобы жить спокойно?» (ЕГЭ 2024). Проблема «Что нужно человеку для счастья?»
  5. Чехов о стыде «Ночью, часов в 12, по Тверскому бульвару шли два приятеля...» (Вариант 30 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Всегда ли испытываемое чувство стыда становится началом нравственного исправления?»

Подтверждение

  1. Лихачёв об интеллигентности «Человек должен быть интеллигентен!» (Вариант 1 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Равна ли интеллигентность образованности?»
  2. Лихачёв о материальных ценностях «Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу...» (Вариант 6 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Должен ли человек отказываться от материальных ценностей?»
  3. Ткачёв о чтении «Если бы я не любил поэзию Бродского, то и тогда одна фраза из Нобелевской речи заставила бы меня уважать Иосифа Александровича...» (Вариант 15 сборника ФИПИ-2025, 36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько). Проблема «Для кого пишутся книги?»
  4. Грин о Пушкине «Сто двадцать пять лет — очень немного на весах истинного искусства...» (Вариант 9 сборника ФИПИ-2025, 36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько). Проблема «Нужны ли потомкам произведения А.С. Пушкина?»
  5. Паустовский о языке «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск...» (ЕГЭ 2024). Проблема «В чём заключается богатство русского языка?»
  6. Гранин о памяти «Когда-то я пытался изучать проблемы памяти, убеждённый, что с памятью связан секрет становления человеческой личности...» (ОБЗ ФИПИ 2024). Проблема «Какова роль воспоминаний в жизни человека?»

Конкретизация, детализация

  1. Богат о чудаках «Один из самых обаятельных образов русской литературы – образ чудака...» (ЕГЭ 2024). Проблема «Какими качествами обладает человек, которого называют чудаком?»
  2. Ильин о терпении «У каждого из нас бывает иногда чувство, что его силы приходят к концу, что он "больше не может"...» (СтатГрад 2024-2025). Проблема «Благодаря чему мы способны выдерживать такие испытания, которые кажутся непереносимыми?»
  3. Паустовский об искусстве на войне «Осколок снаряда порвал струны на скрипке...». Проблема «Есть ли место искусству на фронте?»
  4. Шеваров о поэтах «Поэзия начала XIX века, как ничто другое, даёт нам возможность понять события, услышать голоса, интонации людей Двенадцатого года...» (ЕГЭ 2024). Проблема «В чём заключается связь между дружбой и любовью к Отечеству?»
  5. Лажечников о патриотизме «Побеждён быть не может народ, в самых бедствиях гордый своим именем, в самых горестных потерях не лишившийся добрых нравов...» (ЕГКР 2024-2025). Проблема «Какой народ нельзя победить?»

Уточнение

  1. Лажечников о патриотизме «Побеждён быть не может народ, в самых бедствиях гордый своим именем, в самых горестных потерях не лишившийся добрых нравов...» (ЕГКР 2024-2025). Проблема «Какой народ нельзя победить?»
  2. Железников о малой родине «Это был городок, каких на нашей земле осталось всего несколько десятков...». Проблема «Как малая родина влияет на формирование личности человека?»

Дополнение

  1. Вигдорова о маме «Андрей родился и рос в Калуге. На окраине стоял бревенчатый просторный дом....» (ОБЗ ФИПИ 2024-2025). Проблема «Какова роль матери в формировании личности ребёнка?»
  2. Фадеев о маме «Степь без конца и края тянулась на все концы света...» (СтатГрад 2024-2025). Проблема «В чём проявляется сила материнской любви?»
  3. Астафьев о войне и красоте «Наш взвод форсировал по мелководью речку Вислоку, выбил из старинной панской усадьбы фашистов...» (Досрок ЕГЭ 2025). Проблема «В чём заключается беспощадность войны?»
  4. Пришвин про свет и тень «В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает...» (Вариант 7 сборника ФИПИ-2025, 50 вариантов под редакцией Дощинского). Проблема «Почему свет и тень одинаково важны?»
  5. Григорович о возвращении на малую родину «Подъезжая к родному гнезду, я не узнавал себя...» (Вариант 28 сборника ФИПИ-2025, 36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько). Проблема «Возвращение в родные края — это счастье или несчастье для человека?»
  6. Гарин-Михайловский об экзамене «— Довольно! И осветились вдруг весь этот громадный зал в два света, экзаменационные зелёные столы, чёрные доски...» (ЕГКР 2024-2025). Проблема «Какие чувства испытывает человек в момент достижения цели?»
  7. Гарин-Михайловский о признании вины «Он был тогда гимназистом первого класса. По случаю весенней распутицы он жил тогда в городе...» (ЕГКР 2024-2025). Проблема «К чему приводит неспособность человека признать свою вину?»
  8. Власов о победе «Ничего необычного в том, что случилось со мной, нет. Я был чемпионом и считался самым сильным человеком...» (ЕГКР 2024-2025). Проблема «Что делает человека победителем?»
  9. Короленко о принципах «Мой отец был чиновник. В 1849 году отцу предложили должность уездного судьи в губернском городе...» (ЕГКР 2024-2025). Проблема «В чём проявляется верность человека своим принципам?»
  10. Олеша о детских воспоминаниях «Удивительная работа — воспоминания. Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине...» (Вариант 14 сборника ФИПИ-2025, 36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько). Проблема «Какова роль детских воспоминаний?»
Daniel Keys, Narcissus & Foxgloves, 2021
Daniel Keys, Narcissus & Foxgloves, 2021